Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Философское осмысление бытия
Бытие - исходная категория в философском осмыслении мира. Для того, чтобы жить, человек должен действовать, чтобы жить по-человечески - действовать разумно. Разумная деятельность невозможна без интереса к окружающему миру. Этот интерес, в свою очередь, приводит к поиску единого и общего в многообразии мира, причин и законов возникновения и развития мировых явлений. то такое мир, развивается ли он? Если развивается, то существуют ли закономерности такого развития? Является ли он чем-то целым? Что лежит в основе мира: возник ли он естественным путем или есть акт божественного творения, един он или множественен? Все перечисленные вопросы носят предельный характер и относятся к пониманию мира и бытия в целом, т.е. являются предметом прежде всего философского анализа. Философы, так или иначе ставившие перед собой вопрос о сущности бытия, исходили из того, что данная категория позволяет мысленно объединить самые различные предметы и явления мира по признаку их существования. Таким образом, бытие можно рассматривать как интегральную характеристику мира, утверждающую целостность через его существование. Бытие есть единство форм и способов существования. Существуют две формы бытия: материальное бытие и идеальное бытие. По способам существования выделяют объективное бытие (характерно существование вне и независимо от сознания) и субъективное бытие (существование внутри и благодаря сознанию). В истории философии сложились различные трактовки бытия. Впервые понятие " бытие" как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует Парменид (540-470 гг. до н.э.): бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет. " Следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет". Значительное внимание проблемам бытия уделял Платон. Бытие отождествляется Платоном с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. " Может ли равное само по себе, то есть бытие, претерпеть какую бы то ни было перемену? Или же любая из этих вещей, единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях ни малейшей перемены не принимает?... Они должны быть неизменны и одинаковы". Французский мыслитель Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки бытия. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем Я, в осознанности человеком своей деятельности. " Я мыслю, следовательно, существую". В качестве бытия здесь выступает духовное начало, и в частности, мыслящее Я. Одновременно с этим Декарт признает и другое начало всего сущее - не зависящая от сознания и духа материя. Ее основным атрибутом является протяженность. Т.о. бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции (первоосновы) и в форме материальной. С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский философ Джордж Беркли (1685 - 1753): все вещи - это лишь " комплексы наших ощущений, которые изначально даны нашим сознанием. Реальное бытие, т.е. вещи, идеи объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль. С позиций диалектического материализма трактует проблему бытия марксизм. Марксизм понимает под бытием материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от человеческого сознания. Небытие означает не исчезновение бытия, а переход из одной формы бытия в другую. Таким образом, развитие философии породило различные варианты трактовки бытия. Их многообразие сводится к трем главным концепциям: - объективно-идеалистическая: бытие предстает в виде объективно существующей идеи. - субъективно-идеалистическая: бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта. Быть - значит быть воспринимаемым. - материалистическая: под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Бытие предполагает не только существование, но и его причину, т.е. бытие есть единство существования и сущности. Субстанция - сущность, то, что лежит в основе. Количественная интерпретация субстанции возможна в трех формах: монизм (объясняет многообразие мира из одного начала), дуализм (из двух начал), плюрализм (из множества начал). Различают также метафизическое понимание субстанции как неизменного начала и диалектическое - как изменчивой, саморазвивающейся сущности. Все это дает нам качественную интерпретацию субстанции. Современная наука при объяснении явлений мира исходит из материалистически-монистического понимания субстанции, подразумевая под ней материю как объективную реальность. Философское учение о бытии. В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Это естественно, так как сущность бытия выступает в форме явлений, которые по мере познания их человеком, раскрывают все новые и новые свои качества. Интерпретация этих качеств, а в связи с этим и самой сущности бытия, приводит к различным толкованиям этой проблемы. Бытие – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности – космоса, природы, человека. Бытие можно определить как всеобщую, универсальную и единственную в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Приведенное рассуждение позволяет сделать вывод, что о бытии имеет смысл говорить тогда и только тогда, когда дело касается чего-то конкретного, т.е. бытием может обладать только что-то, нечто. О таком «нечто» еще можно сказать «сущее», оно имеет место быть здесь и теперь, наличествует сейчас, в настоящее время. «Небытие» же на любом языке отождествляется с «ничто» и никаким образом не может быть мыслимо. Бытие в прошлом есть ничто. Бытие всегда в настоящем, и только в настоящем оно проявляется, если оно актуально, и имеет реальную возможность проявиться, если потенциально, т.