Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сертификация продукции






 

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» в стране стали проводиться работы по сертификации продукции, услуг, работ. Закон возложил на Госстандарт России организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг), подпадающих под действие данного закона. Госстан­дартом России создана Система сертификации ГОСТ Р. Сегодня в основном создан механизм и действует система сертификации.

Сертификация это процедура, посредством которой третья, уполномоченная сторона дает письменную гарантию, что продук­ция, процесс или услуга соответствует заданным требованиям (ИСО/МЭК 2).

Сертификация продукции — это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Сертифика­ция может иметь обязательный и добровольный характер. Обяза­тельная сертификация является методом объективного контроля качества продукции, а также средством государственного контроля за безопасностью продукции. Добровольная сертификация способ­ствует повышению конкурентоспособности.

Объектами сертификации могут быть продукция производствен­но-технического назначения, товары народного потребления, ус­луги, оказываемые населению и предприятиям, системы качества, иные объекты. Импортные товары также подлежат сертификации, причем преимущественно проводится сертификация у изготовите­ля, предконтрактная сертификация и сертификация систем каче­ства.

Для проведения сертификации той или иной группы продукции государственными органами управления, предприятиями и учреж­дениями создаются системы сертификации. В систему сертифика­ции могут входить предприятия, учреждения и организации неза­висимо от форм собственности, а также общественные объедине­ния. В систему сертификации могут входить несколько систем сер­тификации однородной продукции. Таким образом, система серти­фикации — это совокупность участников сертификации, осуще­ствляющих сертификацию по правилам, установленным в этой си­стеме.

Система сертификации однородной продукции — это система сер­тификации, относящаяся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и пра­вила и та же самая процедура.

Системы обязательной сертификации создаются государственными органами управления при реализации решений законодательного органа о проведении обязательной сертификации. В настоящее вре­мя зарегистрировано более десяти систем обязательной сертифика­ции, возглавляемых различными федеральными органами испол­нительной власти.

Систему добровольной сертификации может создать любое юри­дическое лицо, взявшее на себя функцию органа по сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России.

Орган по сертификации это орган, проводящий сертифика­цию определенной продукции. Органы по сертификации выдают сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соот­ветствия, а также приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов.

Сертификат соответствия — документ, выданный по прави­лам системы сертификации для подтверждения соответствия сер­тифицированной продукции установленным требованиям (Закону «О защите прав потребителей»). Этот документ, основанный на правилах системы сертификации, отражает соответствие продукции, процесса или услуги конкретному стандарту или другому нормативному документу (ИСО/МЭК 2).

В общем случае при сертификации могут быть проведены, испытания продукции; первичная оценка состояния производства продукции; последующий (после выдачи сертификата) инспекционный контроль за продукцией и производством.

В сертификате указываются все документы, служащие основанием для его выдачи, в соответствии со схемой сертификации.

Испытания — техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги на основе установленной процедуры.

Знак соответствия зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец) лицензии на применение этого знака, выданной органом по сертификации. Знак соответствия ставится на изделие и/или тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию. Правила применения этого знака при обязательной сертификации установлены Гос­стандартом России.

Лицензия на применение знака соответствия документ, выданный уполномоченным органом, посредством которого держа­телю сертификата соответствия предоставлено право применять знак соответствия.

Аккредитация испытательной лаборатории или органа по серти­фикации процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами Российской Федерации орган официально признает возможность выполнения испытатель­ной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области

Инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации (за деятельностью аккредитованных органов по сертификации, ис­пытательных лабораторий) — проверка, осуществляемая с целью установления, что деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий продолжает соответствовать правилам сис­темы.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией — контрольная оценка, проводимая с целью установления того, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

Эксперт по сертификации, аккредитации лицо, аттестован­ное на право проведения одного или нескольких видов работ в об­ласти сертификации (аккредитации).

Схема (форма, способ) сертификации — совокупность действий, официально принимаемая (устанавливаемая) в качестве доказатель­ства соответствия продукции заданным требованиям. Действия оп­ределяются Госстандартом России, другими федеральными орга­нами исполнительной власти в пределах своей компетенции, на которые законодательными актами Российской Федерации возла­гаются организация и проведение работ по обязательной сертифи­кации.

Идентификация продукции процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию про­дукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) про­дукции (в нормативной и технической документации, в информа­ции о продукции). Идентификация включает два действия: провер­ку сведений о продукции, представленных заявителем, и докумен­тирование этих сведений в сертификате, на этикетке, ярлыке, упа­ковке, в паспорте и т.п. Идентификацию выполняют разные сторо­ны — изготовитель, маркируя продукцию своим товарным знаком; испытатель, отбирая готовые образцы продукции; орган по серти­фикации, проверяя характеристики продукции или сведения о ней и маркируя знаком соответствия.

