Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мауляна, наш шейх и великий учитель ‘‘Умар — да будет свята его могила! 4 страница






(Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и приветствие сеййиду посланников Аллаха (пророку Мухаммаду)! О Боже! О Открывающий двери! О Вызывающий причины! О Апогей сердец и взглядов! О Маяк для растерявшихся! О Спасение для взывающих о помощи! Помоги! Я уповаю на Тебя, о Господи! Я полагаюсь во всех своих делах на Тебя, о Податель благ! О Всеодаряющий! О Наищедрейший! Да благословит Аллах самого лучшего из своих созданий – пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников!)

Затем суфий начинает совершать молитву “хатм аль-хваджаганг” в нижеследующем порядке. Если он закончит чтение молитвы ‑ “дога”, то он посвящает вознаграждение от Бога, полагающееся ему за прочтение этой молитвы ‑ “дога”, пророку Мухаммаду, — да благословит его Аллах и приветствует! — членам его семейства, душе его муршида, научившего его исполнять молитву “хатм аль-хваджаганг”, душам остальных усопших великих шейхов из “силсила” (духовной генеалогии) братства Накшбандийа, просит помощи от них в достижении им своей цели [на Пути] и умоляет Бога ради них помочь ему в решении его нужды. Затем суфий [после завершения молитвы “хатм аль-хваджаганг”] раздает присутствующим членам братства немного фиников, изюма и чего-нибудь другого, например, халвы, чтобы вселить в себя уверенность в том, что Господь Бог примет молитву ‑ “дога”, и чтобы между ними возникли согласие, единодушие и любовь. Воистину, Всевышний Аллах даст суфию то, что тот просил. Это в том случае, если молитва читалась ради решения его нужды. Если же молитва была совершена с целью приближения [к Богу], то ответ Всевышнего зависит не только от соблюдения времени совершения молитвы [но и от всего поведения суфия в Пути].

Имеется 8 (восемь) условий исполнения молитвы “хатм аль-хваджаганг”. 1. “Тахарат” (“очищение”) — ряд обрядовых действий, выводящих человека из состояния религиозной нечистоты, очищение тела и одежды от следов выделения крови, мочи. 2. Уединенное пустое место. 3. Страх и смирение [суфия] перед Богом и присутствие Бога [в сердце суфия]. 4. Присутствие только суфиев братства Накшбандийа, которым разрешено исполнять молитву ‑ “хатм аль-хваджаганг”. 5. Закрытие глаз до самого конца исполнения молитвы. 6. Запрет на присутствие безусых юнцов, подростков.7. Запирание изнутри дверей. 8. Требование к суфию садиться для исполнения молитвы, скрестив ноги [чтобы ступня правой ноги находилась под левой голенью].

Что касается устоев (основ) молитвы “хатм аль-хваджаганг”, то их десять: 1. Просьба отпустить грехи словами “Астагфиру Аллаха” (Боже помилуй!) 15 (пятнадцать) раз. А перед этим следует прочесть вышеприведенную молитву ‑ “дога”. 2. Совершить “рабита” (установить духовную связь с шейхом). Действия установления “рабита” разъяснены в главе, посвященной зикру. 3. Чтение из Корана 1-ой суры “Аль-Фатиха” (Открывающая) 7 (семь) раз. 4. Молитва за пророка Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует! — “Аллахумма салли уа саллим аля Мухаммад уа аля элихи уа сахбихи аджмагин” 100 (сто) раз. 5. Чтение из Корана 94-ой суры “Аш-Шарх” (Раскрытие [груди]) 79 раз. 6. Чтение из Корана 112-ой суры “Аль-Ихлас” (Искренность) 1001 (тысяча и один) раз. 7. Чтение из Корана 1-ой суры “Аль-Фатиха” (“Открывающая) 7 (семь) раз. 8. Молитва за пророка Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует! — 100 (сто) раз. 9. Чтение из Корана какой-нибудь суры или нескольких аятов в необременительном для чтеца количестве. 10. Прочтение нижеследующей молитвы ‑ “дога” в конце “хатм аль-хваджаганг”:

