Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальная подготовка пловцов в воде






Из средств специальной физической подготовки спортсмена в воде (как ее именуют, специальной плавательной подготовки) необходимо выделить две основные группы подводящих упражнений. Первая — должна обеспечивать повышение абсолютной скорости плавания, вторая — направлена на развитие скоростной выносливости спортсменов, иначе говоря, — способности удерживать максимально высокую скорость плавания на протяжении всей основной дистанции.

Абсолютные «скоростные» возможности пловца следует «измерять» на отрезках в 25 или 50 м, которые он в состоянии преодолевать с максимальной скоростью. Более продолжительные нагрузки не будут уже характеризоваться работой максимальной интенсивности. Недаром проплывание 75 м, а для некоторых спортсменок даже и 50 м связано уже с нагрузками, предъявляющими значительные требования к уровню развития их скоростной выносливости.

Методика повышения абсолютной скорости плавания. Средствами всесторонней физической подготовки на протяжении многих лет занятий спортом развивается и совершенствуется быстрота юного пловца, т. е. то двигательное качество человека, которое определяет его способность осуществлять быстрые движения в высоком темпе.

Совершенствуя быстроту ученика, тренер тем самым создает благоприятные предпосылки и для повышения абсолютной скорости плавания. Однако сам по себе высокий уровень быстроты спортсмена еще не сопровождается отличными показателями в плавании на коротких отрезках.

Для решения этой задачи должна быть проведена серьезная тренировка спортсмена в воде.

Было время, когда эта тренировка главным образом сводилась к повторному преодолению отрезков 25 и 50 м в максимальном темпе. Однако это упражнение не всегда способствовало увеличению скорости плавания. В некоторых случаях картина была иной — ухудшилась техника спортсмена, а вслед за этим утрачивалась его способность проплывать отрезки даже с доступной ранее скоростью.

Известно, что первая половина дистанции в заплыве на 50 м проплывалась спортсменами несколько быстрее, чем в каждой из двух отдельных попыток, посвященных достижению максимальной скорости на отрезках длиной в те же 25 м. В тренировке спортсменов с этим можно столкнуться довольно часто: излишняя мобилизация всех сил во время плавания на очень короткие отрезки сковывает их движения, ухудшает технику, приводит к падению скорости на дистанции. В заплыве на 50 м первая половина отрезка преодолевается опытным пловцом энергично, но довольно экономно. Это и приводит к тому, что он зачастую проплывает ее лучше, чем в специальном заплыве на 25 м.

Таким образом, методика повышения абсолютной скорости плавания будет эффективна лишь тогда, когда она тесно увязана с методикой совершенствования техники спортсмена.

В дополнение к специальной подготовке на суше применяется широкий комплекс специальных силовых упражнений в воде, которые обычно называют «силовым плаванием».

В воде для развития скоростно-силовых способностей используется плавание в полной координации и по элементам на отрезках 10-25 метров, плавание на этих отрезках с дополнительными сопротивлениями и в лопатках с максимальной интенсивностью движений, плавание с удержанием груза на блоке, а также соревновательное плавание на 25 и 50 метров. Используется повторный и интервальный методы при небольшом числе повторений от 6-8 до 12-16 раз(Н.Ж.Булгакова, 1996).

Тренировка скоростно-силовой направленности способствует гипертрофии и повышению силы быстрых мышечных волокон, хотя и в несколько меньшей степени, чем метод повторного максимума. Повышение скорости креатинфосфокиназной реакции и ресинтеза АТФ на фоне увеличения мощности мышечных сокращений сопровождается увеличение скорости плавания (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Рассмотрим наиболее употребительные упражнения «силового плавания»:

Плавание с резиновым шнуром. Впервые комплексы упражнений с резиновыми шнурами были разработаны в 1978 г. при подготовке к чемпионату мира. В последующие годы проводились длительные практические эксперименты, в результате которых тренировка со шнурами совершенствовалась, уточнялась, пока не стала такой, как в настоящее время.