Конечная оценка качества изготовления продукции осуществ­ляется с помощью сертификации, которая означает испытание продукции, выдачу сертификата соответствия, маркировку продук­ции (знак соответствия) и контроль за состоянием последующего производства с помощью контрольных испытаний.

 

 


Тема 14

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

14.1. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ: МЕХАНИЗМ, ФУНКЦИИ

Управление — это направленное со стороны управляющего органа воздействие на объект управления с целью получения установлен­ного результата, согласования и корректировки действий исполни­телей. Оно включает предвидение, планирование, организацию, контроль и регулирование процессов исполнения работ.

Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечиваются механизмом управления, устанавливающим внут­ренние связи и учитывающим деятельность всех звеньев и работников предприятия — от рабочего до директора.

Управление, в строгом смысле слова, есть воздействие на работни­ков с целью достижения целей, стоящих перед предприятием и его членами. Оно базируется, с одной стороны, на многих областях зна­ний, таких, как экономика и политология, социология и психоло­гия, инженерные дисциплины, статистика, а с другой — на непо­средственном обобщении опыта управления различными предпри­ятиями, организациями и компаниями в ходе длительной истории развития человеческой деятельности.

Система управления включает следующие компоненты:

· принципы и задачи управления;

· организационную структуру органов управления и его пер­сонала;

· экономические и юридические методы и ограничения;

· информацию и технические средства ее обработки.

Управление предприятием состоит из ряда функциональных под­систем. Ими являются:

· стратегическое и текущее управление (предприятием);

· планирование;

· управление персоналом;

· управление производством;

· управление маркетингом;

· управление финансами;

· управление инвестициями.

Задачами стратегического управления являются обеспечение экономического роста предприятия, повышение его конкуренто­способности. В своей основе оно исходит из необходимости осуще­ствления:

· стратегического анализа происходящих изменений внешней среды (на рынке, в политике, законодательстве и т.д.) и условий для формирования целей, потенциальных возмож­ностей предприятия (ресурсы, проекты, идеи, наличие ко­манды и т.д.);

· выбора стратегии развития предприятия и альтернативных вариантов;

· реализации выбранной стратегии развития.

К задачам текущего управления относится обеспечение непре­рывности и синхронности работы всех звеньев предприятия, на­правленных на получение установленного текущего задания.

В задачи управления персоналом в соответствии с реализацией стратегии развития предприятия, принятой на уровне стратегичес­кого управления и потребностей текущего производства, входят:

· обеспечение предприятия соответствующими кадрами, име­ющими нужную квалификацию, в необходимом количестве;

· обучение работников в соответствии с принятой техноло­гией и организацией производства продукции;

· расстановка персонала по рабочим местам;

· проведение объективной оценки и оплаты результатов дея­тельности каждого работника как основы эффективной мо­тивации его труда;

· обеспечение прав и социальной защиты;

· обеспечение безопасности и нормальных условий труда.

С целью реализации указанных задач в систему управления пер­соналом на крупном предприятии, как правило, входят отделы кад­ров, обучения, оценки персонала и оплаты труда, безопасности.

Основными задачами подсистемы управления производством являются организация изготовления и поставки продукции в за­планированные сроки, с необходимым качеством и установлен­ной себестоимостью. На практике это означает, что органы дан­ного управления должны стремиться к соблюдению технологи­ческой дисциплины, ресурсосбережению, соблюдению производ­ственного режима путем соответствующей организации произ­водства и труда.

Управление коммерческой деятельностью является одной из важ­нейших служб предприятия. От нее зависит, с одной стороны, пра­вильность определения того, какую продукцию производить, в ка­ком количестве и в какие сроки, а с другой — эффективность снаб­жения предприятия факторами производства по ценам, не веду­щим к росту издержек производства, формирование рынка сбыта продукции в требуемом объеме и по ценам, обеспечивающим по­лучение прибыли.

Управление финансами предприятия включает организацию и контроль поступления денежных средств от реализации продукции либо взимания причитающихся сумм по предшествующим соглашениям или за предоставленные услуги, а также денежных поступ­лений от ценных бумаг и др.

Следующей важнейшей задачей управления финансами являет­ся оплата поставок сырья и материалов, предназначенных для про­изводства; платежи по счетам, подлежащим оплате за ранее приобретенные товары; платежи по эксплуатационным расходам (реклама, страхование и т.д.); выплата заработной платы работникам пред­приятия; оплата налогов и осуществление других платежей в бюджет и фонды.

Управление инвестиционной деятельностью включает:

· постоянное совершенствование организации производства, и труда на базе поиска, отбора, разработки и внедрения инновационных предложений;

· формирование банка инновационных идей и вариантов их решений;

· организацию процесса выявления проблем развития и их решение;

· формирование на предприятии климата новаторства, поис­ка новых идей.

