Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мауляна, наш шейх и великий учитель ‘‘Умар — да будет свята его могила! 5 страница






Суфий ‑ мурид в состоянии “джазб” непременно остается в одном из режимов этого состояния: или он сохраняет ясный ум и самоконтроль, и, следовательно, это делается в соответствии с его волей и с притворством, или он утрачивает самоконтроль и самосознание, становится сумасшедшим, ненормальным, и тогда делается недействительным его “вуду” (религиозное омовение), и вместе с тем мы видим, что он совершает молитву ‑ “салят” без обновления “вуду” [чтобы снова достичь религиозной чистоты, необходимой для отправления обрядов]. Мы считаем это или обманом, надувательством, или заблуждением. Ограничение себя в рамках этих двух видов [режимов] состояния при выборе одного из них с неизбежностью приводит суфия‑ мурида к беде и заблуждению.

Мы же придерживаемся иного, третьего вида этого состояния “джазб”, а не первого и второго видов. Третий вид [или способ] пребывания в “джазб” абсолютно не влечет за собой опасности и беды. Он представляет из себя такое состояние “джазб”, когда у мурида сохраняются сознание и ум вместе с утратой воли, самоконтроля и наблюдаются немощность и слабость. Можно привести пример больного лихорадкой, охваченного сильным ознобом и дрожью. И хотя он пребывает в здравом уме, он не может удержаться от сильной дрожи, его колотит и трясет, он весь в горячке. В этом плане мы за такой вид состояния “джазб”, который отличается утратой воли [самоконтроля] и слабостью движений, а сохранение ясного сознания [ума] не вызывает необходимости лишения способности сознательного выбора [в действиях], как [уже] мы показали это [выше].

В книге сеййида Мухаббуна аш-Шами — да смилуется над ним Аллах! — под названием “Хуласату аль-асар” (Краткое изложение деяний прошлого) сообщается, что ас-Сунбуль Синан ар-Руми ас-Суфи, крупнейший шейх‑ подвижник, современник муфтия ас-Саклейни Абу Сауда, был из “ахль-ас-сама‘” (суфиев, совершающих коллективные радения с исполнением зикров, часто сопровождаемых музыкой и плясками). В одно время с ним жил один богослов-араб, мауляна (шейх), представитель ортодоксальных ученых, который слишком много давал воли своему языку и порочил шейха ас-Сунбуль Синана. Тогда из-за этого ученые и видные шейхи разделились на две группы. Но большинство ученых мужей было на стороне шейха ас-Сунбуль Синана ар-Руми. В один день его противники собрались в “джамиг” (соборной мечети) Султана Махмуда и позвали к себе шейха ас-Сунбуль Синана. Он пришел вместе со своими сторонниками и учениками и сказал: “Как прекрасно ваше собрание! Что послужило поводом для вас собраться здесь? ” Ему ответил мауляна Сары-куз, который в ту пору занимал должность “кади” (Верховного судьи) Константинополя (Стамбула), в очень невежливой и грубой форме: “Твои ученики исполняют зикр (восхваляют Аллаха), совершая радения и кружение [в одном месте, волчком]. Где доказательство допустимости подобного? Разъясни и обоснуй нам это! В противном случае воздержитесь от подобных вещей! ” Шейх ас-Сунбуль Синан ответил ему: “Если человек не обладает волей [неспособен делать выбор, контролировать себя], то как будет обходиться с ним шариат (мусульманский закон)? ” Кади Сары-куз сказал: “Вы утверждаете, что если они [суфии-муриды] исполняют зикр, то могут влиять на способность самоконтроля, выбора”. Шейх ас-Сунбуль Синан ответил: “Среди них есть подобные”. Шейх Сары-куз спросил его: “Если мы предположим, что они также правы, то тот, кто теряет свою волю и самоконтроль [во время исполнения зикра], сходит ли с ума или он только впадает в “джазб”? ” Шейх ас-Сунбуль Синан ответил: “Эти муриды находятся в совершенно здравом уме”. Кади Сары-куз воскликнул: “О, Аллах! Удивительно! У них теряется воля [самоконтроль], но сохраняются их ум и сознание! Это из каких таких философских понятий и категорий вытекают подобные речи?! ” Шейх ас-Сунбуль Синан — да смилуется над ним Аллах! — спросил его: “Случалось ли тебе болеть лихорадкой? ” Тот ответил: “Конечно! ” Шейх ас-Сунбуль Синан спросил его: “Почему ты во время этой болезни дрожал и трясся? Ты полагаешь, что тогда в твоей голове отсутствовал твой ум? Потеря воли, способности делать выбор [контролировать свои движения], не влечет помрачения и расстройства ума. Пойми это, если ты обладаешь разумом и находишься в здравом уме! ” И он этими доводами заставил судью Сары-куза замолчать. Затем шейх ас-Сунбуль Синан обернулся к собравшимся противникам и обратился к ним с теми же вопросами, которыми он привел в изумление и замешательство судью, и те не смогли найти вразумительный ответ [на его вопросы].

