Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология совместной работы преподавателя и студента над проектом.






При организации совместной работы над учебным проектом преподавателя и студента происходит определенное разделение их функций. Объективно существует два плана учебного проекта: один план видимый, предназначенный для студента, второй план – скрытый, существующий в основном для преподавателя.

Видимый план проекта для студента включает тему, название, проблему, задачи, планирование, реализацию, презентацию проекта.

Скрытый план проекта преподавателя содержит тему курса, занятия, цель и задачи обучения, развития, воспитания, необходимые знания, специфические умения и навыки, новое содержание, обобщение, материально-техническое и научное обеспечение проекта, организационные формы реализации проекта.

В наиболее общем виде при работе над проектом выделяются следующие этапы: погружение в проект, планирование работы над проектом, выполнение проекта, оформление полученных результатов проектирования, презентация результатов проекта. На каждом этапе стоят свои задачи, меняются степень участия преподавателя в выполнении проекта, уровень самостоятельности студентов.

Исследования показывают, что наибольшая роль преподавателя в учебном проектировании должна проявляться на первом и последнем этапах выполнения проекта. От того, как преподаватель выполнит свою организационную функцию на этапе погружения в проект, зависит результат его выполнения. На последнем этапе функция преподавателя заключается в помощи студентам сделать обобщения полученных результатов, наметить путь к следующей проблеме.

Технология организации совместной деятельности преподавателей и студентов над проектом представлена в табл.2.

 


Таблица 2.

 

    Этапы проектирования
Погружение в проект Планирование работы над проектом Выполнение проекта Оформление результатов выполнения проекта Презентация результатов выполнения проекта
Цель этапа Выбор темы, его цели, мотивация деятельности Научить студентов плановой работе над проектом Научить систематической работе над проектом: сбору и обобщению информации, формулировке вариантов решения проблемы, изготовлению продукта проектирования, анализу альтернативных подходов к решению проблемы Научить оформлению результатов решения проблемы, формулировке теоретических и практических обобщений, подготовке иллюстративного материала Сформировать умения кратко и емко представлять результаты своей самостоятельной работы, компетентно отвечать на вопросы и замечания оппонентов
Средства проектирования Создание проблемной ситуации Планы проектов предшественниковКомпьютеры Научная и учебная литература, аналоги проектов предшественников, Интернет, компьютерная техника Материально-техническая база по письменному и техническому оформлению результатов проекта, изготовлению объекта проектирования Плакаты с графическим представлением результатов проектирования и различные технические средства проекции схем на экран
Формы работы Семинар Тренинг Индивидуальный и групповой поиск, обсуждение, принятие решения, выполнение объектов проектирования Работа над оформлением результатов проектирования, групповое обсуждения полученных результатов решения проблемы, внесение корректив Сообщение, доклад, выступление на семинаре, представление материалов проекта на одной из лекций, публикация в газете колледжа, выступление по внутриколледжному телевидению
Содержание деятельности преподавателя Подводит студентов к формулировке проблемы проекта, его цели и задачи Предлагает организовать группы, распределить роли участников, наметить этапы решения задач проекта По необходимости консультирует студентов, наблюдает, советует, дает новые знания при отсутствии их в литературе, предлагает обратиться в патентную службу, к проектам предшественников Знакомится с полученными результатами выполненного проекта, их письменным и вещественным оформлением, советует, вносит коррективы Принимает отчет, анализирует полученные результаты, оценивает умения общаться, обосновывать свое мнение, умения общаться в группе, намечает перспективы дальнейшей работы над проектами
Содержание деятельности студентов Вживание в проблемную ситуацию, присвоение проблемы Составление плана действий, определение задачи каждого исполнителя проекта Активно самостоятельно работают, пополняют недостающие знания, решают задачи намеченных этапов, работают над изготовлением объекта проектирования Анализируют полученные результаты проектирования, определяют форму их оформления, готовят сообщение к презентации проекта Отчитываются о результатах работы над проектм, отвечают на вопросы оппонентов, защищают найденный способ решения проблемы, намечают перспективы дальнейшей работы над проектами
Результат выполнения этапа Принятие темы проекта, конкретизация цели и задач его выполнения Составлен план работы над проектом, определены подходы к его выполнению Изготовление объекта проектирования Письменно оформленный результат выполнения проекта, изготовленный объект проектирования Письменный отчет по результатам проектирования и изготовленный объект проектирования сдаются в методический кабинет образовательного учреждения и используются последующими поколениями студентов
Вид контроля Устный опрос Анализ составленного плана, советы и внесение корректива план Первичная оценка качества изготовленного объекта проектирования, советы по совершенствованию решения Проверка качества оформления результатов проектирования Оценка результатов проекта преподавателем, самооценка представленного результата, взаимооценка

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы преимущества технологии проектного обучения над традиционной технологией?

2. Как при создании проекта реализуется субъектная позиция студента?

3. Каковы особенности технологии проектного обучения и ее отличия от технологии проблемного обучения?

4. Какова специфика действий преподавателя при использовании технологии проектного обучения?

5. Чем обусловлено выделение этапов работы над проектом?

6. Определите содержание деятельности педагога и студента на каждом этапе работы над проектом и заполните таблицу.

Этапы проектной деятельности

Этап работы над проектом Деятельность педагога Деятельность студентов
Исследовательский этап    
Технологический этап    
Заключительный этап    
Презентационный этап    

7. Каковы типы проектов? Чем обусловлен выбор типа проекта?

8. Объясните смысл каждого дидактического требования концепции проектного обучения.

9. Соотнесите виды презентаций проектов с формами обучения, обеспечивающими реализацию технологии проектного обучения в вузе.

10. Что влияет на эффективность использования технологии проектного обучения в профессиональной подготовке специалистов?

11. Формированию каких компетенций студентов может способствовать технология проектного обучения?

Литература

1. Гухман, Г.А., Трошина, М.Г., Шпичко, В.Н. Проектно-проблемный подход в формировании творческого мышления / Г.А. Гухман, М.Г.Трошина, В.Н.Шпичко // Образование в современной школе. – 2000. - №11-12. – С.33-35

2. Загрекова, Л.В. Теория и технологии обучения / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высшая школа, 2004. – 157 с.

3. Кустов, Ю.А.. Кулешов, А.А. Гусев, В.А., Завершинская, И.А. Метод проектов в профессиональном педагогическом образовании: учебное пособие – Самара: СНО РАН, 2008 - 237с.

4. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. – М.-Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 474 с.

5. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М.М. Левина. – М., 2001. – 272 с.

6. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.

7. Общая и профессиональная педагогика / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 368 с.

8. Педагогические технологии / Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с.

9. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образовании / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 468 с.

10. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1 / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – 816 с.

11. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.

12. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.