Мы исходили из того, что плавание с растягиванием резинового шнура создает, прежде всего, дополнительное сопротивление в воде и способствует быстрому росту силовых качеств. Однако это еще не все. Плавая с резиной, спортсмен довольно быстро (быстрее, чем с помощью других средств и приемов) находит правильную координацию движений, повышает слитность (взаимодействие) движений рук и ног, что в целом приводит к быстрому и ощутимому росту скорости плавания (особенно на отрезках 50, 75 и 100 метров). При плавании с растягиванием шнура исключительно хорошие условия для развития у пловца волевых качеств, что является важным условием для подготовки спортсмена мирового класса. Кроме всех перечисленных факторов немаловажно и то, что при правильной организации тренировка со шнуром вносит в работу пловца определенное разнообразие, вызывает дополнительные эмоции и в целом способствует психологической разгрузке спортсмена. (И.М.Кошкин, 1986).

На тренировке применяется резина разного диаметра и разной упругости, чтобы спортсмен был способен во время плавания растягивать шнур на 25 метров. При этом с помощью динамометра мы подбираем шнуры с натяжением 15, 20 и 25 кг для девочек и 20, 25, 30 и 40 кг – для мальчиков. Если шнур при растягивании не дает нужного сопротивления, его немного укорачивают (наматывая на стартовый поручень тумбочки).

Следует заметить, что работа с резиновым шнуром наиболее эффективна тогда, когда она сопровождается постоянным контролем за силой тяги на суше и в воде. Смысл систематических измерений силы тяги (особенно в воде) состоит, прежде всего, в следующем: знание максимальных показателей тяги позволяет тренеру подбирать такие шнуры и такие режимы выполнения упражнения, с которыми спортсмен постоянно должен (хотя бы немного) поработать выше предела своих возможностей – «через не могу». Вторая причина обязательного измерения силы тяги заключается в том, что сами измерения силы тяги являются для спортсменов постоянным стимулом, т. е. позволяют постоянно фиксировать рост и развитие силовых качеств, и непросто силовых качеств, а именно тех, в которые спортсмены верят (сила тяги в воде в общей координации и отдельно рук и ног). (Б.Д.Зенов, 1987).

Широко используется в нашей тренировке и буксировка спортсмена на резиновом шнуре. Этот прием позволяет создать такие условия, при которых спортсмен может плыть со скоростью, превышающей соревновательную.

Очень важно подчеркнуть, что эффективность упражнений с резиновым шнуром в значительной степени зависит от индивидуального подбора, как натяжения шнура, так и чередования упражнений.

В целом в программе на работу со шнуром в течение года отводится в среднем 1, 5 – 2 часа в неделю, т. е. 3 – 4 раза по 30 минут «чистого» времени.

В период непосредственной подготовки к соревнованиям (последние 2 – 3 недели) в программу включаются два варианта упражнений:

a) интервальное плавание: 15 раз по 25 м при помощи ног, стартуя через 1 мин 15с; 10 раз по 25 м при помощи рук, стартуя через каждые 1 мин 20 с; 20 раз по 25 м с полной координацией движений, стартуя через 1 мин. Интервалы отдыха – возвращение к стенке бассейна – свободное плавание кролем;

b) повторное плавание на максимальное растягивание шнура: 20 раз с полной координацией движений, 15 раз при помощи ног и 15 раз при помощи рук. Интервалы отдыха – в зависимости от самочувствия, но не более 1 – 1, 5 мин.

Плавание на блоках. Плавание на блоках включается в нашу программу главным образом в подготовительных периодах тренировки, когда закладывается фундамент общей и специальной силовой подготовки. Обычно выполняется следующая стандартная серия:

груз 8 – 12 кг, плавание с полной координацией движений; 3 раза по 5 мин;

груз 5 – 6 кг, плавание при помощи рук; 3 раза по 5 мин;

груз 6 – 8 кг, плавание при помощи ног; 3 раза по 5 мин.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.