Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия позитивизма и его исторические формы.






 

Позитивизм (от лат. positivus – положительный), философское учение, основанное на установке о том, что подлинное, «положительное» (прежде всего, конкретно-научное) знание является высшим типом знания и что классическая философия, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Центральная проблема позитивизма – проблема взаимоотношения философии и науки. Философия позитивизма, или философия позитивного, конкретно-научного знания, была создана французским мыслителем О. Контом в работах " Курс позитивной философии " (1830-1842) и " Дух позитивной философии ". Исторические формы позитивисткой философии: классический позитивизм (О.Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль), Эмпириокритицизм (махизм) (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (Б.Рассел, М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн).

Своей особой заслугой в философии Конт считал открытие закона трех стадий духовного развития человека. Согласно этому закону, человечество проходит три стадии эволюции: теологическую, философскую (метафизическую) и, наконец, научную (позитивную). Через эти три стадии проходят все типы культуры и сознания: индивидуальные, общественные, национальные. Третья, позитивная стадия, начавшаяся приблизительно с 1800 года, знаменует собой утверждение в жизни общества науки и соответствующей ей новой философии.

Признаком, по которому можно судить о наступлении позитивной стадии, является доминирование в сознании общества закона постоянного подчинения во­ображения наблюдению. Согласно данному закону, в положительном, научном знании " всякое предложение, которое недоступно точному превращению в изложе­ние частного или общего факта, не может представлять реального и понятного смысла". Научным, в свете рассматриваемого закона, оказывается только то, что доступно наблюдению, а задачей науки является не объяснение, а только описание фактов.

Методологию, соответствующую духу позитивистской философии, определяемому законом подчинения воображения наблюдению, разработал знаменитый английский мыслитель Дж. Ст. Милль в книге " Система логики ". Это была методология опытного познания и индуктивной логики.

Контовско-миллевское понимание природы, задач и методов науки было поддержано и продолжено в работах еще одного выдающегося английского мыслителя Г. Спенсера. По его мнению, наука имеет дело исключительно с явлениями, причины и основания которых принципиально непознаваемы. Прогресс в общественной жизни является, по существу, борьбой за выжи­вание, в которой побеждает сильнейший.

Взгляды Конта, Милля, Спенсера по отдельности раскрывают разные стороны исторически первой формы позитивистской философии. Взятые вместе, они выражают новый тип неклассической философии, претендующей на преодоление недостатков старой умозрительной (классической) философии.

Стержнем позитивизма как философии была ориентация на науку. Идея этой философии - отказ от поиска сущности вещей и установка на описание явлений (т.е. феноменализм) - конкретизировалась в подозрительном отношении позитивистов к дедуктивно-умозрительному мышлению, дополнялось апологией индуктивного мышления (индуктивизмом). Из принципа индуктивизма вытекало также сознательно принимаемое к исполнению в методологии и аргументации позитивистской философии запрещение на поиск и апелляцию к различным абсолютам. Другими ключевыми идеями первого философского позитивизма были идеализм в понимании природы и общества, сведение сложных процессов развития к простому сочетанию интеграции и дифференциации, и, наконец, отрицательное отношение к социальным революциям и ориентация на использование методов социальной инженерии. Идейным кредо первого позитивизма были два, истолкованные в духе вышеизложенных принципов понятия: известное еще просветителям понятие – " прогресс " и понятие – " порядок ".

Вторая историческая форма философии позитивизма была разработана австрийским ученым Э. Махом и швейцарским теоретиком Р. Авенариусом. По имени первого эта форма позитивизма иногда называется махизмом. С именем Авенариуса связано другое обозначение второго позитивизма - эмпириокритицизм. Авенариус написал трактат " Критика чистого опыта ", а слово " эмпириокритицизм" как раз и означает " критика опы­та" (от греч. " эмпирио" – опыт и " критика" – судить, разбирать).

Представители данного направления сохраняют основную установку позитивизма на защиту позитивного, опытного знания. Они настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем умозрительного подхода, на изъятии из науки таких понятий, как «субстанция», «причинность», «материальное», «идеальное» и др. Таким образом, на второй стадии позитивизма решалась задача демаркации науки и классического философского мировоззрения, доказательства чуждости науке всей традиционной философской проблематики.

У истоков третьей формы философии позитивизма – неопозитивизма (букв. нового позитивизма) стоял британский логик, математик и философ Б. Рассел. В математике он был известен в качестве одного из авторов новой программы ее развития – логицизма, т.е. выведения ее фундаментальных понятий из принципов формальной логики. В современной формальной логике имя Рассела обычно связывается с созданием теорий типов и обозначения.

В результате Б. Рассел пришел к пониманию важности для философии двух выводов. Во-первых, того, что философия является ничейной землей между наукой, религией и обыденным сознанием (здравым смыслом) и, во-вторых, что двумя сторонами фундамента науки являются формальная (математическая) логика и опыт.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.