е. содержится в источниках информации или его появление предопределено логикой объективного развития. Однако в строгом философском смысле это не совсем так; в небытие уходит объективное существование того, что было, но если о нем тем не менее говорится, а, следовательно, оно определенным образом мыслится как нечто конкретное, то это «что-то» опять-таки существует, но уже в сознании и, следовательно сохраняет свое «второе» бытие, оставаясь в этом случае копией первоначального объекта, в виде идеального образа. Суть этой коллизии заключается в том, что вещи, тела, явления, которые существуют независимо от сознания, т.е. имеют свое объективное бытие, могут получить и второе бытие – субъективное, в сознании конкретного человека, в виде идеальных представлений о них, если эти вещи стали объектом чувственного и рационального познания. Философская категория «бытие» самим фактом существования чего бы то ни было объединяет весь мир как единое целое во всем его многообразии и формах проявления, когда вещи, предметы, явления берутся в их единстве со своими характеристиками, особенностями, свойствами. Исходным пунктом размышлений о сущем является проблема существования. Дать строго логическое определение категории существования нельзя, т.к. невозможно найти такое более общее – родовое понятие, под которое можно было бы подвести категорию существования. Эта категория дана субъекту через его опыт и является результатом эмпирического обобщения. С ее помощью он способен мыслить все, с чем сталкивается, так как все это существует в каком-то смысле, но последний не включается в содержание категории существования. Содержание этой категории есть результат предельного абстрагирования от того, как (способ), где и когда (форма) существует некоторое нечто, в ней фиксируется элементарнейший факт его наличия в универсуме, и ничего более. Следующий шаг размышлений о сущем связан с категорией бытия. Бытие есть единство форм и способов существования. Оно представляет собой особенное, специфическое существование, которое характеризуется некоторым набором свойств. В категории бытия существование предмета мыслится более конкретно, потому что в содержании этой категории фиксируются определенные признаки существования, детерминированные формой и способом обнаружения предмета в бесконечном многообразии мироздания. Формы бытия и соответствующие им способы существования детерминированы фундаментальной структурой мира. Прежде всего выделяют материальное бытие (например, Солнечная система) и идеальное бытие (идея возникновения Солнечной системы), которые являются самыми общими родами бытия. Далее речь можно вести об объективном бытии, отличительным признаком которого выступает существование вне и независимо от сознания человека и о субъективном, т.е. внутри и благодаря сознанию человека. Среди материальных форм бытия выделяют: природные неорганические (звезды, планеты, горы и т.д.), природные органические (биологические виды), социальные формы бытия (общественное бытие, индивидуальное бытие человека и т.д.), искусственные (технические системы, инженерные сооружения, искусственные материалы и т.д.). Множество идеальных разновидностей бытия распадается на два подмножества: объективно-идеальное (например, законы мышления) и субъективно-идеальное (мечта о счастье данного человека). Многообразные формы бытия не существуют разрозненно, они взаимосвязаны таким образом, что образуют единую предельно общую структуру. Мир (мироздание, универсум) есть единая, целостная, завершенная совокупность всевозможных форм бытия. Он заключает в себе всю реальность, без каких-либо исключений. В понятии «мир» мы мыслим и то, что нами познано, и то, чего еще мы не знаем. В этом смысле мир является предметом только философского познания, осуществлявшегося в рамках определенной философской системы. Из такого понимания мира вытекает тезис о его единственности и единстве, интерпретация которого зависит от того или иного философского решения проблемы субстанции. Бытие предполагает не только существование, но и его причину. Другими словами, бытие есть единство существования и сущности. Сущностная сторона бытия выражается в понятии «субстанции» (substantia - сущность, то, что лежит в основе). Субстанция есть самодостаточное, самодетерминированное существование. Это объективная реальность, мыслимая в аспекте ее внутреннего единства, взятого в отношении противоположности ко всем бесконечно многообразным формам ее проявления. Иначе говоря, она представляет собой предельное основание, к которому сводятся все конечные формы ее проявления. Она существует безусловно, благодаря только самой себе, самостоятельно. В материалистическом понимании субстанциональной основой мира является материя. Материя есть объективная реальность, отражаемая человеком в его чувствах и мыслях. То есть материя являет собой форму объективного бытия, которая выступает в качестве конечной причины себя самой и всех форм идеального бытия, с необходимостью воздействуя на них, в том числе и на человеческое сознание. Материя и системность ее организации. Мир объективен, то есть существует вне и независимо от сознания, представляет собой движущуюся материю во всем многообразии форм ее проявления. Философия рассматривает материю как основу и сущность материального мира. Современная наука выделяет различные уровни организации материи: микрочастицы и макротела, мельчайший атом и огромных размеров небесное тело - все это различные формы материи, всем им присуще одно и то же свойство: быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания. Понятие «материя» (materia лат.) изначально означала вещество. Началом формирования представления о материи явился поиск того, что роднит все качественное многообразие существующих вещей. Он и привел к появлению понятия для обозначения единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира. Все многообразие мира выводилось из какого-либо одного качественно определенного, эмпирически воспринимаемого элемента (огонь, вода и т.