Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридическое значение акта ревизии






По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них. Если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе ее акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, предоставляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов РФ и местным органам по их требованию.



Результаты ревизии излагаются в акте на основе следующей информации:

1) Проверочных данных и фактах, вытекающих из имеющихся в ревизуемых организациях документах и материалах.

2) Данных о результатах проведенных встречных проверок.

3) Фактических проверок действительности совершения организаций.

4) Результатов взвешивания и обмера сырья и материалов, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции.

5) Данных проверки качества продукции, соблюдения технических условий и технических режимов производства, соответствие продукции государственным стандартам, артикулам, проверки сохранности материалов, ценностей и денежных средств, режима экономии и целевого использования, а также других данных, вытекающих из заключений специальных экспертиз.

Не допускаются в акте записи, документально не подтвержденные, излагающие субъективную оценку действий должностных лиц, выражения типа «расхитил денежные средства, присвоил государственное имущество, сфабриковал преступление, преступник, мошенник, безответственное отношение». Не допускается также включение в акт фактов, не подтвержденных документально и ссылок на показания должностных лиц, которые они дали следственным органам.

Отражение в акте нарушений и недостатков, выявленных предыдущими ревизиями и проверками, рекомендуется лишь в тех случаях, когда для устранения этих нарушений и недостатков не было принято надлежащих мер или когда эти нарушения и недостатки носят систематический характер.

В актах ревизии следует указывать, какие хозяйственные и финансовые операции и документы проверены, за какой период и каким порядком.

Структура акта ревизии строго не устранена, так как в зависимости от характера деятельности ревизуемого хозяйственного субъекта и органа управления программы и особенности ревизии, построение акта и его содержание могут быть различны. Вместе тем в акте ревизии в зависимости от поставленной задачи должны находить отражение:

1. Указания о ведомственной принадлежности проверяемого объекта или состав его основных учредителей, форма собственности и вид деятельности по уставу и фактически.

2. Сведения о выполнении ревизуемым хозяйством предписаний по предыдущей ревизии, полноте восстановления за счет виновных лиц ущерба и внесение в бюджет полагающихся налоговых платежей и взносов, устранение других нарушений.

3. Общие данные о выполнении объема и финансовых показателей.

4. Выявленные факты нарушений законодательства РК, указов и постановлений, решений, других нормативных актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта.


5. Факты неправильного расходования средств, отражения операций в бухгалтерском учете, составления отчетной документации, невыполнение обязательств перед бюджетом и другими обязательными общегосударственными фондами.

6. Выявленные факты бесхозяйственности, недостач, хищений, присвоение денежных средств и материальных ценностей с непременным указанием размеров причиненного ущерба и конкретных виновных лиц.

7. Результаты принятых мер в ходе ревизии

26). Аудиторский контроль в РФ (аудиторская деятельность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ " Об аудиторской деятельности", который определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также в соответствии с иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельно

сти. Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Органы исполнительной власти осуществляют регламентацию аудиторской деятельности по различным направлениям — реализация государственной политики в области аудиторской деятельности, разработка мер государственной поддержки развития рынка аудиторских услуг1. Кроме того, подлежат регламентации следующие вопросы: проведения аттестации аудиторов и лицензирования аудиторских организаций; создания и аккредитации профессиональных аудиторских объединений; осуществления контроля за деятельностью аудиторских организаций и др.

Аудиторская деятельность в РФ осуществляется на основании федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности2, внутренних правил (стандартов), которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях и аудиторских организациях (используются частными аудиторами, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица). Правила (стандарты) способствуют повышению качества проводимых аудиторских проверок, обеспечивая сопоставимость деятельности аудиторских фирм (аудиторов).

Аудиторская деятельность осуществляется в форме обязательного и инициативного аудита. Федеральным законом " Об аудиторской деятельности" определены группы субъектов хозяйствования, деятельность которых подлежит обязательной аудиторской проверке исходя из определенных критериев. Такими критериями в Российской Федерации являются: организационно-правовая форма (акционерные общества открытого типа), вид деятельности (банки, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, др.), финансовые показатели деятельности (объем выручки, сумма активов) и др.

В отдельных случаях орган государственной власти может выступать заказчиком аудиторского контроля, например, при проведении аудита коммерческих организаций, использующих государственные средства.

Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация внутреннего контроля обязательна для коммерческих банков.

Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется:

-органами управления (например, советом директоров);

-администрацией предприятия;

-специализированными службами (внутреннего аудита, внутреннего контроля) или работниками, в чьи должностные обязанности входит осуществление контроля.

В отдельных случаях законодательство предусматривает обязательное избрание ревизионной комиссии (ревизора), например для акционерных обществ. Организация может осуществлять внутрихозяйственный контроль как самостоятельно, так и на основании договора с аудиторской организацией. Кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций.

Общественный контроль в РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например в сфере образования, сфере социального страхования и пенсионного обеспечения.

Например, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ.

От 10.07.2001 № 910-р, предусмотрено расширение участия общества в управлении образованием путем создания попечительских советов, деятельность которых позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль.

Федеральным законом от 16.07.1999 № 65-ФЗ (ст. 4) " Об основах обязательного страхования" предусмотрено, что одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является обеспечение надзора и общественного контроля.

