Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самопрезентация – это умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим видеоаудио-качествам.




Известный американский социолог И.Гоффман внимательно изучал этот феномен. Он писал, что когда человек оказывается в присутствии других людей, они обычно осуществляют поиск информации о нем или используют уже имеющиеся данные. Они будут интересоваться его общим социально-экономическим статусом, его представлением о себе самом, его отношением к ним, его компетентностью, надежностью и т. д. Полученная информация помогает окружающим определить ситуацию, дает им возможность предвидеть развитие отношений с этим человеком. Люди постараются узнать, что он будет ожидать от них и что они могут ожидать от него. Получив такие сведения, окружающие будут знать, как наилучшим образом вести себя для того, чтобы вызвать у него желаемую для них реакцию.

Когда окружающие знакомы с индивидом, они могут тщательно собирать отдельные данные, основываясь на его поведении и наружности, что позволяет использовать уже имеющиеся у них знания о людях приблизительно похожих на того, кто сейчас перед ними, или, что более вероятно, они приложат к нему проверенные опытом стереотипы. Они могут также на основе прошлого опыта предположить, что в данной социальной обстановке встретятся, вероятнее всего, с определенным типом людей. Окружающие могут формировать представления о незнакомом индивиде на основе того, что человек говорит сам о себе или на основе информации, содержащейся в его документах. Если они знакомы с индивидом до начала взаимодействия, то они могут основываться на допущениях относительно постоянства и общности психологических черт как средства предвидения его нынешнего и будущего поведения.

Однако за это время, пока индивид находится в непосредственном контакте с другими людьми, может произойти весьма мало событий, которые дадут им необходимую убедительную инфор­мацию для того, чтобы разумным образом регулировать свое собственное поведение. Много значимых событий происходит за пространственными и временными пределами взаимодействия или скрыты в нем. К примеру, «настоящие», или «истинные», отношения убеждения и эмоции человека могут быть установлены косвенным образом на основе его признаний или на основе того, что, по-видимому, является непроизвольным выражением его истинного отношения.

И. Гоффман тонко подмечает еще один важный аспект во взаимодействии людей. Зная, что человек, скорее всего, подает себя в благоприятном для себя свете, другие могут разделять все, чему они были свидетелями, на две части: часть, в которой человеку относительно легко произ­вольно управлять, главным образом это его словесные заявления, и часть, на которой он сосредоточен меньше и которую в меньшей степени контролирует. Она состоит преимущественно из выдающих его эмоциональных реакций и непроизвольном поведении. Тогда другие люди могут использовать то, что рассматривается как неконтролируемые аспекты экспрессивного поведения для проверки достоверности того, что сообщается тем аспектом поведения, который контролируется человеком. В этом, по мнению Гоффмана, проявляется фундаментальная ассиметрия процесса коммуникации. Человек предположительно осведомлен только об одном потоке своей коммуникации, а окружающие — еще об одном. Он приводит такой пример, на Шетландском острове жена одного фермера при угощении национальными блюдами гостя из Англии будет с вежливой улыбкой выслушивать его вежливые утверждения о том, как ему нравится то, что он ест. В это же время она будет отмечать быстроту, с которой гость подносит ко рту вилку или ложку, и выражаемое им удов­летворение при жевании пищи, используя эти признаки для про­верки достоверности его утверждений об испытываемых им чувствах. Эта же женщина, для того чтобы определить, что один ее зна­комый (А) «действительно» думает о другом знакомом (В), будет ждать случая когда А окажется в присутствии В, но будет занят разговором с еще одним лицом (С). Тогда она тайком будет анализировав выражение лица А, когда он будет говорить о В с С. Не беседуя c B, не являясь непосредственноим наблюдаемым, А на время ослабит обычный контроль над собой и свободно выразит то, что он «действительно» чувствует по отношению к В. Короче говоря, эта женщина будет наблюдать ненаблюдаемого наблюдателя.



