Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бытие человека как философская проблема






Существует множество наук о человеке (антропология, психология, социология, история), изучающих те или иные стороны жизни человека. Но для изучения этого феномена в целостности необходимо философское осмысление человека и его бытия. Проблема человека является одной из важнейших для философии с древнейших времен до наших дней.

Что такое человек? Какова его природа? Что преобладает в нем – биологическое или социальное? Прежде, чем делать попытку определить природу и сущность человека, необходимо задаться вопросом: каково происхождение человека? Случайность это или закономерный этап развития Вселенной?

Традиционно сложились два основных подхода к проблеме происхождения мира и человека: религиозный и естественно-научный. Религиозная теория предлагает креационную (лат. сreatio – «создаю», «творю») модель, согласно которой мир и человек в нем созданы творцом «из ничего», в завершенной форме в некоторый момент. Степень порядка может изменяться лишь в сторону ухудшения. В качестве примера креационной модели можно рассмотреть библейские мифы о сотворении мира и человека. Естественнонаучный подход включает эволюционную модель, согласно которой ныне существующий мир был вначале беспорядочным и только постепенно становился более организованным и сложным. На определенном этапе эволюции появляется человек.

Проблема антропогенеза весьма неоднозначно рассматривается учеными и философами. Одни утверждают, что появление человека – закономерный этап эволюции Вселенной. Другие отмечают, что хотя естественным является движение мира в сторону усложнения, нельзя не учитывать роль случайности в процессе антропогенеза. Открытия, сделанные в последнее время, показали, что начало выделения нашего непосредственного предка из мира животных могло быть обусловлено действием целого ряда факторов, в том числе таких случайных, как радиоактивное излучение в районе обитания предков человека или изменение климата. В результате вырисовывается вероятностный характер антропогенеза.



Помимо креационной и эволюционной точек зрения высказывается еще одно мнение – о возможности непротиворечивого совмещения позиций библии и эволюционной теории: библейское откровение говорит о сущности и направлении процесса эволюции Вселенной, а наука стремится уяснить его конкретное содержание. (А.Мень).

Современный американский ученый Г.Моррис, рассматривая различные модели мира, приходит к выводу, что ни креационная, ни эволюционная модель не могут быть научно доказаны: творение в настоящий момент не происходит, и т.о., оно не может стать объектом научных наблюдений; эволюция же происходит столь медленно, что также не может служить объектом научных наблюдений, если она и имеет место. Остается стремиться постоянно и непредвзято оценивать все добываемые наукой новые данные в свете обеих моделей.

Биологическое и социальное в человеке. Различное понимание сути антропосоциогенеза содержит вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, т.е. о природе человека. В философской литературе постепенно сложились две позиции по этому вопросу:

- природа человека всецело социальна;

- природа человека не только социальна, но и биологически нагружена.

И дело здесь не в том, что человек зависит от набора генов, обмена веществ и т.д., а в том, существуют ли биологически запрограммированные протосоциальные схемы поведения человека. Сторонники первой точки зрения утверждают, что человек рождается с единственной способностью – приобретать человеческие способности. В качестве примера приводятся слепоглухонемые от рождения дети, которые в результате определенных методик, основанных на концепции предметной деятельности, приучаются к орудийной деятельности – от приема пищи до навыков письма. В результате формируются люди. Противоположный пример – маугли. Таким образом, делается вывод, что исключительно только общество делает человека человеком. Крайней формой такого подхода к проблеме является социологизаторство. В соответствии с ним человек рассматривается просто как слепок с общественных отношений, а общественная жизнь – как борьба за выживание индивидов. Таким образом, нивелируются индивидуальные особенности человека.

Сторонники другой точки зрения исходят из того, что большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно и млекопитающим (альтруизм, защита места обитания, агрессивность, семейственность и т.д.)и передается генетически. Крайними формами этих взглядов, абсолютизирующими роль биологических начал в человеке, являются экстремистские теории, в частности, расизм, утверждающие, что природа каждой человеческой расы различна.

Правильнее будет говорить о человеке как о целостном единстве биологического и социального. При этом человеческий индивид – не просто сумма, а именно единство биологического и социального, в результате которого возникает качественно новая ступень – человеческая личность.

Биологически каждый человек – часть природы, он всегда уникален, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей. Эта неповторимость усиливается в результате воздействия социальных и биологических факторов в процессе индивидуального развития человека. Биологически в значительно мере обусловлены продолжительность жизни, возрастные характеристики, взаимоотношения полов и т.п., в то же время каждая часть этих характеристик напрямую связана с социальными условиями жизни каждого человека и общества.