Аль-хамду лилла-хи ал-лази би-нури джамалихи ада-а кулуб аль- ‘арифин уа би-хайбати джалалихи ахрака фуада аль-гашикин уа би- латаифи гинаятихи аммара сирра аль-василун. Уас-саляту уас-саляму аля хайри халкихи Мухаммад уа аля элихи уа сахбихи аджмагин. Аллахумма баллиг уа аусыл сауба ма караанааху уа наууир ма тэлэунаху багда аль-кабули минна би-фэдли уаль-ихсани иля рухи сеййидина уа табиби кулубана уа куррати агъюнина Мухаммади аль-мустафа салла Аллаху алейхи уа сэллэма уа иля аруахи джамиги аль-анбия-и уа аль-мурсалин. Салауату Аллахи уа салямуху алейхим аджмагин уа иля аруахи джамиги машаихи силсилати ат-туруки аль-уль-яти хусусан ан-накшбандийа уаль-кадирийа уас-сухравардийа уаль-кубравийа уаль чиштийа ‑ каддаса Аллаху асрарахум аль-ульята хусусан иля рухи имами ат-тарикаи уа гауси аль-халикати зу-аль-файди аль-джари уан-нури ас-сари аш-шейх Мухаммад аль магруфи би-Шах Накшбанд аль-Уэйси аль-Бухари ‑ каддаса Аллаху сирраху аль-али уа иля рухи кутби аулия уа бурхани аль-асфия джамиги камаляти ас-сури уа аль-магна - и аш-шейхи Абдуллахи ад-Дихлави ‑ каддаса Аллахи сирраху аль-али уа иля рухи ас-сари фи-ль-Аллахи ар-ракиг ас-саджид зу-ль-джанахейн фи-ль гилми аз-захир уа аль-батын Зияуд-дин аш-шейх мауляна Халид ‑ каддаса Аллаху сирраху аль-али уа иля рухи сираджи аль-милляти уад-дини аш-шейхи Усман ‑ каддаса Аллаху сирраху аль-али уа иля рухи аль-кутби аль-аршади уа аль-гауси аль-амджади аш-шейхи уа аль-устазина аш-шейхи ‘Умар ‑ каддаса Аллаху сирраху аль-али. Аллахумма иджгал-на мин-аль махсубина алейхим уа мин-аль махсубина алейхим. Уа уаффикна лима тухиббуху уа тардаху йа архами ар-рахимин. Аллахумма эджирна мин-аль-хауатыри ан-нафсанийати. Уа ихфазна мин аш-шахауати аш-шайтанийати уа таххирина мин аль-казурат аль-башарийати уа сифна би-сафа-и аль-махаббати ас- сыддыкийати. Уа арина аль-хакка хаккан уа-рзукна ит-тибагаху уа арина аль-батылэ батылэн уа уаффикна ли иджтинабихи йа архаму ар-рахимин. Аллахумма инна нас-алюка ан тухия кулубана уа аруахана уа аджсамина би-нури ма‘рифаикэ уа васликэ уа таджаллийакэ даимэн бакиян хадиян йа Аллах!

Перевод:

Хвала Аллаху, который светом своей красоты осветил сердца “‘арифов” [совершенных суфиев], который величием своего могущества зажег сердца “гашиков” [влюбленных в Бога суфиев], который своей нежной заботой оживил сокровенное знание “василун” [суфиев, дошедших до конца Пути]! Благословение и мир лучшему из созданий Божьих Мухаммаду и всем членам его семьи и его сподвижникам! О, Боже! После принятия Тобой прочитанного нами из Корана и молитв доставь своей милостью положенное нам вознаграждение от Тебя [ за чтение Корана и молитв] духу нашего сеййида и врачевателя наших сердец, радости наших глаз, избранного [Тобой пророка] Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует! — а также душам шейхов всех братств‑ “тарикатов”, особенно братств Накшбандийа, Сухравардийа, Кубравийа и Чиштийа — да будут святы их могилы! — особенно духу имама “тарика”, спасения Божьих созданий, обладателя излияния божественных истин и льющегося света, шейха Мухаммада Бахаутдина Шаха Накшбанда аль-Уэйси аль-Бухари — да будет свята его могила! — также “кутб” (полюсу), чистому доводу [религии], средоточию физических и духовных совершенств, духу шейха Абдуллаха Дихлави — да будет свята его могила! — а также духу шейха и мауляны Халида, поклоняющегося Аллаху, обладателя крыльев явных и тайных знаний, светоча ислама — да будет свята его могила! — а также духу шейха Усмана, лампы мусульман и религии ислама — да будет свята его могила! — а также духу нашего сеййида и шейха ‘Умара, “кутб” (полюсу) наставничества и великому спасению [мусульман] — да будет свята его могила! О, Боже, сделай нас достойными их! Помоги нам в том, что Ты любишь и чем доволен — о, самый Милосердный! О, Боже, защити нас от душевного помрачения и обереги нас от дьявольских наущений! Боже, очисти нас от человеческих пороков и грязи! Боже, вознагради нас искренней любовью [к Тебе]! О, Боже, укажи нам истиной на истину, вознагради нас верным следованием истине, дай разглядеть ложь и помоги нам избежать ее ‑ о, самый Милосердный! О Боже, мы молим Тебя оживить наши сердца, души и тела светом Твоего знания, связи и Твоего явления [в мире] и оживить [наши сердца, души и тела] постоянно, вечно и самым верным способом — о, Аллах!