В системе обязательного пенсионного страхования Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 827 " Об общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений" создан Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, который осуществляет: общественный контроль деятельности субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений; разработку рекомендаций и проектов нормативных правовых актов, направленных на защиту законных интересов застрахованных лиц, на создание системы гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений и другие функции.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

§ понесенные убытки в полном объеме;

§ расходы на проведение перепроверки;

§ штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль). Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.

27). Условно процесс проведения аудиторской проверки можно разделить на три основные этапа: 1 планирование; 2 сбор аудиторских доказательств; 3 завершение аудита.

На первом этапе аудитор: предварительно знакомится с заказчиком; оформляет свои отношения с заказчиком письмом о согласии на проведение аудита и договором возмездного оказания услуг; изучает и оценивает системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля; определяет существенность и риски предстоящей проверки; составляет общий план и программу аудита.

На основном (втором) этапе аудита аудитор обычно занимается сбором аудиторских доказательств, для чего выполняет аудиторские процедуры. Аудиторские процедуры включают в себя тестирование средств контроля (аудиторские процедуры на соответствие) и аудиторские процедуры по существу. Последние, в свою очередь, подразделяются на детальную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам и аналитические процедуры.

На последнем (третьем) этапе аудитор должен: завершить подготовку рабочей документации в виде аудиторского файла; подготовить письменную информацию руководству заказчика по результатам проведенного аудита; сформулировать по результатам аудита свое мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика; подготовить по установленной форме аудиторское заключение.

Задачами ревизии при проверке является прежде всего определение законности и соответствия уставным задачам, всех хозяйственных операций и, по возможности, устранение всех иных операций, не соответствующих установленным требованиям. Задачами же аудита являются определение верности данных бухгалтерской отчетности с точки соответствия их имевшим место быть хозяйственным действиям и событиям, доведении до сведения заказчиков аудита результатов проверки, а также в предложении возможных способов исправления выявленных несоответствий и даче рекомендаций по недопущению несоответствий вновь.

Если при проведении ревизии существует заранее определенный (подчас и нормативно установленный) порядок проведения проверки, в аудите такого жесткого порядка нет, а существует лишь рекомендуемая методика. Аудитор по своему усмотрению определяет последовательность своих шагов, свои действия после обнаружения выявленных несоответствий, классификацию этих самых несоответствий на значимые, за которыми могут крыться как более серьезные нарушения, так и незначительные, носящие лишь формальный характер и по существу ни на что не влияющие.

При проведении ревизии все операции проверяются, что называется, «до копейки». То, насколько глубока, будет аудиторская проверка зависит, прежде всего, от задания на аудит, установленной степени значимости выявленных проблем и степени риска установленных несоответствий.

28). Аудиторское заключение — это документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям, установленным нормативными актами, действующими в Российской Федерации.

Форма и содержание аудиторского заключения должны отвечать положениям действующих нормативных актов и Федерального правила (стандарта) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Основные элементы аудиторского заключения:

§ наименование " аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности";

§ адресат (в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации, как правило, адресуется собственнику аудируемого лица, совету директоров и т.п.);

§ сведения об аудиторе;

§ сведения об аудируемом лице;

§ вводная часть;

§ часть, описывающая объем аудита;

§ часть, содержащая мнение аудитора;

§ дата аудиторского заключения;

§ подпись аудитора.

Сведения об аудиторе включают в себя: организационно-правовую форму аудиторской организации, ее наименование; место нахождения (адрес); номер, дату свидетельства о государственной регистрации; номер, дату, наименование органа, предоставившего аудиторской организации лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок ее действия; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении.

К сведениям об аудируемом лице относятся: организационно-правовая форма аудируемого лица, его наименование, место нахождения (адрес), номер, дата свидетельства о государственной регистрации.

Вводная часть должна содержать сведения о периоде представления информации в финансовой отчетности, составе этой отчетности (форму № 1 «Бухгалтерский баланс», форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках», приложения к формам № 1, 2, пояснительную записку), разграничении ответственности между аудитором и аудируемым лицом. Ответственность за подготовку финансовой отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудитор отвечает за выражение профессионального мнения о степени достоверности финансовой отчет — ности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Часть, описывающая объем аудита, содержит следующую информацию:

§ аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами), действующими в профессиональном аудиторском объединении, членом которого является аудитор, иными документами;

§ аудит был спланирован и проведен для обеспечения разумной уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений;

§ аудит проводился на выборочной основе и включал в себя: а) изучение доказательств на основе тестирования, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности; б) оценку принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой отчетности; в) определение главных оценочных значений, представленных в финансовой отчетности; г) оценку общего представления о финансовой отчетности;

§ аудит представляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности финансовой отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Часть, содержащая мнение аудитора, раскрывает в установленной форме профессиональное мнение аудитора о степени достоверности проаудированной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Датой аудиторского заключения является дата окончания аудита, так как аудитор несет ответственность за выражение мнения о достоверности показателей в финансовой отчетности на момент проведения проверки. По другим операциям, которые могут иметь место после окончания аудита, аудитор ответственности не несет.

Аудиторское заключение должно содержать подписи следующих лиц:

§ руководителя аудиторской организации или иного уполномоченного лица;

§ руководителя аудиторской проверки с указанием номера, типа квалификационного аттестата и срока его действия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.