Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные типы программно-методических комплексов






1. ПМК поддержки лекционного курса. Процесс создания презентационных роликов для сопровождения лекционного занятия представляет собой последовательное создание иллюстративных фрагментов, состав которых определяется целевым назначением занятия. В качестве фрагментов, применяемых в процессе лекции, могут быть использованы текстовые материалы, статические и динамические изображения, аудио- и DVD фрагменты, контрольные задания и т.д. Соответственно в состав ПМК должны входить программно-технические средства, позволяющие эффективно подготавливать необходимые материалы (сканеры, средства подготовки видеоизображений, графические редакторы, средства анимационной графики). Для сборки презентационного ролика используются как авторские, так и стандартные программные средства. Для эффективного отображения лекционного материала необходимо применять специализированные мультимедийные средства отображения информации: теле-, видеоаппаратуру, видеопроекторы. Особый интерес представляет вариант реализации ПМК поддержки лекционного курса, обеспечивающего обратную связь с обучаемыми в процессе проведения занятия.

2. ПМК моделирования процесса или явления. ПМК подобного типа находят свое применение при изучении предметных областей и оборудования, реальное изучение которых осложнено либо в результате опасности и сложности (соответственно стоимости), либо из-за ограничений временного характера, не позволяющих за время обучения получить характеристики реальных объектов. Другой особенностью использования подобных ПМК является тот факт, что изучение и исследование математических или имитационных моделей реальных объектов позволяет в лучшей степени усвоить характеристики и принцип функционирования реальных процессов и явлений. Создание ПМК подобного типа требует тщательного анализа используемых для моделирования моделей с точки зрения их адекватности (так как использование для обучения моделей не обладающих таким свойством может привести к отрицательным результатам). Методический аспект использования ПМК моделирования заключается в необходимости предварительном планировании экспериментов с моделью и определением способов и методов исследования и интерпретации результатов, обеспечивающих максимальный эффект обучения. Программная реализация моделей возможна как с использованием стандартных научно-технических пакетов (MathCad, MatLab), так и авторских программ, реализующих модели, или с использованием систем моделирования (GPSS, MicroSaint). Область использования:

– изучение процессов или явлений, для которых реальное изучение (или изучение на физической модели) осложнено (стоимость, опасность и т.д.);

– изучение процессов в ускоренном масштабе времени (экономика, экология и т.д.).

Ограничения: сложность достижения достаточной адекватности для сложных объектов и процессов.

3. Тестовые и контролирующие ПМК. Основным назначением ПМК подобного типа является реализация функции контроля усвоения знаний на различных этапах обучения (от текущего контроля до итоговой оценки готовности обучаемого). Созданию ПМК должны предшествовать следующие этапы разработки, определяющие специфику контроля, зависящую от целей контроля и особенностей предметной области:

– формирование тестовых заданий и вопросов, обеспечивающих надежную оценку;

– выбор алгоритма опроса и способов предъявления заданий обучаемому;

– выбор метода обработки статистических данных оценивания;

– определение системы правил, обеспечивающих принятие решений об уровне знаний.

Наиболее эффективным средством для реализации ПМК данного типа является технология баз данных.

4. Электронные учебники. Создание электронных учебников является задачей, методически сходной с задачей создания обычного, хорошего учебника, т.е. включающего в свой состав не только теоретические разделы, но и практические примеры, задачи, методические рекомендации по изучению дисциплины. Исходя из этого электронный учебник по существу представляет собой интегрированный ПМК, включающий в свой состав ПМК различных типов.

5. Экспертные ПМК. Под экспертными ПМК понимают комплексы, реализующие режим адаптивного обучения, т.е. в отличие от принципов программированного обучения, предполагающих заданную траекторию изучения материала, экспертные ПМК ориентированы на контекстное изучение материала. Контекст изучения определяется не только уровнем усвояемости, но и целевыми установками обучаемого. Реализация подобных ПМК трудоемка и основана на использовании принципов искусственного интеллекта и технологий экспертных систем.

Существует тесная взаимосвязь между существующими методами обучения и методическим содержанием и педагогическим назначением ПМК того или иного типа.

В настоящее время разработано большое количество обучающих, контролирующих, моделирующих и других программных продуктов учебного назначения, экспертных и интеллектуальных обучающих систем, которые применяются при проведении практических и семинарских занятий по различным дисциплинам, которые могут использоваться как средство для поиска и обработки нужной информации, для отработки умений и навыков самостоятельного решения разного рода задач по изучаемой дисциплине, для контроля знаний и т.п.

Использование информационных технологий на практических и семинарских занятиях способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков студентов за счет усиления наглядности, возможности управлять учебной ситуацией; повышению информативной емкости изучаемого материала; индивидуализации и дифференциации обучения при выборе студентом темпа и траектории изучения материала, разделения заданий по уровням сложности; повышению объективности контроля знаний.

Возможности современного презентационного оборудования (проекторы, экраны, интерактивные доски и т.п.) намного выше, чем у традиционного лекционного оборудования, благодаря возможностям последних преподаватель имеет возможность использовать видеоизображение, анимационные ролики с аудиосопровождением при проведении таких форм обучения: лекция-пресс конференция, лекция-шоу, визуальная лекция.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы преимущества информационных технологий над традиционной технологией?

2. Как изменяется роль образования при переходе к информационному обществу?

3. Какова специфика преподавания различных дисциплин при применении средств ИКТ?

4. Какие формы обучения реализуются в информационных технологиях? Чем обусловлен их выбор?

5. В чем состоит новизна дидактических возможностей средств ИКТ?

6. Какие средства ИКТ предпочтительнее использовать на лекции?

7. Как можно осуществить дифференциацию заданий по уровню сложности на практических занятиях с использованием средств ИКТ?

8. Какие современные педагогические технологии целесообразно применять на практическом занятии с использованием средств ИКТ?

9. Каковы основные типы ПМК с точки зрения использования возможностей базовых НИТ?

10. Формированию каких компетенций студентов могут способствовать информационные технологии обучения?

Литература

1. Авдулов, А.Н. Классификация информационных технологий / А.Н. Авдулов, А.М. // Грант РФФИ, проект № 02_06_80004.

2. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2008.

3. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. – М.: Дрофа, 2008.

4. Роберт, И.В. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования / И.В. Роберт, В.А. Поляков. – М.: Образование и Информатика, 2004.

5. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт. – М.: Школа-Пресс, 1994.

6. Смирнов, С.А. В мире учебных технологий / С.А Смирнов. – М., 1999.

7. Технические устройства в современной школе / Авторский коллектив. – М.: Перспектива, 2000. – 78 с.

8. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.