Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткие теоретические сведения. реле представляют собой одно из самых распространенных устройств современной автоматики.






реле представляют собой одно из самых распространенных устройств современной автоматики.

Реле – это устройство, в котором при плавном изменении входного (управляющего) сигнала и достижении им определенного значения происходит скачкообразное изменение выходного (управляемого) сигнала.

По физической природе величин, на которые реагируют реле, их делят на электрические, гидравлические, тепловые, магнитные и др.

Реле обычно состоит из трех функциональных элементов: воспринимающего, промежуточного и исполнительного.

Воспринимающий элемент представляет собой преобразователь, в котором входной сигнал преобразуется в другой сигнал, иногда иной физической природы (например, в электрическом контактном реле электрический ток преобразуется электромагнитной системой в механическое усилие).

Промежуточный элемент сравнивает значение преобразованного сигнала с заданным значением и при его превышении передает входной сигнал на исполнительный элемент. У контактного реле промежуточным элементом является пружина.

Исполнительный элемент формирует выходной дискретный сигнал. У контактного реле – это подвижная система, замыкающая или размыкающая электрическую цепь.

Существует большое разнообразие электрических реле. В автоматических системах наибольшее распространение получили электромагнитные и электронные реле.

По принципу действия исполнительных элементов различают реле контактные и бесконтактные. Наиболее часто в настоящее время применяются электромагнитные (контактные) реле.

Различают реле постоянного и переменного тока. В свою очередь, реле постоянного тока разделяют на нейтральные и поляризованные. Работа последних зависит от полярности входного сигнала.

Принцип действия электромагнитных реле основан на взаимодействии магнитного поля обмотки, по которой протекает ток, с ферромагнитным якорем. Воспринимающим элементом электромагнитного реле является обмотка, а исполнительным – контакты.

Устройство реле приведено на рисунке 4.1. Оно состоит из катушки электромагнита 1, сердечника 2, подвижного якоря 3, возвратной пружины 4 и контактов (контактных пружин) 5. При пропускании тока через катушку создается маг­нитный поток, благодаря чему образуется тяговое усилие. При этом якорь притягивается к сердечнику и воздействует на пружину 4. В случае, когда тяговое усилие достигает определенной величины, пружина 4 сжимается. При этом контакты а и b замыкаются, а контакт с размыкается. Величина тягового усилия зависит от величины напряжения на катушке электромагнита 1.

 

а) б)

а – конструкция;

б – условное обозначение в схемах

Рисунок 4.1 Электромагнитное реле

 

При составлении схем устройств на электромагнитном реле используют условное обозначение реле. При этом контакты реле изображаются в таком состоянии, в каком они находятся при обесточенной катушке (отпущенном якоре) или при напряжении на катушке, недостаточном для перевода контактов во второе состояние, то есть контакты а и b при отсутствии или низком значении тока через катушку разомкнуты, а контакт с – замкнут (рисунок 4.1, б). Пунктирную линию, показывающую механическую связь между катушкой и контактами, изображать необязательно, но в таком случае вводятся буквенные и цифровые обозначения; катушка обозначается буквой К с порядковым номером реле, а обозначение контактов повторяет обозначение катушки, к которому через точку добавляется порядковый номер контакта.

Пример условного графического обозначения электромагнитного реле, конструкция которого показана на рисунке 4.1, приведен на рисунке 4.2.

Рассмотренное реле имеет два замыкающихся контакта – К1.1 и К1.2 и один размыкающийся – К1.3.

 

 

 

Рисунок 4.2 Условное графическое обозначение электромагнитного реле

 

Следует отметить, что катушка реле и контакты между собой электрически изолированы и могут находиться в разных электрических цепях. Например, катушку реле можно питать током низкого напряжения, в то же время контакты могут управлять цепями высокого напряжения. Такое разделение цепей позволяет повысить безопасность устройств. Также разделение цепей необходимо, когда напряжение управления катушкой имеет низкий уровень, а контакты установлены в линии с высоким напряжением, что имеет место в данной лабораторной работе. На стенде сигнал с выхода потенциометрического датчика уровня (напряжением менее 12 В) поступает на катушку электромагнитного реле. Контакты реле установлены в цепи управления электродвигателем (напряжение 220 В).

Электромагнитные реле широко применяются для управления электродвигателями, как в режиме ручного управления, так и в случаях автоматического управления.

Особенностью электродвигателей, как потребителей энергии, являются два фактора:

- большая величина потребляемого тока, особенно в момент пуска двигателя (пусковые токи могут превышать рабочие в 10 – 30 раз);

- зависимость величины потребляемого тока от нагрузки на валу двигателя (при полном торможении двигателя ток становится равным пусковому, что в течение короткого времени может привести к перегреву и выходу из строя обмоток двигателя).