д.(. В дальнейшем появилась идея атомарного строения мира, в основе которой атом - чувственно не воспринимаемая, но объективно существующая неделимая частица, основа мироздания. Атомистическая концепция строения мира перестала господствовать в философии и науке после того, как был открыт электрон. Дальнейшие открытия в области физики установили возможность исчезновения вещества. В какой-то момент наука стала молиться новому богу - полю. Получили распространение утверждения, что якобы материя исчезает, а материализм терпит крах. На смену моделей, созданных механистически мыслящими учеными-естествоиспытателями XVIII - XIX вв., пришли новые открытия в области естествознания на рубеже XIX - XX вв., (открытие электронов, радиоактивности, теории относительности...). Выявившиеся философские противоречия нашли свое разрешение прежде всего в рамках диалектического материализма, пришедшего на смену материализму механистическому. В.И. Ленин, раскрывая сущность кризиса в понимании материи, пояснил, что исчезла не материя, а метафизические представления о ней, а новые открытия могут быть поняты лишь с позиций диалектического материализма, который не связан жестко с вопросом о конкретном строении материи. Вопрос о строении материи - это физический вопрос, а вопрос об отношении нашего познания к физическому миру - это философская проблема. В.И. Ленин предложил и принципиально новое осмысление сущности материи, подчеркнув, что единственное ее свойство есть «свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания». Путь к диалектическому определению понятия материи как единой субстанции лежит не через перечисление ее физический свойств, а, как показал В.И. Ленин, через соотнесение ее с сознанием: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Следует заметить, что в последнее время философы указывают на внутреннее противоречие в определении материи В.И.Лениным. Это определение содержит два взаимоисключающих суждения: 1. Материя независима от сознания. 2. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении. Первое утверждение отрицает второе и наоборот. Тезис о независимости материи от сознания относится к разряду утверждений, которые невозможно научно доказать. Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности к все новым превращениям. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух - возникновения из ничего и перехода в ничто. Maтерии неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина и следствие самой себя. Она едина в своем самобытии. Принцип сохранения материи подтверждается современной наукой. Из этого следует, что неуничтожимость и несотворимость есть непременное условие самого существования мира: ведь энергия суть мера движения материи. Движение - это способ существования материи. Материя существует и проявляет себя только в движении как изменении вообще. Благодаря движению материальные тела обнаруживают себя, воздействуют на наши органы чувств. Движение, как и материя, несотворимо и неуничтожимо: оно не привносится извне, а заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие, и этот процесс бесконечен. Естественнонаучным доказательством бесконечности движения является закон сохранения и превращения энергии. Однако во всеобщем потоке материальных изменений имеются и моменты равновесия, покоя. Покой, как и движение, является необходимым условием развития мира. В движении предмет возникает, покой фиксирует результат, вследствие чего предмет известное время сохраняется, остается данным, а не другим. Но покой относителен, а движение - абсолютно. Итак, движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи - существовать и проявлять себя только в перемещении, взаимодействии и изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств. Движение материи имеет различные формы своего выражения. Каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения. Правомерно говорить не только о механической, но и биологической, социальной и других формах движения. Первая научная классификация форм движения материи принадлежит Ф. Энгельсу. Он выделил следующие формы: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Принципы этой классификация сохраняет свое значение и поныне, хотя в связи с достижениями современной науки сама она существенно обогатилась. Между всеми формами движения материи существует единство и взаимное влияние. Однако высшие формы движения материи качественно отличны от низших и не сводимы к ним. Из движения как сущностного атрибута материи, выражающего способ ее существования, можно вывести формы существования материи - пространство и время. Философские представления о пространстве и времени. Пространство и время - философские категории. Их свойства определяются свойствами материи, ее вечностью и бесконечностью. Они не имеют ни начала, ни конца. И любое движение