Глава “Разъяснение необходимости запирать двери во время исполнения зикра”

О брат! — пусть Аллах раскроет “око” сокровенного разума и закроет для тебя двери ослушания “аулия”! — знай, что суфии — обладатели полного знания закона Аллаха — Велик Он и Всемогущ! — совершенного знания, с которым пришел в этот мир пророк Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует! Все они удостоились света от Господа Бога и все предписания и правила, которые они разработали для муридов (такие предписания, как необходимость закрыть глаза во время исполнения зикра, запирать двери собрания суфиев для зикра), тебе следует выучить и принять к исполнению. Знай, что суфии заимствовали это знание из светила “сунны”, от пророка Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует! И если ты столкнешься с каким-то их предписанием из свода правил суфиев и сразу не сможешь определить, есть ли основание для этого предписания в сунне пророка Мухаммада, — то тебе не следует давать волю своему языку и порицать их. Ведь сказано: “На каждого умного найдется более умный человек”. Противодействие “людям Всевышнего Аллаха” (суфийским шейхам) — как сабля. Кто тронет ее — от нее и погибнет. Можно сравнить это противодействие с ядом. Кто попробует этот яд — тотчас же умрет. Просим Аллаха простить, оберечь нас от такой напасти!

Раз ты понял это, то знай, что шейхи братства Накшбандийа были единодушны в том, что одним из предписаний из свода правил братства, предъявляемых суфиям ‑ “муридам”, собравшимся для исполнения зикра или “муракаба”, является необходимость запереть дверь помещения (где устраивается собрание для зикра) и чтобы среди них не было немусульманина. Это для того, чтобы не дать тому, кто не знает шариат (мусульманский закон), возможность раскрыть источники и содержание правил Пути ‑ тарика.

В этой главе мы хотим дать разъяснение предписанию запирать двери во время исполнения зикра. Одним из доказательств необходимости запирать дверь и не допускать иноверца является хадис (высказывание пророка Мухаммада), приведенный в сборнике Ахмада Ибн Ханбала с опорой на цепь передатчиков этого хадиса, приведенного у Хасана [аль-Басри] и ат-Табарани и других знатоков хадисов. Хадис приведен со слов Йагла ибн Шаддада ибн Ауса, который сказал: “Мой отец мне рассказал (а Ибада ибн ас-Самит Хадыр подтвердил): “Однажды мы были у пророка Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует! — и он спросил нас: “Есть среди вас кто-нибудь из “людей Писания” [то есть, христианин или иудей]? ” Мы ответили: “Нет, о посланник Аллаха! ” Он велел запереть дверь и сказал: “Подымите руки и скажите: “Нет богов, кроме Аллаха! ” Мы тотчас же подняли руки. Затем он сказал: “Хвала Аллаху! О, Господи! Ты послал меня [как посланника] с этими словами [Нет богов, кроме Аллаха ‑ “Ла илаха илля Аллаху”], велел мне [наставлять людей] этими словами и обещал мне за это рай! Воистину, Ты не нарушаешь свое обещание! ” Затем он сказал: “Возрадуйтесь! Господь Бог уже простил вас! ”

