Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности организации самостоятельной работы студентов






При организации самостоятельной работы студентов особое внимание придается постановке учебных целей перед студентами, стимулированию положительного отношения и интереса к самостоятельной работе, учету уровня подготовки и индивидуальных особенностей студентов, дифференциации заданий.

Умение работать самостоятельно состоит из умений:

– планировать свою деятельность,

– организовывать ее,

– корректировать,

– осуществлять самооценку,

– осуществлять самоконтроль.

Последовательность действий при описании студентами того или иного объекта или явления при выполнении учебного задания, решении учебных задач:

– четко сформулировать задание и способ его выполнения;

– предъявить объект для наблюдения (в натуре, модели, на схеме, чертеже, рисунке), дать общую картину протекания явления (словесно, с помощью карты, рисунка, схемы);

– дать все необходимые ранее изученные опорные понятия, а также предъявить в готовом виде карту языка описания – название объекта и его составных частей, в том числе термины, условные обозначения, кодовые знаки;

– определить границы и дать ориентиры для самостоятельного распознавания существенных признаков сходства и отличия; если необходимо дать подсказку – где, как и какие признаки искать [9].

Последовательность действия педагога при подготовке студентов к выполнению задания на объяснение ранее описанных объектов или явлений:

– дает ориентиры для распознавания устойчивых связей или отношений между составными частями и сторонами описанного объекта или явления; если необходимо, указывает на характер связей – причинно-следственные, фундаментальные, практических, морфологические – и на границы их действия;

– показывает способы пробных преобразований (вычисления, измерения, проведение опыта – в точных науках), прикидки и переноса связи с изучаемой модели объекта или явления на ранее изученную с целью выявления устойчивого характера связей или отношений;

– показывает возможные способы логического построения предложений, которые отражали бы найденные связи или отношения, – логические схемы предложений, их возможные варианты, способы кодирования (там, где это необходимо и возможно);

– показывает типовые способы обоснования сформулированных предложений и, если необходимо, подробный план доказательства, его логическую схему;

– дает перечень опорных понятий, используемых при доказательстве [9].

Условия эффективности реализации всех видов самостоятельной работы студентов (за основу взяты условия, предложенные М.В. Булановой-Топорковой [8]):

– постепенность введения различных по степени сложности и стимулирования умственной активности видов самостоятельной деятельности;

– обязательность подготовки студентов к выполнению заданий (сообщение об исходных знаниях и обучение учебным умениям);

– наличие разнообразия видов самостоятельности работы, используемых при преподавании каждой дисциплины;

– подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению, содержавших посильные трудности;

– ознакомление студентов с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;

– оказание преподавателем в случае необходимости помощи в работе;

– обучение студентов приемам самоконтроля при выполнении работы;

– обязательность проверки преподавателем самостоятельных работ студентов.

Условия успешного выполнения самостоятельной работы студентов:

– мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует);

– четкая постановка перед студентами познавательных задач;

– использование алгоритма, метода выполнения работы и знание студентами способов выполнения работы;

– четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления;

– определение видов консультационной помощи (консультации – установочные, тематические, проблемные);

– определение критериев оценки, наличия отчетности и т.д.;

– выбор видов и форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и пр.).

Преподавателем в аспекте самостоятельной работы студентов разрабатывается:

– система заданий для самостоятельной работы;

– система индивидуальных домашних заданий (ИДЗ);

– темы рефератов и докладов;

– инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, и пр.

– темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов;

– списки обязательной и дополнительно литературы.

При разработке заданий для самостоятельной работы преподаватель должен руководствоваться требованием профилирования своей дисциплины в соответствии со специальностью (профилем). Профилирование заданий предусматривает в равной мере их прикладной характер, связанный со спецификой будущей профессии, и методологические особенности, связанные с формированием специалиста.

Подготовка и руководство преподавателя самостоятельной работой студентов на учебном занятии:

– выбрать и сформулировать тему;

– установить цели самостоятельной работы (узнать, научиться, найти решение и пр.);

– продумать последовательность действий, операций;

– подготовить материальную базу (дидактические материалы, ТСО, литературу и т.д.);

– предварительно научить работать (как читать и вычленять главное, писать конспекты, тезисы, составлять план, решать задачу, работать с перфокартой, пособием, ТСО и пр.);

– продумать способы оформления результатов работы, итоговый и промежуточный контроль, роль преподавателя в ходе самостоятельной работы, своевременную помощь нуждающимся)

– в отдельных случаях обеспечивать ТБ и необходимый инструктаж;

– перед началом работы объяснить студентам ход работы.

Руководство домашним заданием:

– правильно определить объем, содержание;

– объяснить, как выполнить, какими приемами и методами пользоваться;

– продемонстрировать образцы выполнения задания.

 

Показатели наличия у студентов умения работать самостоятельно:

– стремится начать выполнение работы только после того, как понял и принял задачу;

– выполняет последовательно и аккуратно все операции;

– контролирует все действия в ходе выполнения работы (замечает ошибки);

– контролирует свою работу по результату (или предъявляет результат, не согласующийся с тем, что можно ожидать);

– может оценить, достаточно ли хорошо справился с работой (спросить об этом, принимая работу);

– может правильно оценить, трудна ли для него работа;

– хорошо представляет, что, как и в какой последовательности собирается выполнять (умеет планировать);

– не переделывает работу заново [7].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.