Перечисленные подсистемы задач управления реализуют, ис­полняя следующие функции:

1. Постановка целей и задач в соответствии с принятой страте­гией и спецификой подсистемы.

2. Планирование необходимых ресурсов для решения установ­ленных задач.

3. Организация и регулирование процесса исполнения в соответствии с целями и поставленными задачами, обеспечивающие объединение усилий и ресурсов в заданном направлении.

4. Стимулирование работников, направленное на повышение эффективности их труда для достижения целей.

5. Контроль и корректировка деятельности подсистемы и принятие необходимых мер для получения результата.

 

14.2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ТИПЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Эффективность деятельности предприятия, его положение на рынке принципиально зависят от стратегии развития, выбора и применения как отдельных стратегических типов управленческих технологий, так и их различных сочетаний.

Управленческие технологии — это набор управленческих средств и методов достижения поставленных целей организации, включа­ющий методы и средства сбора и обработки информации; приемы эффективного воздействия на работников; принципы, законы и закономерности организации и управления; системы контроля.

Для фирм и предприятий, различающихся по численности, орга­низационно-правовой форме, организации технологического про­цесса, могут быть эффективны различные типы управленческих технологий, а именно: управление по целям; управление по ре­зультатам; управление на базе потребностей и интересов; управле­ние путем постоянных проверок и указаний; управление в исклю­чительных случаях; управление на базе-активизации деятельности персонала; управление на базе «искусственного интеллекта» и др.

Управление по целям применимо для средних и малых предпри­ятий с сильным аналитическим подразделением. Оно бывает про­стым целевым, программно-целевым и регламентным.

При простом целевом управлении руководитель организации оп­ределяет только сроки и конечную цель, но не механизм ее дости­жения. Цель может быть достигнута в любой срок или не достигнута вовсе. Такой способ управления применяется в основном обществом с ограниченной ответственностью численностью 3—5 человек.

Программно-целевое управление предусматривает определение целей, механизмов и сроков для каждого этапа достижения целей. Общая цель достигается в предусмотренные сроки. Такой способ управления применяется, как правило, обществами с ограничен­ной ответственностью, акционерными обществами всех типов.

Регламентное управление используется на уровне всей экономи­ки. При этом определяются конечная цель и ограничения по пара­метрам и ресурсам. При этом цель достигается обязательно, но сро­ки ее достижения установить трудно.

Управление по результатам базируется на усилении функции координации и интеграции деятельности всех подразделений. Эта технология хорошо реализуется в средних и малых организаци­ях, где невелико время между принятием решения и его резуль­татом.

Для реализации технологии необходимо создание в рамках от­делов аналитических групп (2—3 человека) с включением специа­листов в области психологии, социологии, маркетинга, экономи­ки, работающих в рамках матричной структуры управления. Задачи группы: анализ текущей информации, проведение опросов, опре­деление проблем и подготовка предложений по корректировке так­тических и стратегических решений.

Управление на базе потребностей и интересов основано на сти­мулировании деятельности человека через его потребности и инте­ресы, к которым относятся основные потребности в пище, жилье, отдыхе, здоровье, социальные потребности в творческом труде, семье, порядке и стабильности, интересы материальные, соци­альные, эстетические. Данную технологию управления рекоменду­ется использовать в небольших регионах (малых городах, поселках и т.д.), где деятельность организации непосредственно влияет на муниципальную инфраструктуру.

Управление на базе активизации деятельности персонала реализуется путем стимулирования (морального и материального) персонала и мобилизации его интеллектуального потенциала. Основная задача такого рода управления состоит во влиянии на эмоциональное состояние человека. Применяется в организациях самых разнообразных форм.

Управление в исключительных случаях заключается в четком рас­пределении всех управленческих и производственных функций, основной формальный руководитель осуществляет лишь связи с внешней средой. Данная технология рекомендуется для организаций с жестко регламентированной технологией или с доверительной (функциональной) структурой управления.

Управление путем постоянных проверок и указаний основано на жестком планировании деятельности подчиненных и постоянном контроле руководителя за всей текущей деятельностью. Предусматривает линейную структуру управления. Данная технология эффективна для небольших организаций, в которых высок авторитет и профессионализм руководителя; обычно это временная технология.

Управление на базе «искусственного интеллекта» реализуется на базе информационных систем с применением современных технических средств.

Эти и ряд других типов управления должны реализовываться на базе современных информационных технологий. Главное требова­ние к управлению предприятием в условиях рынка — обеспечение адаптивности (приспособляемости и гибкости) экономики пред­приятия к изменяющимся условиям хозяйствования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.