Этот вышеприведенный случай и все “ахвал” “аулия” и тех, кто сподвижничает им, — выше разумения [обычным умом]. Это потому, что они достигли высшей степени совершенства в следовании пророку Мухаммаду аль-Мустафе (избранному) и потому что им была дарована доля из вод морей божественного излияния [Истины] руками Щедрейшего Одарителя, и которые [моря] неисчерпаемы в своих дарах. Где там невеждам достигнуть своей цели и что знают праздные люди в своих делах! “Спроси, [Мухаммад]: “Неужели равны те, кто знают, и те, которые не знают [пути Истины]? ” (Коран 39: 9). Убедительный довод [в нашу пользу] в том, о чем мы сейчас ведем речь! “Неужели те, кто вершил деяния злые, полагают, что приравняем Мы их к тем, которые уверовали и творили дела праведные, что жизни их [на земле] и [после] смерти будут одинаковы? Скверны же суждения их! ” (Коран 45: 21). “Не равны слепец и зрячий, а также [не равны], кто уверовал [в Бога Единого] и дела праведные творил, и те, кто зло вершил” (Коран 40: 58). Эти и другие аяты Корана, которые приводятся знатоками Корана и сунны пророка Мухаммада и выдающимися специалистами в знании шариата являются неопровержимыми и убедительными доводами для меня. Воистину, для Аллаха те Его рабы, которых Он избрал, исходя из своего желания и сокровенной мудрости, - они подобны драгоценностям, [с которыми никто из их обладателей не хочет расстаться]! Ты должен — о сопутствуемый Божьей помощью! ‑ откладывать свое перо в сторону и придержать свое красноречие, чтобы не порицать истинно правоверных мусульман, особенно “людей настойчивого упорства [на Пути к Богу]” (суфиев), в их возвышенном благородном деле! Да поможет нам Аллах их помощью, и пусть твое сердце наполнится смирением перед ними, даже если ты не сможешь достичь их совершенств! Пусть Аллах наставит нас и всех наших правоверных братьев на верный Путь, на котором нет ни чрезмерности, ни нерадивости! Пусть Аллах дарует нам самый благополучный исход [рай] и самое наилучшее, что мы надеемся получить там [в раю]! Прими, Господь [наши молитвы]! Аминь! Благодаря Всевышнему Аллаху, Его помощи и наилучшему содействию завершено изложение “Книги вечных даров” (О достоинствах и похвальных качествах [сеййидов] суфийского братства Накшбандийа). Замечательное по своему уровню печатание и превосходное оформление книги полностью завершились во вторник 1-го числа священного месяца Раджаб в 1329 году хиджры (переселения) [из Мекки в Медину] того, кому Бог даровал самое лучшее из своих милостей и даров, — пророка Мухаммада — да благословит и приветствует Аллах нашего сеййида Мухаммада, всех членов его семейства и его сподвижников! - [9 июля 1911 г. х.э.].

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.