Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения и задачи






 

1. Русский физик Н.А.Умов говорил в 1911 г.: " Последнее развитие физики есть процесс против материи, окончившийся ее изгнанием... Не пора ли изгнать и материю? Материя исчезла, ее разновидности заменены системами родственных друг другу электрических индивидов, и перед нами рисуется вместо привычного материального глубоко отличный от него мир электромагнитный". Выразите ваше отношение к этому утверждению.

2. Древние греки предпочитали изображать мир конечным, имеющим границы. Но иногда возникали следующие вопросы: если воин добежит до края мира и метнет копье, то копье или полетит, или не полетит. Если полетит - значит, за границей мира есть пространство; если не полетит – значит, там есть какое-то вещество. В любом случае мир не конечен. Состоятельно ли это рассуждение?

3. Если в мире все взаимосвязано, тогда движение планет, звезд связано с поведением людей. Почему же тогда астрология, которая исследует эти связи, не признана в качестве науки?

4. " Для настоящего теоретика ничто не может быть интереснее, чем такой факт, который находится в прямом противоречии с общепризнанной теорией: ведь здесь, собственно, начинается его работа".

5. Имеется ли какое-либо различие в употреблении и понимании термина " качество" в повседневной жизни и в философии? Проанализируйте в связи с этим смысл, в котором употребляется этот термин в следующих выражениях: " качество товара", " человеческие качества", " качество успеваемости", " качество жизни".



6. Какое место принадлежит отрицанию в процессе развития, и в чем заключается связь различных ступеней этого процесса? " Всякое развитие, независимо от его содержании, можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой. Если, например, народ в своем развитии переходит от абсолютной монархии к монархии конституционной, то он отрицает свое прежнее политическое бытие. Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования".

7. " В диалектике отрицать не значит просто сказать " нет" или объявить вещь несуществующей, или разрушить ее любым способом". Раскройте сущность диалектического понимания отрицания. Чем оно отличается от метафизического?

8. Укажите, в каких случаях будет иметь место процесс развития: 1) Рождение человека; 2) Извержение вулкана; 3) Социальная революция; 4) Старение организма; 5) Распад Римской империи; 6) Образование пары фотонов из столкновения электрона и позитрона; 7) Смерть человека; 8) Упрощение системы управления народным хозяйством; 9) Реформа 1861 года в России; 10)Броуновское движение.

9. В каких афористических высказываниях, приведенных ниже, можно увидеть отражение закона взаимоперехода количественных и качественных изменений?

§ Вода камень точит не силой, но частым падением

§ Лучше меньше, да лучше

§ Тише едешь, дальше будешь

§ Побеждают не числом, а уменьем

§ От великого до смешного - один шаг

§ Повторение - мать учения

10. Древнегреческие философы сформулировали ряд парадоксов, которые известны как парадоксы о куче камней и лысом человеке. Сколько камней составляют кучу? Сколько волос должен потерять человек, чтобы стать лысым? Как интерпретировать подобные парадоксы с точки зрения взаимоперехода количественных и качественных изменений?

11. Осмыслите в категориях " качество", " количество" и " мера" переход бдительности в подозрительность, честного поведения в бесчестное, честного поведения, не выходящего за рамки простой порядочности, в героическое.

12. Ниже приведены примеры процессов отрицания. Определите, в каких из них имеет место диалектическое отрицание, а в каких - полное, " зряшное". Аргументируйте свой ответ.

§ Смерть человека от несчастного случая.

§ Ликвидация неперспективных деревень

§ Преобразование министерства в госкомитет

§ Вымирание мамонтов

§ Вытеснение парусного флота пароходами

§ Ликвидация кулачества как класса в начале 30-х годов в СССР

§ Сожжение Н.В.Гоголем рукописей второго тома " Мертвых душ"

13. В каких из перечисленных ниже афористических высказываниях нашел отражение закон отрицания отрицания?

§ Новое - это хорошо забытое старое

§ Перед каждым паровозом бежит тень лошади

§ Клин вышибают клином

§ Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок

14. Попытайтесь дать философский анализ содержания стихотворений:

 

А) Не было гвоздя - подкова пропала, Не было подковы - лошадь захромала, Лошадь захромала, командир убит. Конница разбита - армия бежит, Враг вступает в город, пленных не щадя - Оттого, что в кузнице не было гвоздя. Б) В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность И небо - в чашечке цветка.  

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.