Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительный материал к занятию. Физическое развитие - динамический процесс увеличения длины, массы, развития отдельных частей тела, его пропорции и биологического созревания в различные






Физическое развитие - динамический процесс увеличения длины, массы, развития отдельных частей тела, его пропорции и биологического созревания в различные периоды детства.

Физическое развитие ребенка определяется взаимодействием ряда факторов:

Ø генетических;

Ø гормональных: ведущая роль - соматотропный гормон (СТГ), соматомедин С и инсулиноподобный фактор роста-1 и 2 (ИРФ-1, ИРФ-2), образующиеся под действием СТГ; особое значение приобретают в 5-7 летнем возрасте андрогены надпочечников.

Ø средовых: питание, различные заболевания и т.д.

Для оценки физического развития ребёнка на первом этапе обследования достаточно четырех критериев: массы, роста, окружности головы, грудной клетки. В подростковом возрасте обязательно регистрируются стадии полового развития.

Методы оценки физического развития:

ü Метод ориентировочных расчетов (оценка по специальным формулам)

ü Параметрический (сигмальный) метод

ü Непараметрический метод (по центильным таблицам).

Метод ориентировочных расчетов

Средняя длина доношенного новорожденного 48-52 см. В первые 3 месяца рост увеличивается на 3 см ежемесячно, 2-й квартал - на 2, 5 см ежемесячно, 3-й квартал - 1, 5-2, 0 см ежемесячно, 4-й - на 1 см в месяц. Общая прибавка за первый год - около 25 см, за второй - 12-13 см, третий - 7-8 см, далее по 5-6 см в год.

Для определения роста можно пользоваться формулой:

Долженствующий рост = рост в 1 год + 5П, где П - число лет ребёнка.

Средняя масса доношенных мальчиков 3800 г, девочек – 3400 г. В течение первого месяца жизни ребенок прибавляет в среднем 600 г, 2-го – 800 г, 3-го – 800 г, далее ежемесячно прибавка за вычетом 50 г (4-й месяц - 750, 5-й - 700 и т.д.). Масса тела у грудного ребёнка удваивается к 4, 5 мес. и утраивается к году.

Для определения массы тела после года жизни используются формулы: М = /средняя масса ребёнка в 1 год/ = 10 кг ± 2П, где 2 средняя прибавка в массе тела за год, П - число лет.

Масса тела ребёнка в 10 лет - 30 кг, т.о. масса от 10 до 15 лет = 30+4 /П-10/, где 4 кг - средняя прибавка массы после 10 лет, П - число лет ребёнка.

Прирост массы тела и длины происходит не синхронно. В период с 2 до 4 лет интенсивнее увеличивается масса. Это период 1 «полноты», за ним следует период 1 «вытягивания» с 5 до 7 лет, преимущественный рост конечностей. С этого периода пропорции тела отражают пропорции взрослого. Для оценки этого периода используется Филиппинский тест. Период 2-ой «полноты» наблюдается в 10-12 лет и за ним следует период 2 «вытягивания» -12-15 лет.

Окружность грудной клетки при рождении в среднем равна 32-34 см. Окружность головы- 34-36 см. В 3-4 месяца окружность грудной клетки и окружность головы сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы. На первом году жизни окружность грудной клетки увеличивается на 13-15 см, за второй год - на 2, 5-3, за третий- 1, 5-2 см.

При оценке физического развития учитывается хронологический (паспортный возраст) и биологический возраст (показатель зрелости).

Биологический возраст - это индивидуальный уровень развития физического, полового и функциональной жизнедеятельности, соответствующий хронологическому. Оценивать биологическую зрелость в определённые возрастные периоды позволяет оценка появления точек окостенения по рентгенограмме кисти.

Необходимость выделения биологического возраста возникает при задержке роста или ускорении, нарушении календарных сроков полового развития.

