Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология межличностного взаимодействия Бейлса






Бейлс зафиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Бейлс предположил, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды взаимодействий были разнесены по четырем рубрикам: I. область позитивных эмоций: 1) солидарность; 2) снятие напряжения; 3) согласие; II. область решения проблем: 4) предложение, указание; 5) мнение, 6) ориентация других; III. Область постановки проблем: 7) просьба об инф.; 8) просьба высказать мнение; 9) просьба об указании; IV. область негативн. эмоций: 10) несогласие; 11) создание напряденности; 12) демонстрация антогонизма.

Схема Бейлса получила довольно широкое распространение, несмотря на ряд существенных критических замечаний, высказанных в ее адрес. Самое элементарное воз­ражение состоит в том, что никакого логического обоснования существования именно двенадцати возможных видов не приводится, равным образом как и определения именно четырех (а не трех, пяти и т.д.) категорий. Второе возражение - нет единого основания, по которому взаимодействия были бы выделены: в списке присутствуют вперемешку как чисто коммуникативные проявления индивидов, так и непосредственные проявления их в «действиях». Главный аргумент, не позволяющий придавать этой схеме слишком большого значения, состоит в том, что в ней полностью опущена характеристика содержания общей групповой деятельности, т.е. схвачены лишь формальные моменты взаимодействия.

 

63. Нормативная регуляция межличностного взаимодействия Нормы - разделяемые способы рассмотрения объектов и обращения с ними. Нормы включаются в систему социального контроля, обеспечивают существование и функционирование как отдельных членов общества так и его институтов, образуя нормативно-ценностную систему культуры. Благодаря социальным нормам обеспечивается стабильность, устойчивость, сбалансированность общества. Таким образом, социальные нормы выступают в качестве средства осуществления важнейших социальных функций и средства социальной регуляции поведения. В процессе регуляции поведения социальные нормы взаимодействуют со многими формами социальной регуляции, и обусловливания поведения и свойств личности: социальное влияние, «заражение», социальное давление, подражание, регуляция массовидных форм поведения. Нормы включаются в другие средства и способы социальной регуляции поведения, существующие и используемые в обществе: ролевые ожидания, обряды, обычаи, ритуалы и т. п. Будучи усвоенными, интериоризированными, социальные нормы воздействуют на поведение через систему внутренних факторов регуляции - самосознание и самооценку, мотивационную систему, понимание и установки, т. е. становятся собственно личностными средствами регуляции поведения. Социальные нормы участвуют в формировании идеалов, убеждений, мировоззренческих установок, высших нормативных представлений и нравственных образований - чувства долга, совести. В основе ролевого поведения также лежит нормативная регуляция.

Социальные нормы важнейший компонент системы социальной регуляции поведения и регуляции социального поведения, своеобразный «цемент общества». Нормы проясняют поведенческий выбор, помогают определить направление действий и мотивацию, организуют социальное взаимодействие, а так же помогают сориентироваться в возможных линиях поведения других людей, тем самым создавая основания для прогноза.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.