Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструментарий сбора информации






Определяется выбором метода сбора информации. Если берется опрос как наиболее применяемый в социологии, то тем самым речь идет о получении первичной, вербальной (словесной) информации. Респондент дает ее в форме ответов на поставленные вопросы о социальных фактах, событиях и о мнениях, оценках. Благодаря этому в короткие сроки можно получить значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Чтобы использование опроса было эффективным, важно знать: во-первых, о чем спрашивать; во-вторых, как спрашивать; в-третьих, можно ли доверять полученным ответам.

Из ряда видов опросов основными являются анкетирование (письменный, опосредованный) и интервьюирование (устный, непосредственный). В основе того и другого лежит анкета (опросный лист).

Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов по выявлению мнений респондентов и получению от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах.

Анкета имеет определенную структуру. Начинается с вводной части – обращения к респонденту, где кратко говорится, кто проводит опрос, о его теме – целях и задачах, практическом значении, сообщается, как будут использоваться результаты. Здесь же приводятся правила заполнения (ответов на вопросы) анкеты, гарантируется анонимность.

Вторая часть анкеты – основная. В ней содержатся вопросы, ответы на которые дают информацию в соответствии с целями и задачами исследования, что позволяет проверить выдвинутые на этапе разработки программы гипотезы. Обычно каждой из задач исследования соответствует свой блок вопросов. Но логика анкеты и логика научного анализа могут не совпадать. Рекомендуется вначале ставить простые, контактные вопросы (о конкретных фактах). Важно сразу вызвать интерес, расположение респондента к искренним и полным ответам. Затем ставят основные, сложные вопросы на выявление мотивов, установок, оценок людей.

В третьей части, так называемой паспортичке (иногда она может быть за вводной частью), выясняются нужные социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, социальное положение, уровень жизни и т.д.

В заключение выражается благодарность респонденту за участие в исследовании.

С учетом целей и задач исследования по ДВО разработаны (прил. 1–7):

1) анкета учащегося выпускного класса школы;

2) анкета родителя учащегося выпускного класса школы;

3) анкета молодого человека со средним образованием в возрасте от 17 до 30 лет;

4) опросный лист эксперта;

5) анкета выпускника ЧелГУ на базе представительства в Южноуральске;

6) анкета студента ЧелГУ на базе представительства в Южноуральске;

7) опросный лист преподавателя ЧелГУ в представительстве в Южноуральске.

В соответствии с расчетными выборками по каждой совокупности опрашиваемых для анкетеров-интервьюеров составляется памятка-задание (прил. 8).

Социолог разрабатывает задание на математическую обработку информации с анкет (прил. 9). В соответствии с ним математик составляет (адаптирует к целям настоящего исследования) программу ввода и обработки социологической информации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.