Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности и достижения немецкой классической философии. Проблемы познания в критической философии И. Канта.






Великим достижением немецкой классической философии явилось раскрытие творческой, активной природы субъекта и его сознания в познавательном процессе, разработка нового понимания диалектики, а также диалектического метода познания действительности и её преобразования. Преданность идее прогресса, идеалам свободы и гуманизма, уверенность в закономерном характере исторического процесса – важнейшие черты немецкой классической философии. Её представители: основоположник – И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах.

Кант формулирует новое понимание предмета и задач философии. По его убеждению, философия возможна лишь как критика (т.е. исследование) познавательных способностей и возможностей человеческого разума. Он считал, что прежде чем браться за решение проблемы бытия, следует выяснить, есть ли у вашего разума соотв. Познавательные силы и способности.

-познавательные возможности человеческого разума не безграничны. У них есть пределы. Наше познание ограничено лишь областью явлений. Вещи же, как они существуют вне нашего сознания не познаваемы в принципе. Это ограничение познания миром феноменов, явлений и отрицание возможности познания «вещей в себе» получило название кантовского агностицизма. Априоризм (или трансцендентализм), учение о наличии в сознании субъекта априорных, т.е. доопытных познавательных форм – вторая важнейшая особенность кантовской гносеологии.

В сознании Кант различает три познавательных способности: чувственный опыт (созерцание, восприятие), рассудок и разум.

На уровне чувственного созерцания априорными познавательными формами являются, по Канту, пространство и время. Пространство – априорная форма внешнего восприятия, время – внутреннего. Благодаря этим формам обеспечивается всеобщность чувственного опыта и общеобязательность основанных на них утверждений геометрии и математики.

На уровне рассудка (понятийная деятельность) априорными познавательными формами являются 12 категорий («чистых понятий») рассудка (Кант разделяет их на 4 группы – количества, качества, отношения и модальности по 3 категории в каждой). Благодаря им обеспечивается всеобщность и общеобязательность положений и выводов теоретического естествознания.

Разум, по Канту, есть высшая, присущая сознанию синтезирующая способность. Его задача – направлять рассудок к предельно возможному обобщению, синтезу того знания, которое он получает в познавательном опыте.

Разум стремится вывести человека за пределы феноменального мира, в центре его внимания такие вопросы как Бог, душа, свобода, бесконечность. Как только разум пытается осмыслить сверхчувственные объекты, он с неизбежностью сталкивается с противоречиями. С одинаковой степенью доказанности можно обосновать многие противоречивые вещи. Выход: отдать эти вопросы вере.

Самое главное в философской позиции Канта то, что он превратил теорию познания в основной раздел философии + он принципиально изменил взгляд на познавательные способности человека. Провел четкое разграничение между рассудком и разумом. Очертил границы познавательных возможностей человека (Он подчеркнул их активный, творческий характер).

Суть позиции Канта: человек и его сознание не просто отражают окружающую действительность, а конструируют, создают её. В этом, созданном самим собой, мире человек и живет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.