Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия, ее предмет и роль в жизни общества






 

 

Вопрос об определении предмета философии представляет большую трудность. Эта проблема, возникнув на заре существования философии, вызывает споры и сегодня. Одни авторы рассматривали философию как любовь к мудрости, как науку о мудрости, другие же как «стремление к постижению многих вещей» (Гераклит). Термин «философия» имеет греческое происхождение и буквально означает «любовь к мудрости». Но более точно по смыслу он переводится как «стремление к истине».

Философия как система миропонимания возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах и структурных характеристиках.

Содержание предмета философии формировалось исторически в зависимости от уровня развития общества и данных научных исследований: от натурфилософии Древнего общества, когда существовало еще единое естественно-философское знание о мире, через натурфилософию эпохи Возрождения и периода нового времени в условиях постепенного выделения из нее специальных областей знания, к диалектическому и историческому материализму Маркса и Энгельса со второй половины Х1Х в. В этот период предметом философии становится изучение наиболее общих законов природы, общества и человеческого мышления, а сама она выступает не только как учение о бытии с его центральной проблемой человека, но и методологией научного познания и практической деятельности. В качественно новой исторической форме в настоящее время продолжает развиваться современная философия. Объектом ее изучения является окружающий мир как многомерная и многоуровневая система, для характеристики которой важное значение приобретают категории устойчивости, перехода, сложности, вероятности, неопределенности, выбора, самоорганизации и др., отражающие статистический, нелинейный характер его состояния и развития. Новое содержание философского мышления определяется также возрастанием объемов разумной деятельности человека, возможностью сознательного управления все большим количеством природных и социальных процессов.

Современные философы продолжают размышлять о содержании понятия «Философия», о задачах и роли философии в современном мире.

В настоящее время философия – это учение об универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру, иными словами – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Таким образом, главным предметом философии выступает многопроблемное соотношение " мир - человек". Другая точка зрения заключается в том, что у философии, строго говоря, нет собственного предмета. Тем не менее, существуют традиционно философские темы, к которым вновь и вновь обращаются философы.

Не философы придумывают эти вопросы, их " придумывает" жизнь, философы их решают в меру своих сил.

Единое. Эта проблема, которую не может решать наука: если нам даны части (отдельные явления природы, отдельные мысли, образы) и не даны ни целое, ни правила его получения из суммы частей, то откуда вообще берется представление о единстве, само понятие единого и стремление к цельности и полноте знания? Философия дает большой спектр решений этой проблемы: от полного отрицания возможности осмыслить принцип универсального единства мира до теории " всеединства", по которой все существует во всем.

Бытие. Это понятие позволяет обозначить в целом возможные миры, противопоставить изменчивой (в пространстве и времени) реальности вечно сущую действительность. Ведь по крайней мере что-то существует, чем бы оно ни было. Если даже окажется, что это нечто есть ничто, оно не должно тем не менее быть в качестве этого " ничто".

Философская дисциплина, рассматривающая общую структуру бытия, называется онтологией.

Истина. Вопрос " Что есть истина? " всегда принадлежал к числу главных для философии, так как всегда существовала проблема соответствия мысли и действительности, иллюзии и реальности. Как человек познает мир? Можем ли мы получить истинное знание о мире? Споры о природе познания создавали целые философские эпохи. Философскую дисциплину, занимающуюся теорией познания, называют гносеологией.

Добро. Чем отличается доброе от природного, приятного, полезного? Почему добро часто оказывается неестественным, нелогичным, неудобным? Есть ли то, что выше добра? Оправдывает ли благая цель средства ее достижения? Философская дисциплина, изучающая эти вопросы, называется этикой.

Красота. Что это - внешняя форма? Внутренняя форма? Приятное? Гармоничное? Каковы роль и соотношение понятий прекрасного, возвышенного, безобразного, трагического? Есть ли объективные законы творчества? Философская дисциплина, изучающая эти проблемы, называется эстетикой.

Человек. Проблемы человека - это тот центр, к которому сходятся все философские размышления. Что такое человек? Из каких элементов состоит феномен человека: тело? Душа? Воля? Эмоции? Рассудок? Я? Можно ли назвать какой-то элемент главным? Что правит человеком - свобода или необходимость? Как соотносится человек и общество? Что такое личность? Как должен относиться человек к смерти?

Мир. Мир как целое не дан нам непосредственно, в восприятии. Любой феномен будет изображать лишь часть мира. Но мышлению необходим такой объект, как мир, хотя бы для того, чтобы соразмерить его с человеком.

Общество. Способы сосуществования людей давно стали предметом философских размышлений. Почему люди соединяются в различные группы? Что лучше: равенство или неравенство? Должна ли личность подчинять себя обществу? Какую роль в общественном устройстве играют семья, государство? Особая часть социальной философии - это философия истории. Существует множество моделей исторического прошлого: циклическое повторение расцвета и упадка общества (античность), осмысление истории как последовательного процесса осуществления цели (христианская культура), истолкование истории как линейного и бесконечного прогресса (новое время).

Культура. Философия культуры возникла сравнительно недавно (в XIX в.). Происходило это по мере осознания того, что существует многообразие культур, и в то же время формы их проявления имеют общие закономерности.

Несмотря на то, что философия породила множество специальных наук, сама признается наукой далеко не всеми. Вот некоторые из утверждений: «Философия есть наука, поскольку стремится познать истину. Научность философии в том, что в ней ничто не принимается на веру, а исследуется». «Философия не есть наука. В науке всегда существует одна или несколько фундаментальных теорий (парадигм), которые принимают все ученые, работающие в данной области. Для философии не характерен плюрализм систем, течений, школ. Философия - это особая форма духовной деятельности - мировоззрение. Отличие философского знания от научного состоит в том, что оно не только содержит некоторое представление о мире, но и включает отношение человека к миру, т.е. субъективную оценку. Философия - " ответ человека на вызов судьбы: конечный человек перед бесконечным миром" (Вестник МГУ. 1995, № 2-3).