Приняв во внимание, что другие люди, по-видимому, прове­ряют более контролируемые аспекты поведения с помощью менее контролируемых, можно ожидать, что иногда человек будет исполь­зовать эту возможность для того, чтобы управлять впечатлением, посредством поведения, которое, как считается, несет в себе надежную информацию. К примеру, получив доступ в закрытый социальный круг, включенный наблюдатель может не только сох­ранять приемлемое выражение лица при выслушивании собеседника, но также может быть столь предусмотрителен, чтобы сохранять то же самое выражение, когда наблюдатель беседует с другими, тогда наблюдатели наблюдателя не смогут легко обна­ружить, какую позицию он занимает. Характерный пример может быть взят из жизни того же Шетландского острова. Например, сосед заходит на чашку чая, его лицо выражает обычно, по крайней мере, намек на ожидаемую теплую улыбку, когда он входит в дверь дома. Так как дома стоят на открытом месте, а в доме не зажжён свет, то хозяин обычно имеет возможность наблю­дать за подходящим к дому гостем, оставаясь ненаблюдаемым, и жители острова временами имеют удовольствие видеть, как гость «сбрасывает» с лица то выражение, которое у него было, и заменяет его приветливым как раз перед тем, как подойти к двери. Однако некоторые гости, предвосхищая эту возможность, будут на всякий случай придавать лицу приветливое выражение задолго до подхода к дому, обеспечивая тем самым проециро­вание постоянного образа. Этот вид контроля со стороны индивида восстанавливает симметрию коммуникативного процесса и устанавливает стадию одного из видов информационной игры — потенциально бесконеч­ного цикла маскировки, раскрытия, ложного откровения, повтор­ного раскрытия. Необходимо добавить, что поскольку окружающие, по-видимому, не ставят под сомнение информативность предпола­гаемых нерегулируемых аспектов поведения, то он может многого достигнуть путем управления этим аспектом поведения. Конечно же, другие люди могут почувствовать, что человек манипулирует теми аспектами поведения, которые считаются спон­танными, и будут искать в этом самом акте манипулирования какое-то экранирование поведения, которое индивид не в состоянии контролировать. А это вновь вызовет проверку достоверности поведения человека, на этот раз предположительно непреднамеренного, тем самым восстанавливая ассиметрию коммуникативного процесса. И. Гоффман подчеркивает, что искусство проникать в усилия индивида сыграть спонтанность, по-видимому, развивается лучше, чем наша способность манипулировать своим собственным поведением, и поэтому, сколько бы ходов не было сделано в информационной игре, наблюдатель скорее всего имеет преимущества перед актером и изначальная ассиметрия коммуни­кативного процесса, по-видимому, сохраняется. Но понимание закономерностей коммуникативного процесса дает человеку определенные преимущества.



В большем спросе самопрезентация в театре и эстрадном шоу-бизнесе. В этих сферах общеизвестно, что мало иметь художественное или музыкальное дарование, надо уметь нравиться публике. В политической сфере самопрезентация во многом определяет преуспевание государственных деятелей. Не случайно рейтинг популярности тех, кто работает на публику, во многом определяется эффектом их самопрезентации. В умении создавать подобный успех профессионально заинтересован каждый менеджер. Его достижение или неудача в овладении самопрезентацией имеют непосредственное отношение к выстраиванию управленческого общения, а потому к утверждению лидерских позиций в трудовом коллективе, к обретению личностного авторитета.

Прежде чем заниматься самопрезентацией, необходимо основательно проникнуться пониманием взаимосвязи ценностных и технологических функций имиджа. Даже их спонтанная реализация уже выступает как личностная самопрезентация. Ее результативность возрастает по мере осознанного овладения этими функциями и перевода знаний о них в соответствующие умения.Достижение последнегорешающим образом определяется практическим владением технологическими функциями имиджа.

Технологические функции имиджа:

Социальная адаптация, то есть благодаря правильно избранному имиджу возможно быстрое вхождение в конкретную социальную среду, расположение к себе людей, утверждение с ними доброжелательных контактов.

Высвечивание лучших личностно- деловых характеристик, то есть «напоказ» представить наиболее свои привлекательные качества, вызывая у людей симпатию, обращая их внимание на свои профессиональные достоинства.

Затенение негативных личностных данных,то есть по средствам макияжа, прически (парика), одежды, манер отвлечь взгляд людей от своих недостатков.

Концентрация внимания людей на себя, другими словами, умение «светиться» людям невольно обращает их внимание к тому, кто излучает приятность и неординарность, а потому они на него смотрят и слушают.

