Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Магистерская диссертация






Разработанная и реализуемая в настоящее время концепция не­прерывного педагогического образования предполагает выделение особой ступени профессионального образования – магистратуры.

Основные задачи магистратуры:

1. Подготовка преподавателей профессиональной школы (высшей и средней специальной), готовых осуществлять поиск и совре­менную обработку информации, профессионально интерпретировать научные результаты и транслировать их в социум по определенным правилам.

2. Подготовка кадров для профессиональных образовательных учреждений различного уровня (гимназий, лицеев, колледжей, институтов и т.п.). В образователь­ных программах большинства образовательных учреждений появились новые дисциплины, часто имеющие интегративный характер. Качественные изменения в профессиональной деятельности педагога связаны с проектированием новых элементов образовательного процесса, с необ­ходимостью руководства исследовательской деятельностью обучаемых.

3. Не менее существенным представляется подготовка кадров для научно-исследовательских учреждений разного типа, основной ориентацией которых является диагностика инновационных процессов в области образования.

Магистр должен уметь:

- формулировать задачи исследования в области образования;

- формировать план исследования;

- вести библиографическую работу с привлечением современ­ных информационных технологий;

- выбирать необходимые методы исследования, модифициро­вать существующие и разрабатывать новые методики, исходя из задач конкретного исследования;

- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом данных, имеющихся в научной и научно-методической литературе;

- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефе­ратов, статей, оформленных в соответствии с требованиями, с привле­чением современных средств редактирования и печати.

Научно-исследовательская часть магистерской программы должна показать теоретический потенциал автора, его умение интерпретировать различные концепции и теории, способность к творческому осмыслению анализируемого материала, степень владения профессиональным языком предметной области знаний.

Итоговая государственная аттестация проводится в магистратуре в завершающем семестре и осуществляется государственными аттеста­ционными комиссиями, организуемыми в высших учебных заведениях по каждой основной профессиональной образовательной программе. Она предусматривает сдачу выпускных экзаменов и публичную защиту на заседании государственной аттестационной комиссии выпускной работы – магистерской диссертации, которая является самостоятель­ным научным исследованием, имеющим внутреннее единство и отоб­ражающим ход и результаты разработки выбранной темы.

Магистерская диссертация представляет собой выпускную ква­лификационную работу научного содержания, которая имеет внутрен­нее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, а ее тема – быть актуальной.

Магистерская диссертация представляется в виде, который позво­ляет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличие у автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

Магистерская диссертация представляет собой квалификацион­ную работу, содержащую совокупность перспективных и актуальных в плане общетеоретической ориентации и практической значимости ре­зультатов и положений, являющихся свидетельством положительного личного опыта автора в применении научных методов и приемов, ис­пользуемых в области фундаментальных и прикладных наук, в само­стоятельном осмыслении практического применения знаний в педаго­гической деятельности.

Магистерская диссертация является законченным научным ис­следованием, в котором отражается теоретический потенциал автора, его умение интерпретировать различные концепции и теории, способ­ность к творческому осмыслению анализируемого материала, степень владения профессиональным языком в предметной области знания.

Магистерская диссертация обладает всеми признаками, которые присущи диссертационным работам вообще, независимо от того, на какую ученую степень претендуют их авторы.

Диссертация как научное произведение весьма специфична. Прежде всего, ее отличает от других научных произведений то, что она в системе науки выполняет квалификационную функцию, т.е. готовится с целью публичной защиты и получения научной степени. В этой связи основная задача ее автора – продемонстрировать уровень своей науч­ной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести науч­ный поиск и решать конкретные научные задачи.

Диссертация закрепляет полученную информацию в виде тексто­вого и иллюстративного материала, в которых диссертант упорядочи­вает по собственному усмотрению накопленные научные факты и дока­зывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений.

Диссертация адекватно отражает как общенаучные, так и специ­альные методы научного познания, правомерность использования кото­рых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае.

Содержание диссертации характеризуют оригинальность, уни­кальность и неповторимость приводимых сведений. Основой содержа­ния является здесь принципиально новый материал, включающий опи­сание новых фактов, явлений и закономерностей, или в совершенно ином аспекте.

Содержание диссертации в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные предпосылки научного исследования, так и весь ход и полученные при этом результаты. Причем здесь не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуации их бытования, обсуждаются имеющиеся альтернативы и причины выбора одной из них.

Хотя диссертация, как любой научный труд, должна исключать субъективный подход к изучаемым научным фактам, она все же не может исключать и субъективных моментов, привносимых творческой индивидуальностью самого диссертанта, ибо здесь всегда присутствуют такие факты, как его знания и личный опыт, взгляды и пристрастия, обусловленные общественно-историческими условиями подготовки диссертационной работы.

Диссертация, отражающая всегда одну концепцию или одну определенную точку зрения, изначально включена в научную полеми­ку, являясь по сути дела одним из участников заочной научной дискус­сии. В ее содержании приводятся веские и убедительные аргументы в пользу избранной концепции, всесторонне анализируются и доказа­тельно критикуются противоречащие ей точки зрения. Именно здесь получает наиболее полное отражение такое свойство научного позна­ния, как критичность по отношению к существующим взглядам и пред­ставлениям, а это значит, что содержание диссертации характеризует такая его особенность, как наличие в нем дискуссионного и полемиче­ского материала.

Таковы основные типологические характеристики диссертации. Исходя из того, что магистерская подготовка – это по сути лишь первая ступень к научно-исследовательской и научно-педагогической деятель­ности, ведущей к поступлению в аспирантуру и последующей подготов­ке кандидатской диссертации. Магистерская диссертация, выполненная в системе современной российской высшей школы, все же не может считаться научным произведением в полном смысле этого слова, по­скольку степень магистра – это не ученая, а академическая степень, отражающая образовательный уровень выпускника выс­шей школы и свидетельствующая о наличии у него (компетенций) умений и навыков, присущих начинающему научному работнику.

В отличие от диссертаций на соискание ученой степени кандида­та и доктора наук, представляющих серьезные научно-исследователь­ские работы, магистерская диссертация, хотя и является самостоятель­ным научным исследованием, все же должна быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ (как и дипломная работа), в основе которых лежит моделирова­ние уже известных решений. Выполнение такой работы должно не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, ви­деть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

По сравнению с кандидатской и докторской диссертациями, у магистерской диссертации имеются существенные различия и в самой процедуре ее подготовки и защиты. Если основные результаты, полу­ченные в итоге выполнения кандидатской и докторской диссертаций, должны быть опубликованы в научных изданиях, то применительно к магистерской диссертации это требование не является обязательным.

При представлении к защите кандидатской и докторской диссертации обязательно должен быть напечатан (на правах рукописи) автореферат. При представлении к защите магистерской диссертации автореферат не требуется.

Соискатель степени кандидата и доктора наук представляет в специализированный совет перечень документов по строго установлен­ному перечню. Соискатель степени магистра ограничивается представ­лением в Государственную аттестационную комиссию только самой диссертационной работы (вместе с отзывом своего научного руководи­теля) и справки о выполнении индивидуального плана по профессио­нальной образовательной программе магистра.

Существенно упрощена и сама процедура публичной защиты магистерской диссертации, не требующей назначения официальных оппонентов. Такая диссертация подлежит лишь обязательному рецензи­рованию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.