Параметрический (сигмальный) метод (см. таблицы 1, 2)

Шкалы веса и роста включают в себя средний арифметический показатель для конкретного возраста и отклонение от него, измеряемый величиной сигмы (среднее квадратичное отклонение). Чем больше величина отклонения, тем менее вероятно наблюдение такой величины признака в популяции здоровых детей.

В зависимости от величины отклонений (сигмы) выделяют следующие оценочные группы:

- средним ростом и массой считается при отклонении от среднеарифметической величины в пределах ± 1 сигмы;

- выше или ниже среднего - более 1 до ±2 сигм;

- низким или высоким - более или менее чем на 2 сигмы;

- очень низким или очень высоким более или менее чем на 3 сигмы.

Отклонение исследуемого параметра более чем на 2 сигмы в ту или другую сторону расцениваются как патологические, такие дети требуют обследования для выявления причин отклонений.

Найди в таблице 1 или 2 значение роста ребёнка и соответствующее ему значение веса. Рост оценивается по возрасту, вес – по росту. В крайних слева столбиках найди требуемый возраст в годах и месяцах и соответствующий им средний рост (М), сопоставь его с ростом ребёнка. Если имеющийся рост укладывается в интервал М±1SD, то физическое развитие ребёнка (ФР) – среднее. Если рост ребёнка выходит за пределы М±1SD то найди разницу роста ребёнка и М, полученное число подели на величину SD, если полученное значение укладывается в 1-2SD то ФР выше или ниже среднего, если 2 и больше SD то ФР – высокое или низкое. В последнем случае следует указать сколько SD.

Далее оценивается гармоничность ФР. Если дефицит или превышение веса находится в пределах 10% - отмечается тенденция к дефициту или избытку веса, если выходит за пределы то – дефицит и избыток веса (указывается в процентах), что соответствует диагнозу ожирение или белково-энергетическая недостаточность.

Если имеющийся вес укладывается в пределы ± 1SD, то ФР гармоничное, если не укладывается то путём составления пропорции найди, сколько процентов составляет имеющийся вес по отношению к нижней или верхней границе (±1 SD) долженствующего.

Оценка физического развития детей по перцентильным таблицам

Оценка основных антропометрических данных также может осуществляться по таблицам перцентильного типа: за средние или условно нормальные величины принимаются значения в интервале от 25 до 75 центилей. Центильная шкала представлена 6 цифрами (3, 10, 25, 75, 90 и 97%), см. таблицы в учебнике А.В. Мазурина, Н.М. Воронцова «Пропедевтика детских болезней», стр. 419-425.

В диапазоне до 3 центиля - область «очень низких» величин, встре­чающихся у здоровых детей редко (не ча­ще 3%). Ребёнок с таким уровнем призна­ка должен проходить консультирование и по показаниям - специальное обследова­ние.

От 3 до 10 центиля - область «низких величин», встречается у 7% здоровых детей. Показано консульти­рование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.

От 10 до 25 центиля - область «величин ниже среднего» свой­ственны 15% здоровых детей данного пола и возраста.

От 25 до 75 центиля - область «средних величин» свойственны 50% здоровых детей и поэтому наиболее характерны для данной возрастно-половой группы.

От 75 до 90 центиля - область величин «выше среднего», свой­ственна 15% здоровых детей.

От 90 до 97 центиля - область «высоких величин», свойственна 7% здоровых детей. Медицинское реше­ние зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

От 97 центиля - область «очень высоких величин», свой­ственна не более чем 3% детей. Вероят­ность патологической природы изменений достаточно высока, поэтому требует­ся консультирование и обследование.

