Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классика и неклассика в развитии европейской философии. Иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.






Классическая философия вообще, немецкая классическая философия, в особенности, уповала на познавательные возможности разума, прогресс науки и техники, идеалы свободы, равенства и братства. Однако познавательная и социально-экономическая ситуации в XIX веке складывалась в силу разных объективных и субъективных факторов и обстоятельств таким образом, что в культуре и философии начал нарастать интерес к непосредственно не связанным с наукой и рациональностью сторонам бытия человека и общества. Постклассическая философия не была однородной и в лице ее основных родоначальников различным образом отреагировала на новые условия жизнедеятельности человечества.

Шопенгауэр - основатель современного иррационализма

Мир, согласно Шопенгауэру, как вещь в себе есть воля, а как вещь для нас представление. Воля – это абсолютное начало всякого бытия, созидающая космическая и биологическая по своей природе сила. Человек является рабом воли. Именно воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным не было его существование. Но даже интеллект человека – всего лишь инструмент Воли к жизни, с помощью которого человек реализует собственные желания. Это трагическое для человека обстоятельство предлагает ему только один разумный выход – погасить в себе Волю к жизни. Шопенгауэр обосновывал принципы философского иррационализма, как мировоззрения, отрицающего достижения разума в деле познания истины и абсолютизирующего в нем роль эмоционально-волевых факторов. Его иррационализм был тесно связан с пессимизмом и заключался в том, что у жизни не имеется никакой цели, она представляет собой без­душное движение, а субстанциональным значением обладает одна бессознательная, неразумная космическая воля. Именно воля как иррациональное начало является основой мира и жизни.

Ницше - основатель современного иррационализма. Ницше шел по пути иррационализации философии еще дальше, доказывая представление о том, что мир является становлением, жизнью, с одной стороны, и Волей к власти - с другой. В такой перспективе познание, религия, мораль, красота и др. ценности жизни оказывались лишь проявлением иррациональной Воли к власти. По представлениям Ницше, человек является не высшим, а низшим существом. доказывал, что ошибочно говорить о развитии и прогрессе как движении от низшего к высшему, от простого к сложному, поскольку подлинно реально не развитие, а " вечное возвращение", движение по кругу, а источником познания является не истина, а заблуждение и что христианский Бог уже умер, а будущее - за сверхчеловеком. Сущностью жизни, по его мнению, является «воля к власти», поскольку все живое стремится к власти.

Ницше одним из первых выдвинул тезис о нигилизме (отрицании общепринятых ценностей, моральных норм). Понятие сверхчеловека – центральное в философии Ницше. Прообразом сверхчеловека является индивид, живущий без подсказки, несущий ответственность за поступки и собственную жизнь, не перекладывающий ее на других. Человек такого типа как бы мостик между животным и человеком. Согласно Ницше, христианская мораль не способствует формированию сверхчеловека, поскольку ослабляет инстинктивное начало в человеке. Сверхчеловек возвышается над толпой, ее предубеждениями и лицемерием и формирует новую мораль борца и воина. По идее, все прежние ценности, связанные с христианским Богом и сферой сверхчувственного, утратили свой смысл. Это означало, что пассивный нигилизм разочарования в ценностях прошлого должен смениться активным нигилизмом возрастания мощи такого духа и жизненных сил, которые утверждают новые иррациональные цели, ценности и перспективы.

Кьеркегор - родоначальник экзистенциализма, французский философ

Кьеркегор выдвигает идею веры в противоположность рационалистической традиции, но не отрицает возможностей разума. Он только ограничивает возможности разума в устройстве счастливой, подлинной жизни человека. Разуму есть место в жизни, но не разум является подлинно человеческим достоянием. Разум не в состоянии объяснить божественное чудо (чудо - единично), разум не способен охватить все богатство и уникальность человеческой жизни. Разум скользит лишь по поверхности, он не в состоянии проникнуть вглубь жизни, постичь все грани ее духовности. Разум не может служить основанием человеческой жизни уже потому, что разум универсален; ни один человек на земле не в силах избавиться от разума, не в состоянии ослушаться разум, когда речь идет о потребностях человека, об условиях его жизни. Поэтому разум не в состоянии не то, чтобы объяснить чудо и даже уразуметь его.

Иррациональная вера Кьеркегора позитивна, поскольку никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть подвержена рациональной обработке, т.е. вера не может быть рационально оформлена.

Вера является тем инструментом, с помощью которого человек становится отличным ото всех людей, - он становится Единичным.