Если ты [читатель] скажешь, что требование запереть дверь не касалось некоторых сподвижников, а только “людей Писания” [то есть христиан или иудеев], как буквально об этом говорится в хадисе, то прими во внимание то, когда это говорилось и где мы сейчас! Мы скажем, что требование пророка Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует! — является решением, вытекающим из рациональных оснований, а смысл или причина решения или суждения обычно сводится к подтверждению наличия или отсутствия чего-либо. Сколько специальных решений существует в шариате, в которых говорится об определенных вещах, но правоведы широко применяют эти решения, используя тот смысл, который содержится в конкретном решении или суждении. Смысл же этого требования пророка — нецелесообразность нарушения секретности в отношении содержания этого собрания и только. Пророку Мухаммаду — да благословит его Аллах и приветствует! — было велено Господом Богом открыто говорить [эту истину, что “Нет богов, кроме Аллаха! ”] и правоверному мусульманину и неверному. “Провозгласи то, что велено тебе! ” (Коран 15: 94). И когда это собрание было решено провести при закрытых дверях для некоторых, а неверным вообще не запрещалось присутствовать на собраниях пророка Мухаммада, стало ясно, что причиной для запирания дверей была нецелесообразность раскрытия содержания этого собрания. И когда пророк находил нужным скрыть что-то из своих собраний от некоторых людей, даже если они были из мусульман, то на этих людей распространялось действие его требования закрыть перед ними двери. Разве ты не читал слова Всевышнего Аллаха: “Не ешьте из имущества сироты! ”[269]. В приведенных словах буквально содержится запрет есть, а смысл заключается в запрете порчи, бездумного использования имущества сироты. И тогда решение, опирающееся на этот аят, распространялось на все, что приводит к порче имущества сироты. Ученые -правоведы расширили применение этого решения для запрещения сжигания имущества или выбрасывания имущества сироты в море и так далее. С этим согласились и “муджтахидун”[270] ‑ да будет Аллах доволен ими!

Так же и “люди сокровенного разума” [суфии] смотрели светом божественной проницательности, заимствованным ими от совершенства их следования и подражания пророку Мухаммаду — да благословит его Аллах и приветствует! — на причину требования закрывать двери [перед проведением собраний], видели то же, что мы упоминали выше, и пришли к решению, что запрещается допускать незнакомого человека, не члена братства (а не только иноверца) на любое собрание суфиев, где проводится таинство [общения с Богом], и что перед таким человеком закрыты двери этих собраний. И это решение одобрено самыми выдающимися знатоками из суфийских шейхов. И если ты [читатель] скажешь, что каждому праведному мусульманину в силу его веры в Аллаха дозволено быть приобщенным ко всем секретам и тайнам [других мусульман], то мы скажем: “Какая большая разница между этими случаями! Какая большая разница! ” Бухари привел хадис со слов Абу Хурайры, который сказал: “Посланник Аллаха, пророк Мухаммад, — да благословит его Аллах и приветствует! — дал мне два сосуда знаний. В одном сосуде - знание, которое я довел до вас. Что же касается второго сосуда, то если попробую раскрыть из него знания для вас, то моя глотка разорвется”. И указал на свое горло.

Хузейфа был — да будет Аллах доволен им! — одним из сподвижников, которому пророк Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует! — доверял некоторые свои тайны и секреты, так что даже ‘Умар ибн Хаттаб — да будет Аллах доволен им! — обращался к Хузейфе посоветоваться по некоторым вопросам. Также пророк Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует! — доверял некоторые свои тайны Али Абу Талибу — да будет Аллах доволен им! И если пророк Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует! — выделял некоторых своих сподвижников из всех остальных для того, чтобы поделиться с ними секретами, то что ты должен подумать о мусульманах из других групп? И если ты уяснил это, то знай, что те божественные тайны, которые снисходят свыше на собрание “саликун” (идущих по Пути) из высокого братства Накшбандийа, могут быть дозволены для постижения путем мистического опъянения только для того, кто вступил в их “тарика” (братство Накшбандийа), движется по их Пути и стал их муридом. Всевышний Аллах говорит: “Это — милость Господня. Дарует Он ее, кому пожелает” (Коран 5: 54). Когда “люди Пути” (великие шейхи) увидели милость Господню, оказанную им и их последователям, то поняли тайный смысл вышеприведенного хадиса пророка Мухаммада и стали наставлять людей [на верный Путь], чтобы они вступали в братство Накшбандийа, разъясняли, что этот Путь — самый близкий Путь к Богу. Кто откликнулся на их призыв, тот стал одним из “людей этого собрания”, постигающих божественные тайны. А с тем, кто не ответил на их призыв [не вступил в братство], “люди Пути” [суфийские шейхи] сидят на общих собраниях мусульман для укрепления уз общей веры [в Аллаха] и братства [в религии ислама], и запирают перед ним двери, не пуская его на свои специальные собрания [только для членов братства], стремясь оградить и сберечь тайны Милостивого Аллаха в соответствии с требованием [запирать двери и не пускать чужих], содержащимся в вышеупомянутом хадисе [со слов] сына Аднана, (то есть Йагла ибн Шаддада ибн Ауса).