 

Оценка физического развития девочки Таблица 1

До 3 лет 3-6 лет
    рост   вес       рост   вес  
лет мес М SD М SD лет мес М SD М SD
  НР 49, 4 1, 8 3, 3 0, 4     92, 7 3, 3 13, 6 1, 0
    52, 4 1, 9 3, 8 0, 3     93, 4 3, 3 13, 8 1, 0
    55, 6 2, 0 4, 6 0, 4     94, 0 3, 3 13, 9 1, 0
    58, 6 2, 0 5, 3 0, 5     94, 6 3, 4 14, 1 1, 1
    61, 0 2, 1 6, 0 0, 5     95, 2 3, 4 14, 2 1, 1
    63, 0 2, 2 6, 6 0, 6     95, 8 3, 4 14, 4 1, 1
    64, 8 2, 2 7, 1 0, 7     96, 4 3, 5 14, 5 1, 1
    66, 4 2, 2 7, 6 0, 7     97, 0 3, 5 14, 7 1, 1
    67, 8 2, 3 8, 1 0, 7     97, 6 3, 5 14, 8 1, 1
    69, 1 2, 3 8, 4 0, 7     98, 2 3, 5 14, 9 1, 1
    70, 3 2, 3 8, 7 0, 8     98, 8 3, 6 15, 1 1, 1
    71, 5 2, 4 9, 0 0, 8     99, 3 3, 6 15, 2 1, 1
    72, 6 2, 5 9, 2 0, 8     99, 8 3.6 15, 4 1, 1
    73, 7 2, 5 9, 5 0, 8     100, 4 3, 6 15, 5 1, 1
    74, 8 2, 6 9, 7 0, 8     101, 4 3, 7 15, 7 1, 1
    75, 9 2, 7 9, 9 0, 8     101, 6 3, 7 15, 8 1, 1
    77, 0 2, 7 10, 2 0, 8     102, 1 3, 7 16, 0 1, 2
    78, 0 2, 8 10, 4 0, 8     102, 6 3, 8 16, 2 1, 2
    79, 0 2, 9 10, 6 0, 8     103, 1 3, 8 16, 3 1, 2
    79, 9 2, 9 10, 7 0, 9     103, 7 3, 8 16, 5 1, 2
    80, 8 3, 0 10, 9 0, 9     104, 3 3, 9 16, 6 1, 2
    81, 7 3, 0 11, 2 0, 9     104, 8 3, 9 16, 8 1, 2
    82, 6 3, 0 11, 3 0, 9     105, 3 3, 9 16, 9 1, 2
    83, 5 3, 1 11, 4 0, 9     105, 8 4, 0 17, 1 1, 2
    84, 3 3, 1 11, 6 0, 9     106, 3 4, 0 17, 2 1, 3
    85, 1 3, 1 11, 8 0, 9     107, 8 4, 0 17, 6 1, 3
    85, 9 3, 1 11, 9 0, 9     109, 3 4, 1 18, 1 1, 4
    86, 7 3, 1 12, 1 0, 9     110, 8 4, 1 18, 5 1, 5
    87, 4 3, 2 12, 3 1, 0     112, 2 4, 2 19, 0 1, 6
    88, 1 3, 2 12, 5 1, 0     113, 7 4, 3 19, 6 1, 6
    88, 8 3, 2 12, 6 1, 0     115, 2 4, 4 20, 1 1, 7
    89, 5 3, 2 12, 8 1, 0     116, 7 4, 5 20, 7 1, 7
    90, 2 3, 2 13, 0 1, 0  
    90, 9 3, 2 13, 1 1, 0

Оценка физического развития девочки Таблица 1 (продолжение)