Расширения возрастного диапазона общения,то есть не замыкание личности в своем возрастном имидже, визуальное свидетельство современных манер общения и соблюдения моды- все это позволяет раздвинуть круг людских контактов, успешно заниматься трудовой и общественной деятельностью в разновозрастных социумах.

Ценностные и технологические функции имиджа - приоритетные составляющие самопрезентации. Зная эти функции и упражняясь в их реализации самостоятельно или с помощью имиджмейкера, руководитель выстраивает свой индивидуально- личностный и профессиональный имидж. Чем заметнее проявляются в «типовом имидже» руководителя его самобытные характеристики, способствующие достижению устойчивого общительного и делового успеха, тем колоритнее предстает он перед людьми как персона, заслуживающая особого внимания.

Эстетическая изысканность и индивидуальная контурность имиджа руководителя во многом помогает ему обрести ореол популярности, а потому иметь достойный рейтинг людского призвания.

Современная наука выделяет несколько возможных вариантов имиджа, которые присущи функциональному подходу: зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный и множественный.

Рассмотрим их подробнее:

1. Зеркальный. Это имидж свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно этот вариант имиджа более положителен, ибо психологически мы всегда выдвигаем на первое место позитив. Поэтому его минус - минимальный учет мнений со стороны. Этот имидж может определять характеристики, как лидеров, так и организации.

2. Текущий. Этот вариант имиджа характерен для взгляда со стороны. Именно в этой области находит свое применение PR, поскольку недостаточная информированность, непонимание и предубеждение формируют имидж политика или организации в не меньшей степени, чем реальные поступки. Это не просто взгляд внешней публики вообще (хотя он может быть весьма существенным для данной организации или данного политика), это могут быть взгляды избирателей, клиентов, журналистов и т.д. И самой важной задачей здесь становится не столько благоприятный, сколько верный, правильный тип имиджа.

3. Желаемый. Этот тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся. Он особенно важен для новых структур, которые только создаются. О них еще никому ничего не известно, поэтому именно этот желаемый имидж и может выступать в виде единственно возможного. Мы достаточно часто встречаемся с таким подходом в описаниях и самоописаниях партий и новых общественных движений. Каждый приход нового лица в старую структуру тоже сразу увязывается с её новым желаемым имиджем.

Можно говорить о профессиональном имидже, которому как бы должны соответствовать представители разных профессий: идеальный продавец, идеальная учительница, идеальный рекламный агент. Секрет успеха профессионального имиджа будет напрямую зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.

Каковы же представления людей о том, как работающий в области связей с общественностью человек должен выглядеть, одеваться, общаться, выступать на презентациях, чтобы заслужить уважение людей, с которыми он имеет дело.

"Хорошие манеры" специалиста PR - это прежде всего признание, демонстрация важности личности собеседника и использование "двустороннего цикла общения". Какими бы ни были действия или ритуалы, два вышеуказанных фактора всегда присутствуют. Следовательно, если работник в области связей с общественностью игнорирует их, то он неминуемо обнаружит, что не может добиться поставленных целей.

Формула общения подразумевает ответное повторение её на другом конце линии. Если имеется повторение во внешнем виде, свойственном определенному социальному классу вашего собеседника, то между людьми может установиться более высокое взаимопонимание. Симпатии собеседников должны возникать еще до начала процесса общения. Чтобы привлечь внимание и добиться искреннего согласия со стороны группы рабочих, необходимо выглядеть идеально в их представлении и вести себя соответственно. По сути дела, для полноценного общения, необходимо вжиться в роль своего собеседника, так например, для успешного общения с кинозвездой нужно и выглядеть немножко кинозвездой, но осторожно, чтобы она не почувствовала соперника в вашем лице.

В имидже любого человека, в том числе специалиста PR, можно выделить много составляющих. На этом занятии рассмотрим визуальную и вербальную составляющую имиджа.

 

Постарайтесь оценить, как вы выглядите со стороны, как воспринимают вас окружающие. В этом вам поможет тест М. Спиллейн.

В этом тесте определяют, какие аспекты визуального имиджа вас удовлетворяют и где вам требуется помощь. Это вы определите сами, вам потребуется помощь. Рядом с каждой из перечисленных ниже составляющих имиджа сделайте отметку в графе оценок.