И если ты скажешь: “Если на особом собрании суфиев будет присутствовать человек, не являющийся членом братства, то возможно, что он получит большую пользу, и его присутствие на собрании будет ему во благо. И зачем суфии запрещают присутствовать на своих собраниях такому человеку? ”, - то мы ответим: “Ты сказал верно. Но человек — враг и противник того, что он знает. Отрицание наличия божественных тайн свойственно сердцам большинства тех людей, которые ниже и дальше [находятся от Бога, чем “люди Пути”]. Это понимает каждый, кто имеет большой опыт и знает людей всех времен [эпох]. Если порицание [со стороны невежественных] коснется “людей божественных тайн” [суфийских шейхов], то “Аль-Джаббар”1 разгневается и тотчас обрушит свой гнев на того, кто порицает “людей Пути”. Это приведет к неисчислимым плохим последствиям. Самые великие ученые полагают, что больше пользы от устранения плохих последствий [то есть лучше не допускать чужих на собрания для зикра], чем от стремления получить выгоду [пуская чужака на эти собрания, не имея уверенности, чем это обернется]. Эти великие ученые мужи — да будет Аллах доволен ими! — имели право вынести категорический запрет [на допуск чужих на собрания для зикра], соединив вышеупомянутый хадис пророка Мухаммада и это правило.

Кому помогает Бог, тот довольствуется и меньшим разъяснением этого правила. А кто был поражен со стороны Аллаха стрелой отлучения [от знания] и кому Господь предписал быть в числе обделенных [Его милостью], тот не поймет ничего даже после приведения ему тысячи (миллиона) доводов и доказательств. Лучше и достойнее прекратить разговор об этом несчастном, лишенном [Божьей] поддержки. Достаточно для нас приведения в качестве доказательства истинности правила [запрещающего допускать чужих на собрания для зикра] слов Всевышнего Аллаха, с которыми Он обратился к пророку Мухаммаду — да благословит его Аллах и приветствует! —: “Не общайся с теми, кто отказывается от наставления Нашего и не желает ничего, кроме [благ] жизни здешней” (Коран 53: 29). О, Боже, не бросай в нас стрелы Твоего гнева, помоги нам добиться довольства Твоих избранных [великих суфиев], сделай нас покорившимися их “ахвал” и вкусившими их таинств!

Глава “О недопустимости возражений против “джазб” [состояния транса и экстаза, охватывающего суфия во время исполнения зикра, состояния неудержимого влечения суфия к Богу] и других мистических состояний “ахвал”