7-14 лет 15-18 лет
    рост   вес       рост   вес  
лет мес М SD М SD лет мес М SD М SD
    118, 2 4, 6 21, 3 1, 8     161, 1 5, 7 50, 8 5, 7
    119, 7 4, 6 21, 9 2, 0     161, 6 5, 7 51, 4 5, 6
    121, 2 4, 7 22, 5 2, 1     161, 9 5, 6 51, 8 5, 6
    122, 5 4, 7 23, 1 2, 2     162, 2 5, 6 51, 9 5, 6
    123, 9 4, 8 23, 8 2, 2     162, 4 5, 6 52, 1 5, 6
    125, 3 4, 8 24, 5 2, 2     162, 5 5, 6 52, 3 5, 6
    126, 7 4, 9 25, 2 2, 2     162, 7 5, 6 52, 4 5, 6
    128, 1 4, 9 25, 9 2, 3     162, 8 5, 6 52, 5 5, 6
    129, 4 5, 0 26, 6 2, 4     162, 9 5, 6 52, 6 5, 6
    130, 8 5, 0 27, 4 2, 6     163, 0 5, 6 52, 7 5, 6
    132, 1 5, 1 28, 1 2, 7     163, 1 5, 6 52, 7 5, 6
    133, 3 5, 2 28, 8 2, 9     163, 1 5, 6 52, 8 5, 6
    134, 7 5, 3 29, 6 3, 2     163, 2 5, 6 52, 8 5, 6
    136, 2 5, 3 30, 5 3, 4  
    137, 7 5, 4 31, 4 3, 5
    139, 2 5, 5 32, 4 3, 6
    140, 7 5, 7 33, 4 3, 8
    142, 3 5, 8 34, 4 4, 0
    144, 1 6, 0 35, 4 4, 3
    145, 9 6, 2 36, 6 4, 5
    147.7 6.4 37, 8 4, 7
    149, 5 6, 3 39, 2 4, 8
    151, 2 6, 2 40, 6 5, 0
    152, 8 6, 2 41, 9 5, 1
    154, 3 6.1 43, 2 5, 2
    155, 6 6, 0 44, 4 5, 3
    156, 8 5, 8 45, 6 5, 4
    157, 8 5, 8 47, 0 5, 5
    158.7 5.7 47, 8 5, 7
    159, 5 5, 7 48, 7 5, 8
    160, 1 5, 7 49, 6 5, 8
    160, 7 5, 7 50, 2 5, 8

 

Оценка физического развития мальчика Таблица 2

До 3 лет 3-6 лет
    рост   вес       рост   вес  
лет мес М SD М SD лет мес М SD М SD
  НР 50, 0 2, 0 3, 4 0, 3     94, 2 3, 5 14, 1 1, 0
    53, 2 2, 0 4, 0 0, 4     94, 9 3, 5 14, 3 1, 0
    56, 7 2, 1 4, 9 0, 4     95, 5 3, 5 14, 5 1, 0
    59, 9 2, 2 5, 8 0, 5     96, 1 3, 6 14, 6 1, 0
    62, 5 2, 2 6, 5 0, 5     96, 7 3, 6 14, 8 1, 0
    64, 7 2, 2 7, 1 0, 6     97, 3 3, 7 15, 0 1, 0
    66, 9   7, 6 0, 6     97, 9 3, 7 15, 2 1, 1
    68, 0 2, 3 8, 1 0, 7     98, 5 3, 7 15, 3 1, 1
    69, 5 2, 3 8, 5 0, 7     99, 1 3, 7 15, 5 1, 1
    70, 8   8, 9 0, 8     99, 7 3, 8 15, 6 1, 1
    72, 0   9, 2 0, 8     100, 3 3, 8 15, 7 1, 1
    73, 2 2, 4 9, 5 0, 8     100, 8 3, 8 15, 9 1, 1
    74, 3 2, 4 9, 8 0, 9     101, 3 3, 9 16, 0 1, 1
    75, 4 2, 4 10, 1 0, 9     101, 8 3, 9 16, 2 1, 1
    76, 5 2, 5 10, 3 0, 9     102, 3 3, 9 16, 3 1, 2
    77, 8 2, 6 10, 6 0, 9     102, 8 3, 9 16, 5 1, 2
    78, 6 2, 6 10, 8 0, 9     103, 3 4, 0 16, 6 1, 2
    79, 6 2, 7 10, 9 0, 9     103, 9 4, 0 16, 8 1, 2
    80, 5 2, 7 11, 1 0, 9     104, 5 4, 0 17, 0 1, 2
    81, 4 2, 8 11, 3 0, 9     105, 1 4, 0 17, 1 1, 2
    82, 3 2, 8 11, 5 0, 9     105, 7 4, 1 17, 3 1, 2
    83, 2 2, 9 11, 7 0, 9     106, 2 4, 1 17, 4 1, 2
    84, 0 2, 9 11, 8 0, 9     106, 8 4, 2 17, 6 1, 2
    84, 8 2, 9 12, 0 0, 9     107, 2 4, 2 17, 7 1, 2
    85, 6 3, 0 12, 2 0, 9     107, 7 4, 2 17, 9 1, 2
    86, 4 3, 0 12, 4 0, 9     109, 3 4, 3 18, 4 1, 3
    87, 2 3, 0 12, 5 0, 9     110, 8 4, 4 18, 9 1, 3
    88, 0 3, 1 12, 7 0, 9     112, 3 4, 4 19, 4 1, 3
    88, 8 3, 1 12, 9 0, 9     113, 8 4.5 19, 9 1, 3
    89, 5 3, 2 13, 1 0, 9     115, 3 4, 5 20, 4 1, 3
    90, 2 3, 2 13, 2 0, 9     116, 8 4, 7 21, 0 1, 3
    90, 9 3, 2 13, 4 0, 9     118, 3 4, 8 21, 6 1, 4
    91, 6 3, 3 13, 5 0, 9  
    92, 3 3, 3 13, 7 0, 9