предполагается в пространстве и во времени. Пространство как философская категория служит для обозначения всеобщего свойства материальных объектов обладать протяженностью и занимать место во взаимодействии с другими материальными объектами. Пространство трехмерно. Соответственно и двигаться тело может в трех взаимно перпендикулярных направлениях. Однако, согласно теории относительности, к трем привычным пространственным параметрам добавляется еще время. Основоположник теории относительности А. Эйнштейн: убеждал, что каждое тело определенными тремя пространственными координатами находилось там именно в данный момент времени (четвертое измерение). Д. Гильберту принадлежит теория многомерности пространства. Использование метода многомерности пространства является одним из приемов квантовой механики, математики и других наук. Многомерность пространства является математической абстракцией и не претендует на замену понятия трехмерного пространства. Кроме протяженности и трехмерности пространство обладает такими свойствами, как однородность (отсутствие в нем каких-либо выделенных точек) и изотропность (равноправность всех возможных направлений). Время как философская категория служит для обозначения всеобщего свойства материальных процессов протекать, обладать длительностью и развиваться по этапам и стадиям. Время имеет одно измерение, поэтому все тела развиваются только в одном на правлении - от прошлого к будущему. Оно необратимо, движется только вперед. К свойствам времени относят также одномерность и однородность. Наличие этих свойств делает невозможным возврат в прошлое, при обратном течении времени причинная связь была бы невозможна. Надо заметить, что проявления времени могут быть специфичными. Существуют такие понятия, как: - биологическое время (оно характеризует особенности протекания биологических процессов в организме (" совы" и " жаворонки") - психологическое время (связано с восприятием и переживанием времени индивидом: оно то " бежит", то " тянется") - социальное время-пространство Материи присущи такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. Одним из свойств материи является системность ее организации. Принцип системности опирается на ряд понятий, которые соответствующим образом интерпретируют понятия части и целого, конкретизируют их и позволяют уточнить их соотношение: система представляет собой упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой; элемент - неразложимая далее, относительно простая единица сложных предметов. Понятие структуры можно сопоставить с понятием организации, то есть связи между элементами, которые носят не случайный характер и создают строение объекта именно в данной форме. Это некоторая упорядоченная связь. Следовательно, мы можем определить структуру как относительно устойчивую и упорядоченную связь элементов, вместе образующих целое. А так как устойчивая и повторяющаяся связь представляет собой закон, то мы можем выделить еще одно определение, отражающее эту сторону системы. Структура есть совокупность законов, которые выражают связь элементов в системе. Таким образом, принцип системности связан с тем, что, исследуя различные объекты, мы должны подходить к ним как к системе. Особенность системного принципа заключается в том, что исследуя его с помощью явления, мы исходим из целостности объекта, в отличие от элементаристского подхода, где сначала познаются части, а затем осуществляется их синтез. В этом плане мир также может рассматриваться как некоторая система. Это означает, что материальные объекты в нем упорядочены определенным образом, имеют разные системы связей, т.е. разные структуры. Поэтому философское понимание мира, в частности, базируется на тезисе о том, что бытие структурно бесконечно. Мир представляет собой разнообразие структур, разных целостных систем, которые, в свою очередь, взаимосвязаны между собой в рамках более общей системы. Проводя принцип системности к устройству мира, можно выделить следующие уровни его материальной организации: неживая природа, живая природа, общество. По характеру взаимодействий выделяются системы: - целостные - внутренние связи элементов в них преобладают над свойствами самих элементов и внешним воздействием на них, - суммативные - элементы в них достаточно автономны по отношению друг к другу, а связь между ними носит случайный, преходящий характер. Это такие неорганизованные совокупности, как, например, горсть земли, корзина яблок и т.д. Диалектика и развитие. Проблема развития мира оказалась достаточно сложной, и в философии существовало огромное разнообразие концепций, так или иначе отвечающих на данный вопрос и выдвигающих собственные модели объяснения движения, которые были связаны с различными подходами к возможности его познания, наиболее важными из которых являются диалектическая и метафизическая модели. Диалектический подход к процессу познания заключается в том, что мир трактуется как особый изменчивый процесс, познавая отдельные стороны которого, мы должны помнить о допущенных предметных " огрублениях", понимая их ограниченность и относительность распространения на познание бытия в целом. Этот метод познания основан на понимании многообразия мира, закономерностей этого многообразия, взаимодействия различных сторон явлений, рассматривающий мир как нечто становящееся, развивающееся Метафизический подход в объяснении мира основан, напротив, на абсолютизации выделенной, отдельной стороны изучаемого предмета или явления и