Знай — пусть Аллах поможет мне и тебе в том, что Он любит и чем Он доволен! — что мир так устроен Господом Богом, что для каждого пророка Божьего созданы враги из числа дьяволов ‑ шайтанов, которые находят его речи глупыми [глупостями], насмехаются над ним, клевещут, обвиняя его во всех смертных грехах. Все эти тяготы ниспосылаются на пророков для испытания их Богом, чтобы явить величие их заслуг и достоинств, показав их терпение и упорство, и удвоить таким образом вознаграждение от Него, которое им полагается за это испытание упомянутыми муками. Славные мужи из числа “аулия” (великих святых суфиев), муршиды, которые следовали путем пророков и подражали им, подвергались еще более сильному испытанию гонениями, осуждением и осыпанием стрелами противодействия, особенно противодействием людей проведению [суфиями] своих собраний и услужению и подвижничеству суфиями своим шейхам. Эти противодействия исходят не иначе, как от человека, сердце которого поражено [духовными] недугами и который, однако, боится наказания, в конце концов, за свое неправедное действие. А скорее всего, как мы видим, зачастую такие нападки [на суфиев] исходят от некоторых факихов‑ законоведов, специалистов по фикху (мусульманскому праву) из различных “мазхабов” (догматико-правовых школ) для выставления напоказ дьявольских дел, которые они хотят обнаружить, и плотских вожделений, которые они также хотят отыскать [в суфиях] и представить на всеобщее обозрение для их осуждения. Все это ‑ от их сильного желания выделиться среди людей своим знанием фикха. Это желание возбуждает и подталкивает их к выискиванию недостатков у других. Шейх Абдулгани ан-Набулуси, факих-ханифит, совершенный ‘ариф, “кутб заман” (полюс Времени), сказал в своем комментарии “Инуану ад-Диван”: “Во все времена факихи привыкли к выискиванию недостатков людей, и никогда они [факихи] не объясняют то, что они обнаружили как противоречащее их знаниям, даже если имеются тысячи толкований и объяснений этому. Наоборот, они с ходу все опровергают, стараясь не выходить за пределы, ограниченные их знаниями, даже если это ведет к ошибке, пусть даже и к незначительной. И если внешне такой путь дает правильное решение, то вполне вероятно, что некоторые из этих факихов не учитывают мнения [по данному вопросу] представителей другого мазхаба (богословско-правовой школы). И тогда, в свою очередь, этот мазхаб опровергает мнение этого факиха, который вынес противоречащее [этому мазхабу] суждение”.

Но факихи, которые являются настоящими специалистами в религиозных знаниях в соответствии со всеми четыремя мазхабами, ‑ обладают сердцами, сторонящимися бренного, земного мира, и обращенными к тому свету. Им совершенно чужды чувства зависти, злобы, высокомерия, лицемерия и враждебности. Поэтому они признают “ахвал” суфиев и из-за сильной жалости и сострадания к рабам Аллаха они почти что не видят ни в ком недостатка, не находят в других порока вообще оттого, что сами они заняты своими недостатками, а не поиском недостатков других людей. Ан-Наджму аль-Гази в своей книге “Минбар ат-таухид” (Ниша единобожия) сказал про имама Шафига — да будет Аллах доволен им! — что тот сказал: “Кто желает, чтобы Аллах дал его сердцу свет мудрости, - тому следует уединяться от людей, мало есть, оставить общение с невеждами и некоторыми учеными [богословами], которые не обладают беспристрастностью и порядочностью”. Хайрутдин ар-Рамли в своей книге “Аль-Фатауа-аль-хайрийа” (Полезные религиозно-юридические решения) сказал: “Истину, которую защищают суфии, может подвергать сомнению только невежественный человек, идиот”. Шейх аш-Шаграни в “Аль-уджубату аль-мардийату ан аль-фукаха-и уа ас-суфийати” сказал: “Я слышал, как наш шейх, “шейх аль-ислами”[271] Закарийа аль-Ансари, сказал: “Остерегайтесь порицать тех, которых Аллах отметил своей святостью в вашей стране! ” Воистину, Аллах отмечает кого-либо святостью не иначе, как исходя из своей мудрости. Великие суфийские шейхи наподобие посланников и пророков Аллаха — мир и благословение им! Всевышний Аллах говорит: “Так для пророка каждого устраивали Мы недругов из числа грешников” (Коран 25: 31). Так обстоит дело и с суфийскими шейхами, потому что они ‑ наследники пророков Аллаха. И если те факихи‑ богословы порицают и осуждают некоторых суфиев-муридов, которые почтительно и смиренно, часами выстаивают на ногах перед своими шейхами, обуреваемые любовью к ним и желанием получить от них полезные знания, и ссылаются [те факихи] в своих осуждениях этих муридов на хадис (высказывание пророка Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует! —: “Тот, кто желает, чтобы люди стаяли перед ним на ногах, сядет на скамью из огня [в аду]”, — то мы скажем, что эта любовь — дело сердечное и ее не дано познать никому из людей, пока они не обретут веские аргументы в защиту этой любви от тех, кто часто порицает ее и демонстрирует отвращение к тем, кто придерживается вышеописанного [благоговейного] отношения к своим шейхам.

