Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектическая философия Г. Гегеля.






Наиболее выдающимся после Канта представителем немецкой классической философии был Г. Гегель. Как и Фихте, Гегель также расходится с Кантом, но уже не из-за признания существования «вещей в себе», а из-за учения о их непознаваемости. В действительности, по Гегелю, нет никаких непознаваемых «вещей в себе» Гегель создал грандиозную всеобъемлющую философскую систему объективного идеализма, важнейшим научным достижением, наиболее ценным культурным завоеванием которой является диалектика и диалектический метод, получившие у Гегеля свое современное истолкование. А именно, диалектика после Гегеля понимается уже как противоположность метафизике, как всеобщая концепция развития и взаимосвязи всех явлений и аспектов реальности.

Это всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории

Мир — саморазвивающаяся система. Единый же алгоритм всякого процесса развития описывается Гегелем тремя сформулированными им законами развития. Первый из них, закон противоречия, раскрывает источник, причину всякого развития. Все вещи противоречивы в самих себе. Противоречие движет миром. Оно же и есть причина развития. Живым единством является лишь то, что способно удержать в себе противоречие.

Однако противоречие включает в себя этап постепенных, количественных изменений, приводящих на определенной фазе, при достижении определенной меры количественных изменений к скачкообразному качественному преобразованию вещи, переходу ее в новое качественное состояние. Этот закон перехода количества в качество описывает механизм всякого процесса развития. Но всякое развитие связано всегда и с устранением, разрушением, по гегелевской терминологии, отрицанием наличной, устаревшей формы существования вещи, замены ее новой, которая, в свою очередь, с самого начала содержит в себе свою отрицательность и, пройдя определенный цикл изменений, неизбежно будет подвергнута также отрицанию, уступая место новой реальности. Диалектическое отрицание, по Гегелю, есть, однако, не только разрушение предыдущей формы вещи, но, и удержание, сохранение некоторых ее параметров в новой вещи. Этот третий универсальный закон развития, закон отрицания отрицания раскрывает направленность развития, выявляет его спиралевидную форму, когда на новой фазе воспроизводятся некоторые черты пройденной фазы, но уже на более высоком уровне.

В соответствии с философией Гегеля в мире всё со всем взаимосвязано. Человеку дано познать все, что происходит под солнцем. Основная познавательная способность человека — разум.

Философия Гегеля — вершина спекулятивной философии. После него характер философии принципиально изменился.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.