Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межличностное взаимодействие как процесс формирования разделяемого поля значений.






Пытаясь понять другого человека, мы опираемся только на те сигналы или знаки, которые он транслирует нам, а также на собственный и совокупный опыт предположений о том, что это могло бы значить.

Опосредованность знаками межличностного взаимодействия вполне очевидна. Это нашло свое выражение и в психосемантических исследованиях (Петренко, 2001), а также переживших не так давно волну популярно­сти изданиях типа «читать человека как книгу», в которых представлены многочисленные описания одно­значной интерпретации тех или иных сигналов невербальной коммуникации - мимики, жестов и т.п. чи­тать то его можно, вопрос заключается лишь в том, насколько это «чтение» близко к пониманию того, что думает и чувствует «читаемый». Самое интересное заключается в том, что чем больше «читающий» уверен в верности своего «прочтения», тем менее адекватен он становится в оценке имеющего место в действи­тельности. Один и тот же жест может иметь совершенно отличное значение в разных ситуативных контек­стах. Более того, он может иметь множественные значения, определяемые в том числе и собственным опы­том, людей, пытающихся его понять. В этом смысле вполне справедлива поговорка - «вижу то, что хочу видеть».

Первый вывод заключался в осознании того факта, что взаимодей­ствие не статично, а интерактивно, что в процессе взаимодействия имеет место не обмен некоторыми не­изменными сигналами или знаками, а значениями, которые устанавливаются, формируются и постоянно развиваются. Второй вывод связан с осознанием необходимости погружения во внутренние миры взаимо­действующих сторон с целью выяснения того, как формируемые значения синхронизируются и верифици­руются. Это «погружение» становится возможным только на основе качественно отличной исследователь­ской методологии - диалогической (методология второго лица), в которой установление знания становится невозможным без обращения к его источнику, т.е. исследуемому человеку. Третий вывод был связан с осознанием того, что взаимоотношения «постигаются» или «направляются», а «делаются» или «создают­ся» самими участвующими сторонами. Взаимоотношения продукт совместный. И если одна из сторон не стремится к построению здания совместных взаимоотношений, то и природа их будет весьма недолговеч­на.

Индивиды, вступающие во взаимоотношения, пытаются в первую очередь не «прочитать», а понять друг друга, стремясь сконструировать системы значений каждого из участников взаимодействия в собст­венных понятиях. По мере включения во взаимоотношения, взаимное изучение начинается с включения полученных от партнера сигналов в контекст особой истории совместных взаимоотношений. По мнению Стива Дака, Выяснение особенностей такого взаимопонимания предполагает изучение пу­тей, посредством которых два человека конструируют системы личностных значений друг друга на раз­личных уровнях, как процесс этого конструирования влияет на их способность понимать друг друга, как понимание влияет на отношение одного человека к другому и как эти процессы ознаменовывают начало создания разделяемых значений для их взаимоотношений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.