И если главной целью научного мышления является познание мира, то главной целью философского мышления - понимание мира с позиций своих идеалов, ценностей. Если способом освоения действительности для науки является истина, то для философии - мудрость как осознание способов, с помощью которых человек познает мир и выявление конечных оснований человеческого бытия. Только в рамках философии можно ставить вопросы: что есть истина вообще, красота вообще, добро вообще.

Философия не противоположна науке, но и не сводима к ней. Философия опирается на совокупный духовный опыт человечества. Наука - только часть такого опыта. Философское - значит максимально универсальное, всеохватное, фундаментальное, существенное. Необходимо подчеркнуть, что особенностью философии является то, что она не предлагает окончательных решений, но учит искать эти решения и показывает, как их надо искать.

Неразрывная связь и взаимодействие философии и частных наук имеют большое значение для формирования мировоззрения как личности, так и общества в целом.

Существует множество определений мировоззрения. Оно трактуется как система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на мир и место человека в нем, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества. Мировоззрение можно определить и как комплекс представлений человека о себе и о мире, единстве знания и оценки. По своей сути мировоззрение есть не что иное, как общественное самосознание, воплощающее в индивиде как единство его нравственных, философских, политических и иных ценностных представлений.

Несмотря на различие мнений, можно выделить следующие компоненты, входящие в состав мировоззрения:

1. Обобщенные знания - повседневные, профессиональные, научные

2. Ценностные ориентации

3. Убеждения. Они представляют собой устойчивые психологические установки, уверенность в правоте своих идеалов, принципов и могут быть основаны на знаниях или на вере.

4. Идеалы. Под идеалами понимают высшие образцы чего-либо. Они бывают личными, общественными, научно обоснованными или иллюзорными. Жажда видеть лучшее, идеальное, стремиться к нему от века присуща каждому человеку. Идеалы очень тесно связаны с постоянной устремленностью человека от настоящего к грядущему, с существованием для будущего. Как говорил Х.Ортега-и-Гассет, " человеческая жизнь по самой своей природе должна быть чему-то посвящена". Все нормальные люди как мыслящие, деятельные существа являются по необходимости " идеалистами"; они постоянно стремятся к чему-то за пределами своего сиюминутного существования, пытаются связать свои маленькие дела с широким и глубоким идеалом. Широко распространен в философии взгляд, связанный с утверждением постоянной жизненной необходимости общественных идеалов. Без идеалов, провозглашенных и активно воспринятых, действенных, нет нормального, здорового общества, всякая потеря или отсутствие социальных идеалов равнозначны существованию кризиса, болезненного состояния общества. Для подтверждения этих положений можно привести пример с Россией.

5. Сомнение. Это обязательный элемент сознательной, осмысленной жизненной позиции. Сомнение пронизывает и знания, и ценности, убеждения и идеалы.

Все эти элементы мировоззрения влияют на поступки людей, реализуются в характере деятельности человека.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно - практический и теоретический уровни мировоззрения.

Жизненно - практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией. Такова важнейшая сфера функционирования мировоззрения. Жизненно - практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носителя. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое.

Жизненно - практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах.

Вместе с тем, следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

 

Теоретический уровень мировоззрения. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. Философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний. А также норм, ценностей, идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философию часто определяют как теоретически сформулированное мировоззрение.

Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере можно выстроить и в исторической последовательности. Можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии, т.е. мифологию и религию можно рассматривать как предшественников философии.

Самая ранняя из исторических форм мировоззрения - мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Мифы, посвященные устройству природы, стадиям жизни людей, рождению и смерти, достижениям людей, - " это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут" (Б.Малиновский, польский этнограф). Миф служил для оправдания определенных жизненных установок, для санкционирования определенного поведения. Таким образом, миф - это не первоначальная форма знания, а особая форма мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифологии человек растворялся в природе, сливался с ней как неотделимая частица. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводилась к рассказу о том, кто кого породил.

Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Религия. На самых ранних стадия развития общества мифология и религия составляли одно целое. С содержательной стороны, т.е. с точки зрения мифологических конструкций, мифология и религия неразделимы. Однако, религия имеет свою специфику. Она обуславливается тем, что основным элементом религии является не разделение мира на естественный и сверхъестественный и не вера (и то, и другое характерно и для мифологического сознания на довольно высокой стадии развития), основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому каждый миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Они становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости, придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолеть исторически изменчивые, переходящие аспекты его бытия и возвысить его до чего-то абсолютного, вечного.

Исторические особенности мифологического и религиозного мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, зависимостью от неосвоенных сил природы, а также с низким развитием его познавательного аппарата. Мировоззренческие конструкции существовали в форме образов и символов (чувственно-образная форма освоения действительности).

По мере развития человеческого общества, установления определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появлялась возможность новой формы освоения действительности - абстрактно-понятийный. Зарождается философия как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средством разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, на логические законы.

 

 

Вопросы для самоподготовки

1. Что такое философия? Что составляет предмет философии?

2. С постановки каких проблем начинается философия?

3. В чем заключается основной вопрос философии?

4. Какую роль играют универсальные законы и принципы в системе философских знаний?

5. Как соотносятся философия и наука?

6. Что собой представляет философия как методология?

7. Каково соотношение между философией и мировоззрением? Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть определенная философия?

8. Какую роль играет мировоззрение в развитии научного знания?

9. Каковы основные функции философии?

10. Какую роль играет философия в развитии культуры?

11. Верно ли, что философия изучает общее, а другие науки частное?

12. В чем отличие философии от мифологии? От религии?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.