Социальное возникает на базе биологического, которое создает для него исторические природные предпосылки. Социальным обусловлено и психическое развитие человека: внутренний духовный мир человека - его сознательные и бессознательные процессы, человеческое «Я», память, характер, темперамент, фантазия и т.д. Социальная обусловленность сущности человека ставит перед обществом необходимость создания условий, обеспечивающих всестороннее - духовное, нравственное, эстетическое и физическое - совершенствование человека. Пренебрежение к нуждам здравоохранения, просвещения и воспитания подрастающего поко­ления, загрязнение окружающей среды, психологические нагрузки, стрессы - это типичные черты жизнеустройства, которые наиболее на­глядно проявляются за пределами «золотого миллиарда». Такие ха­рактерные качества современного поляризованного мира, в свою очередь, привели к глобальной проблеме - к сохранению чело­века как биологического вида.

Для человека нет более интересного объекта, чем он сам. Что такое человек? В поисках ответа на этот вопрос особая роль принадлежит философии - как при анализе сущности и существования человека в этом мире, так и его взаимосвязи со Вселенной, с космосом. Какие бы науки ни занимались изучением человека, их методы всегда направлены на его «препарирование». Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, ибо простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомого образа, и потому философия всегда пыталась выработать собственные сред­ства познания сущности человека.

В античной философской мысли человек рассматривался пре­имущественно как часть космоса, как некий микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприни­маться как существо, в котором изначально неразрывно человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - и противо­речиво связаны две ипостаси: дух и тело, качественно противопо­ложные друг другу как возвышенное и низменное. Поэтому человек трактовался как существо, промежуточное между ангелами и жи­вотными (Фома Аквинский). Плоть человеческая, с точки зрения христианства, - арена низменных страстей и желаний, порождение дьявола. Отсюда христианин стремится освободиться от дьяволь­ских пут и постичь божественный свет истины.

Христианство вместо разума выдвинуло в качестве главного признака человека сердце. В результате главным атрибутом чело­вечности была провозглашена любовь. Однако это была не любовь человека к другому человеку, а любовь к богу. Христианскому соз­нанию чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бес­смертие души скрашивала зачастую суровое земное бытие.

Философия нового времени видела в человеке прежде всего его не духовную, а телесную сущность. Естествознание, освободившись от идеологического диктата христианства, преуспело в натурали­стических исследованиях природы человека. Но еще большей за­слугой этого времени было безоговорочное признание автономии и безграничности человеческого разума в деле познания собственной сущности.

Идеалистическая философия XIX- начала XX вв. гипертрофировала духовное в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, в других же, напротив, - к иррациональному. И хотя имелись большие достижения в понимании действительной сущности человека, - все-таки целостного учения о человеке еще не было. Так, Г.В.Гегель рассматривал индивида как часть социально-исторического целого, как продукт деятельного взаимодействия.

В марксизме, в котором общество и человек поставлены в центр философского знания, были заложены основные принципы диалектико-материалистического понимания человека. Особое внимание было обращено на то, что человеческое самопознание – незавершимый процесс, проявления его сущности разнообразны: человек думает, радуется и ненавидит, любит, страдает, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам. Определяющим условием становления человека является труд. В труде человек создает мир материальной и духовной культуры, которая творится им в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Диалектико-материалистическая философия, выявляя сущность человека, обращает внимание на то, что человек – это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и обращения людей друг с другом, т.е., существом социальным. Таким образом, человек - субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда; обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами.

Человек по З. Фрейду, - машина, приводимая в движение постоянным комплексом сексуальной энергии (либидо).

Согласно экзистенциализму человек живет в чуждом ему мире. Его бытие иррационально, бессмысленно и непостижимо. Смысл жизни человека – в индивидуальной жизни, в мистическом общении с богом, с узким кругом “духовной” аристократии.

В философии не прекращаются попытки создания целостной концепции человека, которая бы учитывала все присущие ему важнейшие черты. Человек и уникален, и универсален. Он обладает уникальной способностью - мыслить. Но он и универсален, ничто ему не чуждо – ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность. Человек – это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека – это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным. Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический – все это объединено каждой конкретной личностью.

 

Вопросы для самоподготовки

 

1. Как появился на Земле человек? Какие существуют теории на этот счет?

2. Почему процесс антропогенеза невозможно объяснить, если не соединить его с социогенезом?

3. Как определяли природу человека античные и средневековые философы?

4. В чем сущность диалектико-материалистического понимания человека?

5. В чем заключается уникальность и универсальность человека?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.