Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Замысел сценария






Сценарий - (итал. " шенарио" от лат. " шена") - предмет­но-изобразительная и композиционная основа театрали­зованного представления, в которой с прямой речью пер­сонажей гпободно взаимодействует описательно-пове­ствовательная речь. Прямая речь имеет форму монолога или диалога.

Монолог - (греч. " моно" - один и " логос" - слово) - речь действующего лица, выключенная из разговорного обще­ния персонажей. В праздничной драматургии - речь кон­ферансье или ведущего, обращенная к артистам или учас­тникам торжества.

Диалог (греч. " диалогос" - разговор, беседа) - форма устной речи, разговор двух или нескольких персонажей в театрализованном представлении, а также ведущего с уча­стниками праздничного действия.

Описательно-повествовательная речь в сценарии выс­тупает в форме ремарки.

Ремарка (фр. " ремарк" - замечание, пояснение) - указа­ние автора в тексте сценария на поступки героев, их жес­ты, мимику, обстановку действия. Описание предполагае­мого поведения участников праздника, условий игр, кон­курсов и т.д. Краткая ремарка, находящаяся внутри пря­мой речи, заключается в скобки, более подробная выделя­ется графически.

Первой и, может, главной особенностью сценария те­атрализованного представления является его документаль­ная основа.

Сердцевина праздника - реальное событие. Юбилей го­рода или учреждения, окончание школы, поступление в институт, творческий отчет художественного коллектива и т.д. Местный факт постоянно присутствует и в традици­онных гуляниях, связанных с народным календарем. Кро­ме того, документ в различных ипостасях является струк­турным элементом праздничной драматургии. Аудио- и видеозаписи, кинофрагменты, выступления реальных героев, различные церемониальные действия - строительный материал сценариста.

Вторая особенность сценария - его синтетический, со­бирательный характер. Здесь встречаются все виды ис­кусств (музыка, литература, театр, кино, живопись, архи­тектура) и различного рода документалистика. Варьиро­вание сочетании того и другого породило видовое разно­образие театрализованных представлений.

Концерт (итал. " концерте" состязание) - публичное исполнение произведений малых форм самых разных ис­кусств.

Театрализованный концерт - это концерт, имеющий еди­ный художественный сценический образ, для создания ко­торого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая ат­мосфера.

Сценарий концерта представляет собой перечень худо­жественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены), создающих единый образ представления, причем номера, как правило, объе­динены в художественно-смысловые блоки.

Художественно-смысловой блок - это поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, об­разующие развернутую художественную мысль. Компози­ционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим.

Театрализованный тематический вечер - это докумен­тально-художественное представление, посвященное реаль­ным героям и реальным событиям, построенное при по­мощи монтажа.

Сценарий театрализованного тематического вечера со­стоит из выступлений реальных героев, текстов ведущего, концертных номеров, элементов театрализации (" зримое стихотворение", " зримая песня", " зримый документ", слайд-фильмы и кинофрагменты) и описания церемониаль­ных действий.

Конкурсно-игровая программа - это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкур­сы, забавы, розыгрыши.

Сценарий конкурсно-игровой программы включает в себя описание всех вышеперечисленных развлечений и пра­вил их проведения в изложении ведущего. Подробные ре­марки дают представление о предполагаемом поведении игроков и болельщиков.

Театрализованное представление-спектакль - представ­ление, аналогичное театральному зрелищу. Оно имеет еди­ный сюжет, вымышленных персонажей и диалогическую форму. Однако нередко эти признаки разрушаются. На­пример, представление может быть полисюжетным. Каж­дый эпизод в этом случае относительно самостоятелен, и в нем действует свой круг героев.

Сценарий театрализованного представления-спектакля создается драматургическим путем и наиболее близок по своей сути пьесе.

Беспримесно все эти разновидности клубных театрали­зованных представлений почти не существуют. Происхо­дит постоянное их взаимопроникновение и взаимообога­щение.

Отметим, что какой бы сценарий не предстояло написать, работа над ним начинается с формирования замысла.

Замысел сценария - это внутреннее представление о бу­дущей драматургической разработке праздничного дей­ствия. Процесс его формирования условно можно разде­лить на три этапа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Поиски Эмоционального камертона"

Танцуют, как известно, от печки. Попробуем разобрать­ся, что же такое " печка" в нашем случае. Итак, чтобы за­мысел сценария " вытанцевался", нужно вдуматься в исход­ные данные, найти несколько отправных точек или " кир­пичиков".

Первый из них тема. Ее, в самом общем виде, опреде­ляет праздничный календарь. Это годовой цикл народных и государственных праздников, а также различные годов­щины, связанные с историческими событиями страны, ре­гиона, города, предприятия.

Следующий " кирпичик" или вторая отправная точка размышлений сценариста - вид театрализованного пред­ставления. Автору драматургической основы праздника изначально известно (опять же в самых общих чертах), будет ли это театрализованный концерт, эстрадное обо­зрение или тематический вечер, ибо форма торжества оп­ределяется праздничными традициями или пожеланиями заказчика.

И наконец, место проведения (сцена дворца культуры или городская площадь, банкетный зал или лесная поля­на) и будущие участники - зрители - последние, но нема­ловажные " кирпичики" нашей воображаемой печки.

Тема и жанровая разновидность, место проведения и адресат - не так уж и мало, чтобы фантазия сценариста включилась в работу.

Первоначально автор думает обо всех компонентах за­мысла сразу. Пытается конкретизировать тему, найти ос­новной прием для организации материала, определить количество эпизодов и главные выразительные средства. Он перебирает в уме художественные коллективы и конк­ретные сценические номера, которые могли бы войти в драматургическую ткань сценария, вспоминает имена ин­тересных людей, выступления которых могут создать эмо­циональный фон будущего праздника. Перечитывает ли­тературные произведения, на которые его вывели первые ассоциации. И, наконец, в его сознании возникает, пользу­ясь выражением Ольги Форш, некий " отчеканенный объем". Одни его детали видятся достаточно отчетливо, другие - смутно и расплывчато. Но самое главное, на этом этапе придумывается нечто такое, что очень нравится са­мому сценаристу. Эта придумка может касаться как основ­ных элементов замысла (тема. идея, жанр, конфликт, сце­нарный ход), так и второстепенных (название сценария, имена персонажей, художественные но­мера). Далее она бу­дет играть роль эмо­ционального камер­тона. На эту придумку будут равняться все остальные компо­ненты замысла. А кроме того, она при­звана стимулировать фантазию автора, поддерживать в нем " энергию заблужде­ния" (Л.Толстой), же­лание написать такой сценарий, какого еще никто до него не на­писал.

Например, придумывая сценарий торжества, посвящен­ного юбилею одной из школ Челябинска, автор решил опе­реться на известное выражение, бытующее в учительской среде: " Школа для нас - второй дом". И одна из ассоциа­тивных тропинок привела его к веселому персонажу - Домовенку. Сразу замаячил эпизод, посвященный встрече ветеранов с учителями, которые только что со студенчес­кой скамьи. Вместо назидательных речей вручение этого персонажика талисмана с веселым напутствием - и ста­ло для сценариста эмоциональным камертоном всей рабо­ты. Характерное замечание по поводу аналогичного явле­ния в литературном творчестве делает Вениамин Каверин:

полуслучайно записанные фразы оказываются, " едва толь­ко приступаешь к работе, как бы камертоном, к которому все время прислушиваешься, проверяя верность всего сти­левого строя".*

* Каверин К. Как мы пишем. - М.: Книга, 1989. - С. 59.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.