Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура способностей






Любая чел. деятельность имеет сложную структуру, и для е успешного выполнения недостаточно одного какого-либо качества, даже если оно очень выс. уровня развития. Структура способностей определяется требованиями конкрет. деятельности и является различ. для разных ее видов.

Структура любой конкрет. способности включает в себя универсальные или общие качества, отвечающие требованиям различ. видов деятельности, и спец. качества, обеспечивающие успех только в одном виде деятельности. Так, в результате своих исследований Б.М.Теплов пришел к выводу, что для занятия любым видом муз. деятельности, необходимо такое сложное психолог. образования, как музыкальность. Музыкальность состоит из разных специальных качеств.

Структура муз. способностей: муз. деятельность – музыкальность (общее качество) – муз. слух, способность к слуховому представлению, муз.-ритмическое чувство (спец. способности).

Коммуникативные способности включают гностическую, экспрессивную и интеракционную способности, коммуникативную компетентность. Коммуникативные способности обуславливаются типом нервной системы (темпераментом), а также индивидуально-психологическими особенностями личности (интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека).

Классификация способностей:

1. Природ. (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные. Способности непосредственно связаны с врожден. задатками, и формируются на их основе при наличии жизн. опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей, оперант. обусловливания, импринтинга и ряда др..

2. Специфические чел. способности, имеющие общественно-историческое происхождение:

- Общие способности определяют успехи чел.а в самых различ. видах деятельности (умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь).

- Специальные способности определяют успехи чел.а в специфич. видах деятельности, для осуществления кот. необходимы задатки особого рода и их развитие (муз., математ., лингвистические, техн., лит., художественно-творч., спорт.).

Общие и специальные способности у чел.а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

- Теорет. способности предопределяют склонность чел.а к абстрактно-теоретическим размышлениям.

- Практ. способности предопределяют склонность чел.а к конкретным, практическим действиям.

- Учеб. способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения чел.ом ЗУН, формирования качеств личности.

- Творч. способности необходимы для создания предметов материал. и дух. культуры, производства нов. идей, открытий и изобретений.

- Интеллект. способности, основанные на пользовании речью и логикой.

- Способности к общению, взаимодействию с людьми.

- Предметно-деятельностные (способности социально-психолог. адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние).

- Предметно-познавательные способности к различным видам теорет. и практ. деятельности.

Для успешного выполнения какой-либо деятельности необходимы не отдельные способности, а их удачное сочетание. Практически нет такой деятельности, успех в кот. определялся бы лишь одной способностью. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к чел.у, способному ко многим различным видам деятельности. Существует общая одаренность (способность к обучению) и специальная (выс. уровень спец. способностей (особенно высокие - талант и гениальность)).

Талант - это способность к достижению высшего порядка.

Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое: - незаурядность в различных областях; - осознание способности; - включенность способности в характер.

Показатели одаренности: - темп и легкость усвоения материала; - широта переноса; - время проявления; - соотношение результатов с условиями.

Факторы, влияющие на развитие способностей: - исходная предпосылка - врожденные задатки; - время выявления; - развитие способностей к деятельности, к кот. есть интерес; - всестороннее развитие интересов и способностей; - соперничество и сотрудничество.

Выделяют четыре типа интеллектуальных способностей:

1. конвергентные способности - обнаруживают себя в показателях эффективности процесса переработки информации, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации.

2. дивергентные способности (креативность - это способности порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.