Оценка физического развития мальчика Таблица 2 (продолжение)

7-14 лет 15-18 лет
    рост   вес       рост   вес  
лет мес М SD М SD лет мес М SD М SD
    119, 7 4, 9 22, 2 1, 6     166, 7 7, 7 54, 0 5, 9
    121, 2 4, 9 22, 8 1, 7     168, 0 7, 3 55, 2 6, 0
    122, 5 5, 0 23, 4 1, 8     169, 2 7, 0 56, 4 6, 2
    124, 0 5, 0 24, 1 1, 9     170, 2 6, 7 57, 5 6, 3
    125, 3 5, 1 24, 7 2, 0     171, 1 6, 4 58, 4 6, 5
    126, 7 5, 2 25, 4 2, 0     171, 9 6, 2 59, 3 6, 6
    128, 0 5, 2 26, 1 2, 1     172, 5 6, 1 60, 0 6, 5
    129, 3 5, 3 26, 8 2, 2     173, 1 6, 0 60, 7 6, 5
    130, 6 5.3 27, 5 2, 3     173, 5 6, 0 61, 3 6, 4
    131, 9 5, 3 28, 2 2, 5     173, 8 6, 0 61, 9 6, 4
    133, 1 5, 3 28, 8 2, 6     174, 1 6, 0 62, 4 6, 4
    134, 4 5, 3 29, 6 2, 6     174, 3 6, 0 62, 9 6, 4
    135, 6 5, 3 30, 3 2, 7     174, 5 6, 0 63, 3 6, 3
    136, 8 5, 4 31, 1 2, 9  
    138, 0 5, 5 31, 4 3, 1
    138, 3 5, 6 32, 6 3, 2
    140, 5 5, 7 33, 3 3, 3
    141, 8 5, 8 34, 2 3, 4
    143, 1 5, 9 35, 1 3, 5
    144, 3 6, 0 35, 9 3, 2
    145, 8 6, 1 36, 7 3, 9
    147, 4 6, 3 38, 0 4, 1
    149, 2 6, 6 39, 2 4, 2
    150, 7 7, 0 40, 4 4, 3
    152, 5 7, 3 41, 6 4, 5
    154, 3 7, 6 43, 1 4, 7
    156, 2 7, 9 44, 6 5, 0
    158, 1 8, 0 46, 1 5, 1
    159, 9 8, 1 47, 7 5, 2
    161, 7 8, 1 49, 4 5, 3
    163, 5 8, 1 51, 0 5, 5
    165, 2 8, 0 52, 5 5, 6

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.