Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность понятия «социально-воспитательные технологии».






Учебное заведение должно быть органом

не только умственного воспитания, но и органом

социального воспитания, цель которого

привитие обучающимся высших идеалов общественности,

формирование гражданской позиции,

воспитание «вкуса» к социальной активности.

В.В. Зеньковский

 

Социальная деятельность человека как разновидность человеческой деятельности опирается на совокупность знаний, умений, способностей, черт характера и сердцевину личности – нравственность. Эта совокупность определяет неоднозначность «формулы успеха» педагога и порождает разнообразие мнений и суждений о существовании категории «социально-воспитательные технологии». Ведь технология – это то, что предопределяет и гарантирует результат любого процесса.

Чаще всего в научно-методической литературе и практике социальной деятельности термин «социально-воспитательные технологии» применяется как синоним понятий «социально-воспитательная система», «педагогическая система». Толкование социально-воспитательных технологий локального характера почти полностью перекрывается понятием «методика» данного вида деятельности. Разница между ними заключается в расстановке акцентов. В технологиях, как утверждает Г.К. Селевко, больше представлена целевая, процессуальная стороны; в методике – содержательная, качественная, вариативная. Между тем, технология отличается от методики своей

– воспроизводимостью,

– наличием конкретных целей,

– определенной концепцией,

– поэтапной пошаговой структурой деятельности.[4]

Ряд авторов понимают социально-воспитательные технологии как:

– систему приемов, направленную на решение типовых задач;

– способ реализации обоснованной модели педагогической ситуации.

Решение вопроса о выделении социально-воспитательных технологий затрудняется множественностью толкования самого термина «технология», а также поиском надежного инструментария, позволяющего получать устойчивые, прогнозируемые, а главное гарантированные результаты.

Что может быть конечной целью, результатом использования социально-воспитательных технологий?

Человек «природный» превращается в человека «культурного», как считал С.И. Гессен, посредством воспитания образованности, гражданственности, цивилизованности. Без этих качеств нет личности, нет человека как представителя социума, человечества. Личность нельзя сформировать вне социальной сферы. «Лишь одновременное, параллельное развитие индивидуальных наклонностей и общих социальных навыков определяет путь нормального развития личности».[5] Чтобы войти «во время», сделать его «своим», человек должен развить в себе способность к восприятию социального опыта (В.В. Зеньковский), а педагог – найти механизмы приобщения молодого поколения к общекультурным ценностям. Одним из этих механизмов можно считать социально-воспитательные технологии. Социально-воспитательные технологии включают человека в социальный контекст, обеспечивают усвоение и освоение определенных социальных норм. В этом их целевое назначение. Мы относим некоторые виды деятельности в социальной среде к технологиям (социальное проектирование, коллективную творческую деятельность, PR-технологии, волонтерство, дебаты и др.) потому, что именно их технологический алгоритм влияет на нормирование способов социально-воспитательной деятельности, улучшает ее качество и позволяет достигнуть эффективных результатов.

Понятие «социально-воспитательные технологии» связывается с определенными действиями индивида в социальной среде, влияющими на его личностное развитие. То есть социально-воспитательная технология включает практические действия, направленные на готовность субъекта к воспитательной ситуации в социальной среде.

Согласимся с мнением тех авторов, кто считает некорректным употребление понятия «технология» в контексте воспитания качеств личности (технология воспитания патриотизма, гуманности и т.д.). Вряд ли качества личности могут выступать как гарантированный, устойчивый, прогнозируемый результат. Социально-воспитательные технологии, прежде всего, ориентированы на организацию различных видов деятельности в социальной среде, они воспитывают «вкус» к социальной активности.

Понимая технологию воспитания как «освоенную в практике профессионального сообщества последовательность форм и методов, разворачивающих воспитательный процесс от момента выдвижения цели до получения и оценки результатов» (С.Д. Поляков), будем считать социально-воспитательные технологии частью воспитательной деятельности вуза (технологии воспитательной деятельности вуза). А что такое технология воспитательной деятельности вуза?

Имея в виду, что цели профессиональной подготовки специалистов на современном этапе развития высшей школы формулируются в контексте компетентностно-ориентированного подхода, представим совокупность форм и методов воспитательной работы, сложившихся в Тольяттинском государственного университета, как технологию воспитательной деятельности вуза, где определенное место занимают социально-воспитательные технологии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.