Большой пусковой ток может создавать сильное искрение – дугу в коммутирующих элементах цепи двигателя, а это способствует быстрому разрушению (обгоранию) этих элементов. По этой причине для двигателей мощностью более 0, 5 – 1 кВт, как правило, применяют специальные электромагнитные реле – магнитные пускатели.

Отличительной особенностью магнитного пускателя являются мощные, массивные контакты и усиленный электромагнит, позволяющий замыкать – размыкать контакты за очень короткое время (в результате чего они не успевают обгорать). В некоторых случаях применяют дополнительные меры для гашения дуги на контактах, например, так называемое “магнитное дутье”. Суть его в том, что возле каждого контакта пускателя специальной катушкой создается магнитное поле, которое возникающую электрическую дугу, представляющую собой плазменный проводник тока, “выталкивает” из зоны контакта.

В схемах управления электродвигателями широко используются тепловые реле. Основой теплового реле является биметаллическая пластинка, механически связанная с единственным контактом этого реле. Рядом с биметаллической пластинкой устанавливается нагревательная спираль. При больших значениях тока спираль нагревается, биметаллическая пластинка изгибается и размыкает связанный с ней контакт. Нагревательная спираль обычно включается в цепь двигателя, а размыкающийся контакт включают в цепь катушки магнитного пускателя.

На рисунке 4.3 приведена типовая схема управления трехфазным асинхронным электродвигателем М1. На схеме используются следующие обозначения:

КМ1, КМ2 – катушки двух магнитных пускателей;

КК1, КК1' – нагревательные спирали теплового реле;

КК1.1 – контакт теплового реле;

КМ1.1 – КМ1.5 – контакты, управляемые катушкой КМ1;

КМ2.1 – КМ2.5 – контакты, управляемые катушкой КМ2;

SB1, SB2 и SB3 – кнопки управления;

F1 – F3 – предохранители.

 

 

 

Рисунок 4.3 Типовая схема управления реверсивным электродвигателем

 

Управление приведенной схемой осуществляется кнопками. Если реализовывать эту схему в системе автоматического управления, то следует иметь в виду, что вместо кнопок могут быть установлены контакты, управляемые дополнительными реле.

Рассмотрим работу системы, приведенной на рисунке 4.3. При нажатии на кнопку SB2 включается катушка пускателя КМ1 и замыкает с помощью контактов КМ1.1, КМ1.2 и КМ1.3 цепь питания электродвигателя М1. При этом контакт КМ1.4 замыкает цепь самоблокировки, в результате чего кнопку SB2 можно отпустить. Размыкающийся при нажатии кнопки SB2 контакт КМ1.5 размыкает цепь питания катушки КМ2, что позволяет избежать короткого замыкания в цепях электродвигателя.

В результате нажатия кнопки SB1 или размыкания контакта теплового реле КК1.1 электродвигатель отключается.

При нажатии кнопки SB3 срабатывает катушка пускателя КМ2 и включает контакты КМ2.1, КМ2.2, КМ2.3 управления двигателем. При этом порядок чередования фаз изменится на обратный, что приведет к вращению вала электродвигателя в обратную сторону. Замкнувшийся при нажатии кнопки SB3 контакт КМ2.4 замкнет цепь самоблокировки, а разомкнувшийся контакт КМ2.5 разомкнет цепь питания катушки КМ1, в результате чего разомкнутся контакты КМ1.1, КМ1.2, КМ1.3 и КМ1.4.

Электромагнитные реле характеризуются рядом параметров, важнейшими из которых являются следующие:

- параметр срабатывания;

- параметр возврата;

- коэффициент возврата;

- время срабатывания;

- время возврата;

- максимальная частота переключения;

- чувствительность (мощность срабатывания).

Минимальное значение входного сигнала, при котором происходит срабатывание реле, называется параметром срабатывания хср .

Максимальное значение входного сигнала, при котором реле возвращается в исходное состояние, называется параметром возврата хв .

Параметры срабатывания и возврата связаны между собой коэффициентом возврата

(4.1)

До тех пор, пока х < хср , выходной сигнал реле у = 0. При х = хср выходной сигнал скачком изменяется от 0 до уmax и реле срабатывает. Если входной сигнал уменьшить, то при достижении х = хв произойдет возврат реле в исходное состояние.

Основные характеристики электромагнитных реле, используемых в настоящее время, следующие:

- время срабатывания 0, 001…0, 2 с;

- мощность срабатывания 10 -3…10 3 Вт;

- частота переключений – до 200 в секунду;

- коэффициент возврата 0, 4…0, 9.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.