Ас-Сафири, ученый муж, один из авторитетов в религии в позднейшую эпоху, в комментариях к сборнику хадисов “Сахих Бухари” сообщил: “Исхак ибн Ибрахим аш-Шахиди сказал: “Я видел, как Йахъя аль-Катан исполнил полуденную молитву ‑ “гаср”, а затем сел, прислонившись к основанию минарета мечети. Перед ним встали Али ибн аль-Мадини, Сулейман ибн Дауд, Ахмад ибн Ханбал, Йахъя ибн Мугин и другие, задавая ему вопросы по хадисам. И все стояли перед ним [на ногах], пока не наступило время для первой вечерней молитвы ‑ “магриб”. Он не сказал никому из них: “Садись! ” и никто из них не присел, выражая тем самым почтение и уважение к нему”.

О, если бы я знал, что говорит порицатель [суфиев] о тех факихах ‑ “муджтахидун” (имеющих право выносить самостоятельное решение), которые стоят на ногах перед своими шейхами ‑ учителями! Происходит ли это от их сердечной любви к ним, применим ли к этому случаю вышеприведенный хадис пророка Мухаммада или нет, — об этом свидетельствует высоконравственный жизненный путь каждого из них. Также имеется хорошее мнение, обязательное для каждого мусульманина, о ранних и праведных правоверных мусульманах. Если кто-нибудь предпочтет первую половину хадиса [то есть если он пожелает, чтобы люди стояли перед ним на ногах, а он сидел], то упаси Всевышний Господь нас от подобного! Нам не о чем с ним говорить. Скорее нашим ответом подобному человеку будет молчание. Если же кто-то выберет вторую часть хадиса [то есть часть хадиса, где говорится о стоянии людей на ногах перед кем-либо], то мы спросим его: “Распространяется ли действие этого хадиса на наших шейхов, покорившихся воле Аллаха, ученых, работающих [на Пути к Богу], следующих ясному плану [предначертанному Богом и доведенному пророком Мухаммадом] на своем Пути и сторонящихся от всякого произвола, несправедливости и насилия? ”

Также некоторые недоброжелатели порицают и осуждают “джазабат” [состояния транса, мистического веселья, экстатического и неудержимого влечения к Богу] муридов, их возбуждение и утрату контроля [над своим сознанием] из-за силы божественных откровений, которые ниспосылаются им свыше и так их одолевают, что муриды падают, как пораженные громом, и издают непроизвольные крики. Эти недоброжелатели обвиняют муридов в том, что они безмерно каялись в своих грехах, совершенных в прошлом, и теперь мы видим, что эти недоброжелатели утверждают, что совершение уже нескольких грехов делает недействительным страх [перед Богом] в сердце верующего. На подобные утверждения мы ответим, что совершение муридом многочисленных грехов в прошлом не препятствует возникновению и протеканию в его сердце состояния “джазб” в настоящем. Многие великие “аулия” под воздействием божественных откровений впадали в состояния “джазабат”, хотя эти “аулия” совершали в прошлом грехи и ослушались Бога.