 

Составляющие имиджа Создает вам помехи Реализуется:
    На среднем уровне Выше среднего Перво- классно
Звучание вашего голоса                
Искусство общения                
Представление себя другим людям                
Светские навыки                
Умение вести себя за столом                
Визуальный контакт                
Рукопожатие                
Осанка                
Поддержание формы                
Уход за собой (волосы, кожа, руки и т. д.)                
Одежда и индивидуальный стиль                
Манеры                    

 

За каждый фактор, оцененный вами "Первоклассно", начислите себе 3 очка, 2 очка — за каждый ответ «выше среднего» и по 1 очку за "средний уровень" и "помехи". Если вы оценили себя ниже среднего по какому-либо параметру, то вы не засчитываете себе ни одного очка.

• Если вы набрали менее 8 очков, ваш имидж убивает вас. Вам необходимо много над ним работать.

• Если вы набрали 9—12 очков, вы — человек "Середина", который мало кого обижает, но и мало что получает от людей, имеющих значение для вашей карьеры.

• Если вы набрали 13—24 очка, то у вас есть перспектива, но ваш имидж противоречив: в некоторых случаях хорош, в некоторых — слаб.

• Если вы набрали 25—36 очков, вы осознаете важность своего имиджа и, без сомнения, работаете над его улучшением. Возможно, некоторое преимущество вам дали родители, которые научили вас хорошим манерам и этикету и которые придавали большое значение умению аккуратно и хорошо одеваться. Другим составляющим имиджа вы научились, проявляя внимание к своему имиджу, к вопросам культуры общения и общего развития.

Работа над вербальным имиджем, пожалуй, еще более сложна. Особенную трудность представляют для многих публичные выступления, с которыми часто связана профессиональная деятельность PR –специалиста. Есть люди, которые обладают природными данными ораторов. Например, когда Нельсон Мандела, будучи президентом ЮАР, совершал свой “победный тур” после 27- летнего тюремного заключения, то произвел сильное впечатление на американцев тем, что во время выступления перед Белым домом ни разу не опустил глаза, чтобы свериться с бумагами, говорил горячо и убежденно. А ведь ему уже было за 70, годы, проведенные в тюрьме, тоже не прошли даром для его здоровья.

Подобные выступления всегда производят впечатление на слушателей. Психологи говорят, что это возможно только в одном случае, когда человек мысленно видит то, о чем он говорит. Его речь течет легко и непринужденно именно благодаря таким мысленным картинам. Однако этим врожденным талантом обладает сравнительно небольшое число людей. Большинству из нас необходимо учиться публичным выступлениям. Самый неудачный вариант выступления - это дословное чтение текста готового доклада, скрепленного проволочной скрепкой, чтобы не потерялась какая-нибудь страница. Нередки случаи, когда выступающий не вытаскивает скрепку, и переворачивает страницы, одну за другой. Так они свешиваются с края стола и болтаются перед глазами слушателей. А те, в свою очередь, принимаются подсчитывать перевернутые страницы, гадая, сколько еще осталось.

По сравнению с этим вариантом большим шагом вперед является использование карточек размером 7,5 х 2,5 см. Пользующийся ими оратор уже не настолько прикован к месту выступления. Правда, их можно перепутать от волнения. Но человек, который выступает по таким заметкам, а не по напечатанному тексту, производит на слушателей впечатление человека более уверенного в себе.

Однако даже люди, не обладающие развитым воображением, могут выработать у себя способность выступать без бумаг - этому помогает оригинальный прием - маршрутная карта выступлений. Она помогает оратору не потерять мысль и не запутаться в докладе. Пытаясь изобразить свое выступление на бумаге, вы начнете мыслить не словами, а графическими образами. Путь, по которому вам предстоит пройти (план выступления), нужно выделить цветом, чтобы он был ясно виден. Слов на этом поле должно быть мало, тогда они легко запоминаются. Остальные мысли должны быть выражены графическими образами.

Этот прием полезен в двух отношениях:

1.Создавая зрительные образы для такой схемы, вы будете рисовать мысленные картинки, которые удерживаются в памяти лучше, чем слова. Эти картинки прочно врезаются в память, и вы можете обнаружить, что даже через несколько лет вы можете вспомнить содержание своего доклада.

2.Возьмите ее с собой на выступление и положите на такое место, где ее лучше будет видно. К тому же имея, под руками такую схему, вы будете меньше волноваться.

