Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое и нормативное обеспечение экспедиторской деятельности в Украине






Множественность и разнообразие транспортно-экспедиторских операций предопределяют обширную гамму правоотношений между юридическими и физическими лицами. При рассмотрении отношений экспедитора и грузовладельца можно найти признаки, которые присущи таким видам обязательств, как «подряд» (гл. 28 ГКУ), «перевозка» (гл. 30 ГКУ), «поручение» (гл. 34 ГКУ), «хранение» (гл. 36 ГКУ).

Однако транспортное экспедирование не является набором перечисленных правоотношений, а является отдельным и совершенно самостоятельным видом правоотношений. Содержание отношений транспортного экспедирования определено действующим законодательством Украины и подробно описано в «Инструкции о выдаче лицензии на экспедирование», которая утверждена Министерство внешнеэкономических связей Украины от 14.02.94 г. И хотя в соответствии с дополнением к закону Украины «О предпринимательстве» от 04.98 и в соответствии с законом «О лицензировании» лицензия отменена, можно рассматривать эту инструкцию в качестве официального документа, в котором изложены обязательства экспедитора.

Основным законодательным документом, регулирующим правоотношения в области транспортного экспедирования, является ГКУ – гл. 63 кодекса посвящена транспортной экспедиции и содержит статьи:

ст. 961 – «Договор транспортной экспедиции;

ст. 962 – «Форма договора»;

ст. 963 – «Вознаграждение по договору экспедиции»;

ст. 964 – «Выполнение договора экспедиции»;

ст. 965 – «Документы и прочая информация, которая выдается экспедитору»;

ст. 966 – «Ответственность экспедитора в соответствии с договором транспортной экспедиции»;

ст. 967 – «Отказ от договора экспедиции».

Однако все эти документы не рассматривают транспортное экспедирование в качестве самостоятельного вида обязательств.

Постановлением Кабмина Украины №770 от 21.09.93 г. были утверждены правила осуществления транспортно-экспедиторской деятельности во время перевозки внешнеторговых и транзитных грузов.

Были разработаны также правила Министерства внешнеэкономических связей. В настоящее время действуют «Общие условия транспортной экспедиции ассоциации международных экспедиторов Украины», которые утверждены решением правления

экспедиции FIATA. Документ содержит:

определения выполнения договора транспортной экспедиции;

права и обязанности экспедитора;

ответственность экспедитора – 2 SDR* за 1 кг брутто-веса утерянного или поврежденного груза. Экспедитор несет ответственность как перевозчик в случаях, если он сам осуществляет перевозку (с помощью собственных средств), а также, если он выдал собственный транспортный документ или иным образом взял на себя ответственность за перевозку;

права и обязанности клиента;

ответственность клиента;

страхование – экспедитор осуществляет страхование груза по письменному поручению клиента; страхование ответственности экспедитора является обязательным условием для использования мультимодального транспортного коносамента FIATA (FIATA FBL).

Выяснение роли экспедитора как агента или принципала достаточно сложно. Все законодательные положения и правила АМЭУ определяют экспедитора как агента по отношению к принципалу. При заключении договора на перевозку экспедитор будет выступать в роли принципала. Если экспедитор выступает как агент, то базой налогообложения для НДС является сумма комиссии. Эта деятельность не лицензируется. Если экспедитор выступает как принципал, то применяется нулевая ставка налогообложения, а деятельность перевозчика лицензируется. Аналогичным образом обстоит дело и с обязательной продажей валютных средств. Согласно действующему законодательству 50% валютных поступлений подлежит обязательной продаже на валютном аукционе. Для осуществления деятельности валютные средства нужно покупать. Валютные средства агента (в отличие от принципала) подлежат обязательной продаже только в части комиссионного вознаграждения. Т.е. в настоящее время наиболее приемлемая форма – транспортное комиссионирование, т.е. когда экспедитор действует как агент судовладельца. Как в области агентирования, так и в области экспедирования необходимо выделение агентского и транспортно-экспедиторского договоров в самостоятельные виды договоров.

Правовые нормы международных транспортных конвенций регулируют правоотношения в сфере транспортно- экспедиторского обслуживания.

На международном уровне в целях выработки унифицированных условий перевозки грузов заключено значит. кол-во международных договоров по отдельным видам транспорта, получившим название “транспортные конвенции”.

На морском тр-те: коносамент; международная конвенция для унификации некоторых правил о коносаменте; конвенция ООН “о морской перевозке грузов”; FIATA.

Коносамент – договор морской перевозки, содержит условия на которые судовладелец согласен принять груз от грузоотправителя (обусловленный) к перевозке м/у оговоренными портами, на определенном судне, с объявленной датой отхода за соответствующее вознаграждение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.