Иногда подобные недоброжелатели поносят и порочат “фукара”[272], потому что последние чрезмерно упрекают себя в совершении грехов. И вот ты видишь, как эти недоброжелатели требуют от суфиев ‑ “фукара”, идущих по Пути Всевышнего Аллаха, только верных поступков, без ошибок и без прегрешений. Но это абсолютно невозможно. И чрезмерное сокрушение в настоящем [по поводу совершенных в прошлом прегрешений] оправдано, если зло не одолело добро в этом человеке. Иначе было бы наоборот. Если добро взяло верх, то творящий это добро человек не погибнет [от наказания Божьего]. Наоборот, тот, добрые дела которого взяли верх над его дурными делами, — есть совершенный человек [перед Богом]. В хадисе (высказывании) пророка Мухаммада ‑ а что может быть более красноречивее, чем его слова! ‑ говорится о достаточности для верующего довольствования десятью добрыми поступками, тем более, если он не впадает в зло или в дурное целиком или частично. Пророк Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует! — сказал: “ Вы живете в такое время, что если кто-то не совершит 10 добрых поступков, предписанных ему свыше, то погибнет. Затем придет время, когда кто-то совершит 10 добрых поступков, предписанных ему, и спасется”. Хадис приведен ат-Тирмизи со слов Абу Хурайры — да будет Аллах доволен им! Также этот хадис упомянут в “Аль-джамиг ас-сагир” ас-Суюти[273]. Пророк Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует! — определил, что спасения удостоится тот, кто совершит 10 добрых дел. Это великая радостная весть для всякого, кто спасся от неверия [в Аллаха] и “ширк” (приписывания Аллаху сотоварищей) до самого Судного дня [когда он обретет рай]. Однако недоброжелатель [суфиев] из-за постоянно совершаемых им ошибок и заблуждений не может встать вровень с муридом, и даже порицать и порочить своего шейха, не виновного в его заблуждениях. Ему невдомек, что исход дел — неясен, а всякое назидание имеет поучительный конец. Шейх ан-Набулуси в комментариях к “Дивану” шейха ‘Умара ибн аль-Фарида сказал: “Тот, кого осенит свыше откровение, впадает в “джазб”, которое является высоким благородным состоянием. И если многие невежественные факихи-богословы в наше время порицают это состояние, то это происходит от того, что они далеки от понимания сути этого состояния из-за черствости своих сердец. А черствость эта возникла по причине отсутствия у них покорности перед Богом. Пророк Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует! — сказал: “ О Боже, я оберегаюсь Тобой от сердца, которое не испытывает смирения и благоговения [перед Тобой]! ” Хадис привели ат-Тирмизи и ан-Насаи со слов ‘Умара ибн аль-Аса [через цепь передатчиков].

Также выражением недоброжелательства подобных лже-факихов [в отношении суфиев] является их порицание и осуждение непроизвольных криков и впадения в беспамятство, которые случаются с суфиями. Но на это у них нет никаких оснований, потому что [экстатическое] состояние [сопровождаемое непроизвольными криками, трансом] возникает из-за полного благоговения и смирения в сердце суфия перед Всевышним Аллахом — Велик Он и Преславен! Немало выдающихся и лучших людей подтвердили истинность и полезность “сагк” (впадения в транс, утраты сознания во время суфийских радений или в иное время), сильного плача, волнения, утраты самоконтроля, катаний по земле и тому подобного. Шейх аш-Шаграни в своей книге “Танбих аль-мугтаррин” (Предупреждение для самообольщенных и самоослепленных [забывших Бога]) сообщил: “‘Умар ибн Хаттаб — да будет Аллах доволен им! — прочел из Корана аяты от “Когда покроется солнце мраком” до “когда развернут свитки [деяний людских]” (Коран 81: 10), и упал ниц на землю, потеряв сознание, и целый час бился на земле. Однажды пророк Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует! — прочел из Корана аят “Ведь [есть] оковы у Нас и огонь адский [чтобы карать], а также явства, от которых давятся, и наказание мучительное” (Коран 73: 12-13). За ним находился Хамран ибн Асъян, который, услышав прочитанное, упал замертво. Маймун ибн Махран говорил, что однажды он видел, как Салман аль-Фариси прочел аят из Корана “И, воистину, ад — место, предназначенное всем” (Коран 15: 42), громко вскрикнул, положил руки на свою голову, вышел наружу, и, как безумный, бродил, не зная где, три дня. О, брат, поразмысли в “ахвал” твоих предшественников и в своих “ахвал”! Разве не доводилось тебе часто, при слышании слов твоего Господа [из Корана], чуть не падать в обморок, искренне, по-настоящему, или не приходилось, даже искусственно, не по-настоящему? Но ответ “Нет” есть ничто иное, как свидетельство черствости твоего сердца. Прими меры предосторожности и сторонись зла противодействия и порицания [недоброжелателями суфиев]. В книге “Ат-Тибъян” (Разъяснение) рассказывается в целом об осуждении впадения суфиев в беспамятство [во время исполнения зикра или в подобных состояниях]. Аш-Шихаб ибн Хаджар аль-Макки сказал, что истиной является недопущение порицания и осуждения “сагк” (лишения чувств в состоянии “джазб”), кроме тех случаев, когда кто-нибудь признается, что он искусственно симулировал лишение чувств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.