распространении познанных закономерностей на более широкий круг явлений или бытие в целом. Диалектика прошла несколько стадий развития, связанных с эволюцией как философии, так и, в целом, общества, культуры: " диалектика отношений и связи", характерная для древнегреческой натурфилософии, когда абсолютизировался момент взаимосвязи в мире; " диалектика движения", характерная для периода нового времени до начала Х1Х века, когда исследуется конкретная форма движения (механическая), но отступает на второй план принцип взаимосвязи; диалектика развития, которая в наибольшей степени реализуется в гегелевской системе и ряде современных концепций, таких, как марксизм, экзистенциализм. Следует различать объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это присущие миру объективные законы развития, а субъективная диалектика - это отражение в сознании людей этих законов, становящихся законами мышления, или диалектической логикой. Сознательно же примененная логика к процессу познания и преобразования действительности становится диалектическим методом. Таким образом, объективная и субъективная диалектики - это не две разных диалектики, а одна, имеющая разные формы. Из этого вытекает проблема единства («тождества») диалектики, логики и теории познания. Действительно, логика - это не часть диалектики, а сама диалектика, это целое, отражённое в идеальной форме, на уровне сознания человека как всеобщего субъекта познания. Точно так же и теория познания - это диалектика, раскрывающая механизм перевода материального в идеальное, т.е. диалектика, раскрывающая саму себя для человека. Разумеется, совпадают диалектика, логика и теория познания только в идеале, когда в сознании присутствует адекватно познанный объективный мир. В каждой отдельном познавательном акте присутствуют элементы несовпадения, частичного или полного несоответствия отражаемого и отражённого. Итак, возникнув изначально как понятие, обозначающее искусство вести спор, рассуждать, диалектика реализуется как особый философский метод анализа человеческих размышлений, как некая культура рассуждений, диалога, основанная на выявлении в целостном предмете противоречивых сторон его и, напротив, усматривающая во внешне противоположных вещах и явлениях моменты единства и взаимосвязи. Философский анализ проблем с позиции диалектики является одной из наиболее эффективных форм философской рефлексии над миром, которая позволяет рассматривать последний как особую целостную систему, развивающуюся по специфическим универсальным закономерностям. В основе диалектического понимания мира лежит принцип развития, основными чертами которого выступают: системный характер изменений, означающий, что в процессе развития всегда происходит некоторое качественное изменение объекта; необратимость как такая характеристика развития, которая фиксирует не одноразовость, а его процессуальность, комплекс взаимосвязанных изменений, приводящих к возникновению качественно новых возможностей; направленность, которая характеризует тот факт, что развитие осуществляется в некотором направлении, по определенным законам. Вариантами различных направленностей развития выступают прогресс и регресс. Все это позволяет определить развитие как процесс направленных и необратимых качественных изменений. Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития. Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором всё связано со всем. Под связью понимается зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Именно в силу универсальности взаимодействия осуществляете взаимная связь всех структурных уровней бытия, материально единство мира. Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различны: объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменен» состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. Без выяснения форм и содержания различных видов связи и взаимодействия в природе и обществе невозможно было бы разрешить адекватно проблему развития, являющуюся вторым фундаментальным принципом диалектики. Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Ведь в мире нет ничего окончательно завершенного, все находится в процессе становления и изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества. Но закономерно встает вопрос о том, что является источником развития. Все многообразие точек зрения по проблеме источника развития можно свести к двум основным: метафизической и диалектической. Первая считает источником развития толчок извне, тогда как вторая под источником движения, развития понимает самодвижение, саморазвитие за счет борьбы противоположных сил, тенденций. Значение диалектической концепции трудно переоценить. Как методологический принцип познания и практической деятельности она помогает решать научные, политические, педагогические пpоблемы за счет внутренних ресурсов, а не внешних заимствований. Применительно к человеку это означает, что источником собственного развития является он сам, а значит, он ответственен за все, что с ним происходит. В структуру любой науки входит система принципов, законов категорий. Основными законами диалектики как науки являются закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (закон перехода количества в качество) и закон отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики. Суть его состоит в том, что развитие объективной реальности и процесс ее познания осуществляется путем раздвоения единого на противоположности, в борьбе которых и происходит развитие. В этом