Длявыполнения подобной схемы не существует никаких жестких правил, но опыт подсказывает, что лучше придерживаться следующего:

1. Начинать надо с того, что набросать основные положения вашей речи, которые вы собираетесь раскрыть. Проиллюстрируйте эти положения собственными рисунками: годятся любые символы, и черточки и человечки, то есть все то, что имеет для вас хоть какой-то смысл, и соответствовали бы картинам, которые вы держите в голове.

2. Наметьте маршрут движения. Можно сделать его стрелками, можно - дорожными знаками. Кому что удобно.

3. Все должно располагаться в одной плоскости. Схема должна оставаться единым целым.

4. Не углубляйтесь в мелкие подробности. Больше цвета и динамичных рисунков, дайте себе волю.

В работе над вербальным имиджем могут помочь мнемонические приемы запоминания информации. Как правило, хуже всего запоминаются цифры и числа, поскольку они являются абстрактными категориями и не вызывают визуальных ассоциаций. Для того чтобы этого добиться, нужно приложить некоторые сознательные усилия. Например, число 1220 можно представить как озеро (это ноль), в котором плавают два лебедя (две двойки) и стоит одна цапля (единица).

Число 567 может запомниться тем, что цифры в нем идут по порядку. Но для лучшего запоминания можно подобрать визуальный образ: "пятак" (пять), "открытый замок" (шесть), "коса" (семь). Далее объединяем разрозненные образы в единое целое. "Пятаком открыл замок и украл косу". Бессмысленность фразы не должна смущать. Парадоксальность высказывания улучшает его запоминание. Число 567 можно также сравнить с числом 666, имеющим символическое значение, а поэтому хорошо укоренного в памяти. Его можно запомнить в виде математической фразы: отнять единицу от первой цифры и добавить к последней. А можно создать яркий визуальный образ: "Укоротить на единицу черту рога и на единицу удлинить хвост!".

Мнемонические техники успешно используют в рекламе, чтобы люди могли лучше запомнить предлагаемую информацию. Среди лауреатов Серебряных Львов Каннского фестиваля рекламы 1996 года есть ролик удачно использовавший визуализацию чисел для лучшего запоминания. На черном фоне появляется надпись: 1-800. А за кадром звучит голос: "Привет! Это я Том Баде из мотеля "Петушок". У нас сейчас новый номер телефона. 1- это я. 8 – напоминает слово эйт – съел. 00 – похожи на два яйца. А все вместе получается: "Я съел два яйца" Звоните и заезжайте на огонек". Как видим остроумное применение мнемонической техники было высоко оценено специалистами.

Чтобы использовать визуальные образы, нужно располагать достаточным временем для размышлений. Но иногда жизненно необходимо быстро запомнить какой-либо номер телефона. В этом случае можно привязать цифры к каким либо известным событиям. Например, номер телефона 125-96-39, можно соединить с событиями своей жизни 1- Я, 25-мне только что исполнилось, 96 – в этом году я вышла замуж, а моему мужу 39 лет.

Можно также привязать цифры к каким–либо хорошо известным историческим датам. Номер 241- 17- 45. Можно обыграть фразой: "Две таты войны, а посредине дата революции". Теперь вы уже никогда его не забудете! Используют также привязки к хорошо известным телефонным номерам.

Нередко используют логические методы запоминания, проводя математический анализ числа. Так. число 77 493 618, можно разложить на составляющие 7х7 = 49 и 3х6 = 18. После этого такое сложное число запомнить будет гораздо легче

Многие исследователи человеческой памяти считают, что человек ничего не забывает. Проблема состоит в том, чтобы вспомнить необходимые сведения. Забытая информация похожа на потерянный файл в компьютере, который неизвестно куда положили и забыли, как назвали. Если вам нужно быстро уложить в памяти большой массив информации, в качестве мнемонического приема привязки вы можете использовать двор или улицу вашего детства. Настройтесь на волну воспоминаний. Хорошо представьте себе знакомую дорогу ( может быть в школу). Далее, вы идете по этой улице и мысленно расставляете сведения, которые нужно запомнить, в памятных местах. Чтобы вспомнить, вы можете пройти обратный путь уже из школы домой, собирая нужную информацию.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал