Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология обучения в сотрудничестве






Технология обучения в сотрудничестве технология, в которой студенты работают совместно в малых группах для достижения общей цели, принимая на себя ответственность за работу каждого члена группы и за свою собственную, а успех каждого помогает добиться успеха всем остальным членам группы (Е.С. Полат).

Предназначение технологии обучения в сотрудничестве – формирование у студентов умений эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных образовательных результатов.

Технология обучения в сотрудничестве используется в образовательной практике для преодоления последствий индивидуального характера учебной деятельности субъектов и их стремлений исключительно к индивидуальным образовательным достижениям. Позволяет обогатить опыт сотрудничества и приобрести через учебный труд те навыки совместной деятельности, которые затем могут стать необходимыми в будущей профессиональной деятельности и в жизни.

Технология обучения в сотрудничестве наиболее оправдана, когда ставится задача работы с информацией, ее анализом, обобщением, оценкой.

Варианты обучения в сотрудничестве: обучение в командах или его разновидности – индивидуальная работа в командах; «пила»; вертушка; исследовательская работа студентов в группах.

В основе технологии обучения в сотрудничестве – организация совместной деятельности студентов, основанной на принципах сотрудничества, выполнении ими роли партнеров.

Данная технология обеспечивает развитие таких личностных качеств как толерантность к различным точкам зрениям и другому поведению, ответственность за результаты совместной деятельности; формирование умения уважать чужую точку зрения, слушать партнера, вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах.

Принципы обучения в сотрудничестве (Г.К. Селевко):

1) группы студентов формируются преподавателем до учебного занятия с учетом психологической совместимости, и «равной силы» каждой группы в решении задач;

2) группе дается одно задание, выполнение которого предполагает распределение ролей между участниками;

3) оценивается работа всей группы (оценка одна на всех), преподаватель сам выбирает студента группы, который должен отчитаться за задание.

Сотрудничество – такой тип взаимодействия, в процессе которого его субъекты стремятся понять и поддержать друг друга, чтобы достичь совместного результата, учитывать интересы друг друга и добровольно проявлять активность и помощь.

Опираясь на эмоции или сознание участников, условно выделяют следующие типы сотрудничества:

эмоциональный – создание атмосферы эмоционального настроя, созвучия переживаний от процесса и результатов совместного дела, акценты на ярких моментах, яркое выражение эмоций и проявление чувств, эмоционально окрашенные оценки и выражения своего мнения;

когнитивный – создание атмосферы творческого поиска и логического анализа, проявления кругозора и интеллекта, профессионализма, нестандартности, емкости и оригинальности мысли.

Основные положения сотрудничества:

– наличие взаимозависимости членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи товарищей;

– специальное внимание, уделяемое социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы;

– наличие общей оценки работы группы (описательного плана, не всегда в баллах), складывающейся из оценки академических результатов работы и оценки формы общения студентов в учебной группе.

Сотрудничество субъектов образовательного процесса строится на принципах доверия, веры в самое лучшее и творческое начало в другом партнере по совместной деятельности. В процессе организации такого сотрудничества в учебном процессе каждый участник совместного дела должен обладать правом на собственное мнение и сомнение в правильности действий других партнеров.

При создании ситуации сотрудничества надо предусмотреть перераспределение деятельности между всеми партнерами в условиях выбора, необходимых для достижения поставленной цели. Каждый партнер должен максимально отдать свои знания и силы на выполнение общего задания. В обсуждение и оценку полученных результатов также должны быть включены все участники совместного дела.

Основной метод взаимодействия в процессе сотрудничества – добровольный обмен мыслями, усилиями, информацией.

Такой тип взаимодействия и отношений возникает при наличии трех типов зависимостей участников совместного обучения:

1) зависимость от единой цели, которую участники могут достичь только в совместных усилиях;

2) зависимость от источников информации: каждый участник владеет только частью информации, необходимой для успешного решения задачи;

3) зависимость от формы поощрения.

Способы установления зависимости от цели деятельности:

– подготовка единого результата от всей группы;

– подготовка таблицы успехов каждого члена группы в описательной форме с указанием необходимой дополнительной практики работы в группе (общения, организованности и пр.), подпись каждого члена группы под общим результатом;

– подготовка результатов работы группы по работе только одного или нескольких студентов.

 

Способы установления зависимости от информации:

– каждый член группы располагает информацией (или подбирает ее самостоятельно), которая необходима только для выполнения его части задания;

– между членами группы распределяются роли в выполнении задания.

Способы установления зависимости от поощрения:

– дается оценка работы всей группы;

– индивидуальная оценка академических результатов производится после отработки материала в группах по итогам выполнения специальных работ;

– оценивается уровень академических результатов групп.

В ходе работы отводится время для обсуждения вопроса: «Как все работали?»: поведение, рациональность методов работы группы, удовлетворенность каждого групповой работой и намечаются пути совершенствования своего сотрудничества.

При этом работа группы оценивается самой группой и преподавателем по следующим показателям:

– результативность (единый результат от всей группы);

– усилия, вложенные в выполнение задания (способность решать задачи самостоятельно, проявление настойчивости, изобретательность, творчество, способность выходить за границы материала обязательного для усвоения, решать сложные задачи);

– эффективность (реализация каждого члена группы, его удовлетворенность групповой работой);

– доброжелательность (способность проявлять поддерживающее поведение в отношении других групп в общих дискуссиях и экспертных оценках).

Процесс обучения в рамках данной технологии заканчивается индивидуальной проверкой знаний студентов с подведением итогов работы каждой малой группы.

При оценке эффективности технологии обучения в сотрудничестве надо обращать внимание на следующие моменты:

– успешность реализации принципа деятельности между участниками (обязательное участие всех);

– оптимальность состава (2-7 человек);

– равномерность перераспределения ответственности за результат групповой работы через правильное закрепление или выбор роли;

эффект социальной поддержки – проявляется в присутствии заинтересованных в успехе группы наблюдателей (педагога) или болельщиков;

эффект конформизма – проявляется в изменении поведения или позитивных для группового дела взглядов у отдельных ее членов под давлением группы, мнения ее большинства, даже не столь прогрессивного или конструктивного для решения общей проблемы;

эффект отвержения – проявляется в изоляции, неприятии или плохом отношении большинства группы к одному или нескольким ее членам по причине непохожести на остальных личностными характеристиками, манерой одеваться и вести себя, потому что человек мешает договориться и пр.;

эффект групповой принадлежности – связан с желанием оставаться в группе достаточно продолжительное время;

эффект кооперативной стратегии – связан с постановкой всех участников в одинаковый статус, с одинаковыми требованиями к ним, нормами поведения и взаимоотношений, когда каждый воспринимает другого как отдельную личность и принимает ее со всей индивидуальностью.

Методы технологии обучения в сотрудничестве: интервью, беседа, дискуссия, мозговой штурм, доклад малых групп, метод «пилы», работа в паре, обучение в команде, обучение в малых группах.

Формы обучения, обеспечивающие реализацию технологии обучения в сотрудничестве: лекция-беседа, лекция-диалог (лекция вдвоем), лекция вдвоем, лекция-интервью, лекция-дискуссия, лекция-провокация (с запланированными ошибками), контексно-профессиональная лекция, семинар «круглый стол».

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы возможности технологии обучения в сотрудничестве в подготовке специалистов?

2. Как данная технология позволяет преодолеть последствия индивидуального характера учебной деятельности субъектов и их стремлений к индивидуальным образовательным достижениям?

3. Каковы варианты работы студентов при обучении в сотрудничестве?

4. Каковы этапы учебного занятия с включением сотрудничества студентов?

5. Каковы типы сотрудничества и действия преподавателя по их реализации?

6. Охарактеризуйте типы зависимостей участников совместного обучения.

7. Охарактеризуйте принципы обучения в сотрудничестве.

8. Каковы показатели, по которым оценивается работа группы?

9. Что важно учитывать при оценке эффективности технологии обучения в сотрудничестве?

10. Какие формы обучения обеспечивают реализацию технологии обучения в сотрудничества?

11. Формированию каких компетенций студентов может способствовать технология обучения в сотрудничестве?

Литература

1. Загрекова, Л.В. Теория и технологии обучения / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высшая школа, 2004. – 157 с.

2. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. – М.-Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 474 с.

3. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М.М. Левина. – М., 2001. – 272 с.

4. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.

5. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. – М.-Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.

6. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.

7. Панина, Т.С. Современные способы активного обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 176 с.

8. Педагогические технологии / Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с.

9. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образовании / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 468 с.

10. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1 / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – 816 с.

11. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.

12. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.