смысле диалектика и есть изучение противоречия в самой сущности предметов: ничто не движется без противоречий. Закон перехода количественных изменений в качественные. Этот закон раскрывает механизм развития. Не зная его очень трудно представить не только переход в природе от одного предмета к другому, но и переход от одного состояния к другому в пределах одной сущности. Мера, являясь границей, в пределах которой качество остается неизменным, по сути есть не что иное, как «третий член», связывающий количество и качество в единое целое. Более того, мера выражает сущность предмета, при нарушении которой она меняется на свою противоположность. Демокрит говорил, что если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным. Это в значительной степени относится к человеку и его свойствам, когда незначительное нарушение меры резко меняет оценку человека и его деяний. Переход от одного качества к другому посредством нарушения меры называется скачком, который есть «демаркационная линия» отделяющая одну меру от другой. Существуют различные виды скачков, определяемые внутренними и внешними факторами развития. Длительными скачками будут такие, как возникновение жизни на Земле, появление человека, быстрыми - скачок, протекающий в микропроцессе, длящийся миллиардную долю секунды. Что касается скачков в общественной жизни (революций), то они, как правило, бывают результатом длительного эволюционного развития. Однако не всякий скачок порождает новое качество. В обществе могут происходить и контрреволюции, в результате которых происходит возврат к старому качеству, социальная реставрация, контрреволюции, как правило, преодолеваются новыми революциями. Наконец, законом, который указывает на направленность развития, является закон отрицания отрицания. В бесчисленной смене нарождающихся форм появляются и исчезают виды растений и животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно появление более совершенного, нового, невозможен сам процесс развития. Однако и в новом заложено противоречие, которое рано или поздно приводит к его отрицанию, т.е. мы имеем отрицание отрицания. Диалектическое отрицание отличается от метафизического тем, что оно, отрицая, coxраняет в старом то, что ещё может послужить новому. Категория «снятие» и описывает такой синтез, в котором новое отрицает старое с удержанием положительного. Это удержание положительного и есть преемственность в развитии, без которой мы бы начинали каждый раз с ничто, с нуля, с чистого листа. А мир на самом деле есть плод прошедшего и семя будущего. Поэтому бережное отношение к прошлому есть показатель культуры, как отдельного человека, так и всего народа. Но куда же в конце концов ведёт развитие через отрицание отрицания? Может быть, идея круговорота, когда всё в мире возвращается к исходной точке, верна? Но тогда жизнь человека становится бессмысленной, поскольку, что бы он ни делал, результат известен заранее. Действительно, идея круговорота подчёркивает од сторону развития, а именно: некоторую устойчивость, неизменность вещей в процессе развития. Но это только одна сторона дела. Ее-то, однако, и абсолютизирует метафизический подход к проблеме развития. Диалектический подход исходит из того, что развитие - это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с конечным количеством витков. Поэтому каждый якобы возврат самом деле имеет качественное отличие от своего предшествующего состояния, а это означает, что имеет место прогресс - более совершенное состояние мира. Его объективными критериями являются: усложнение связей внутри системы и между системами; повышение устойчивости и жизнеспособности систем, и наконец, нарастание темпов развития. Поэтому трудно переоценить методологическое значение закона отрицания отрицания. Знание этого закона помогает правильно оценить совершавшиеся изменения, особенно в общественной жизни, дает объективные критерии такой оценки. Другими словами, если реформирование общества не приносит благо большинству населения, то это скорее всего псевдореформирование. Что же касается значения диалектики в целом для познавательной и практической деятельности, то оно состоит в том, что человек должен не избегать противоречий, а, напротив, выявлять их и стараться разрешить по мере сил и возможностей. Кроме того, знание диалектики делает человека оптимистом, поскольку помогает выстоять в трудную минуту: ведь в мире ничто не стоит на месте, и не удовлетворяющая нас действительность с помощью наших усилий может измениться к лучшему. А значит, и жизнь человека имеет смысл.
Вопросы для самоподготовки 1. Как соотносятся понятия «бытие» и «материя»? 2. Можно ли признавать движение материи, отрицая ее развитие? 3. Каково соотношение понятий " движение" и " развитие"? 4. Может ли развитие быть регрессивным? Всякое ли развитие - это прогрессивный процесс? 5. Каковы формы движения материи, изучаемые современной наукой и в чем их сущность? 6. Какими свойствами обладают пространство и время? 7. В чем заключаются субстанциональная и релятивистская концепции пространства и времени? 8. Как связаны между собой принцип единства мира и принцип развития? 9. В чем смысл законов диалектики? 10. Какое значение имеют противоречия в развитии научных теорий? 11. Какое содержание вкладывается в понятие " качественный скачок"? 12. Что собой представляют философские категории «явление» и «сущность»? 13. Что такое «необходимость» и «случайность»? Можно ли рассматривать случайность как беспричинность?
|