19. Философия марксизма: проблемы и эволюция.

Марксистская философия возникла в 40-х годах XIX столетия. Ее основателями были немецкие мыслители Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820— 1895). Созданная ими диалектико-материалистическая философия опиралось как на предпосылки классической философии, так и конкретно-научного социогуманитарного и естественнонаучного знания.

Важнейшим теоретическим источником философии марксизма была немецкая классическая философия и идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха. Из всей классической философии значение для них сохраняли лишь ее методология – формальная логика и диалектика, а также материализм как основа нового научного философского мировоззрения.

Важной социогуманитарной предпосылкой возникновения марксизма явилась английская классическая политическая экономия, в лице ее выдающихся представителей А. Смита и Д. Рикардо. Еще одной идейной предпосылкой марксизма явились концепции социалистов-утопистов – французов: А. Сен-Симона, Ш. Фурье и англичанина Р. Оуэна. К естественнонаучным предпосылкам марксизма, по мнению Ф. Энгельса, относятся, во-первых, закон сохранения и превращения энергии, во-вторых, теория клеточного строения вещества и, в-третьих, дарвиновская концепция происхождения видов путем естественного отбора.

Философия марксизма богата разнообразными теоретическими обобщениями и выводами, идеями и положениями. Однако, среди них одной из наиболее обстоятельно разработанных является идея материалистического понимания истории, или исторического материализма.

В ее изложении Маркс и Энгельс использовали такие категории, как «способ производства», «общественно-экономическая формация», «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», «общественное бытие», «общественное сознание» и др.

Материалистическое понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, разнообразные концепции. Исходным основоположением материалистического понимания истории является тезис о том, что общественное бытие определяет общественное сознание.

В общественном бытии Маркс и Энгельс выделяют то главное, что независимо от воли и желания людей составляет основу их жизни – материальное производство и воспроизводство жизни и человека. Это производство является конкретно-историческим, изменяющимся способом производства.

Именно способ производства, доказывал К.Маркс, определяет социальный, политический и духовный процессы жизни общества. А именно: деление общества на социальные классы, его формы политического устройства, а также особенности его мировоззрения и духовной культуры.

Маркс на основе глубокого исследования сущности способа производства, пришел к выводу о том, что люди, участвуя в процессе производства, создают не только материальные блага, но и воспроизводят свою социальность: общественные отношения, они делятся на неодинаковые по своему социальному статусу группы, формируют особые политические институты. Конечную причину всех важных исторических событий марксизм видит по преимуществу в экономическом развитии общества.

Материалистическое понимание истории позволило Марксу обнаружить общие повторяющиеся черты в экономическом базисе ряда стран и сформулировать идею конкретно-исторического типа общества - общественно-экономической формации.

Смена общественно-экономических формаций (в марксизме выделяется пять основных общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая) представляет собой естественноисторический процесс, который определяется объективными законами общественного развития.

Маркс и Энгельс пришли к выводу о том, что капитализм достиг предела развития и более не может справиться с теми могущественными производительными силами, которые вызрели в буржуазных производственных отношениях. Частная собственность на средства производства стала тормозом развития производительных сил. Поэтому гибель капитализма неизбежна.

Учение о классах, классовой борьбе как движущей силе истории и диктатуре пролетариата как ее высшей и последней форме составляет важнейшую часть политической философии марксизма. Марксистский социально-классовый подход к анализу общественных явлений предполагает, что ничто в обществе не может быть объяснено вне контекста классовых интересов и отношений людей.

Закономерным результатом классовой борьбы пролетариата с буржуазией Маркс и Энгельс считали установление диктатуры пролетариата. Именно в ней они видели подлинную демократию для трудящихся и одновременно орудие ликвидации старых буржуазных отношений.

Подчеркивая объективность законов истории, Маркс и Энгельс отмечали, что они реализуются не автоматически, а через действия людей, конкретных субъектов общественных отношений. Движущей силой исторического процесса, творцами истории являются народные массы.

Марксистская социальная философия тесно связана с концепцией человека. По Марксу, человек не просто живет, чувствует, переживает, существует, но, прежде всего, реализует свои силы и способности в специфичном для него бытии — в производственной деятельности, в труде. Он таков, каково общество.

Согласно марксизму, практика имеет общественный характер, она проявляется в сфере связей между людьми, явление всемирно-исторического порядка, доминанта в сфере человеческой жизнедеятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.