Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИМЕРЫ. С целью проверить как усвоены знания, полученные после прочтения этой книги, давайте проэкзаменуем себя на некоторых гипотетических ситуациях






С целью проверить как усвоены знания, полученные после прочтения этой книги, давайте проэкзаменуем себя на некоторых гипотетических ситуациях. Рисунки 224 - 226 указывают на многие эффекты поверхности и различные условия. Первый - нестабильные условия и слабый ветер, второй - стабильные и слабый ветер, третий - стабильные условия с сильным ветром.

Посмотрим внимательно на рисунок 224. Мы видим дым в долине, который указывает на скорость и направление ветра (слабый вдоль долины). Дым указывает на легкую турбулентность и расширяется с подъемом. Возможен небольшой градиент скорости ветра. Присутствуют термические потоки, на это указывают отдельные кучевые облака (В).

 

Надеемся найти подъем везде, где термические потоки, но сильную турбулентность ожидаем только вблизи сухой прогретой поверхностью (С) и высокого кучевого облака (D). Термики над С маленькие и интенсивные, в то время, как гроза (D) создает сильные порывы, которые распространяются от земли до тучи. Продвигаясь по долине, гроза может принести усиление ветра и смерчи перед собой.

Можно надеяться на восходящие потоки в местах, обозначенных Е, где поверхность контрастная и способствует образованию термиков. Во время приближения грозы термики могут быть подавлены задолго до её прихода. Хорошие термические потоки можно также найти над возвышенностями (F). Отметим возможные несильные нисходящие потоки над лесистыми территориями (G) и водной поверхностью (Н). Полет вблизи города не всегда безопасен, особенно перед грозой. В заключение обратим внимание на парящую птицу (I), которая указывает на местоположение термика.

На рисунке 225 - безоблачно и стабильно. Это приводит к большой разнице температур между берегом (А) и лесом (В) или водой (С). По этой причине возникают местные циркуляции в форме морского бриза D и потоков в районе границы берега и леса Е. Восходящий поток над линией F - G может быть достаточно мощным потому, что это зона конвергенции. Однако прогрев долины инициирует ветер на склон на всем протяжении гор (Н) так, что поток из леса на берег будет пропадать в течение дня. Мы должны отметить, что такие циркуляции могут быть и в нестабильных условиях тоже, однако, термичность может сделать циркуляцию неустойчивой. Ветра вниз по склону можно ожидать вечером.

Изучив рисунок 226, мы можем заметить различные ситуации. Сильный ветер в долине, отклоняющий дым (А), причем скорость и направление по высоте изменяется, как показано на В. Вообще то изменение направления ветра не способствует волнообразованию, но здесь ветер в долине имеет такое направление из-за ее узости и длины.

При отдалении от земли можно ожидать более спокойное состояние воздуха, но здесь мы видим сильную турбулентность в С. Особое внимание надо обратить на места за холмами (D) и за деревьями (Е), где скорее всего можно встре-, тить сильную турбулентность. Слоистые облака (F) могут блокировать солнце и этим увеличивать стабильность так же, как сопровождать срез потоков на высоте. Также четкая граница облаков может производить тепловой фронт в легкий ветер.

Динамический восходящий поток можно ожидать вдоль всего склона справа, но обратить особое внимание на ущелья (G). По lenticular облакам (Н) угадывается наличие волн, и они, возможно, распространяют до точки I. Как подсказывает облако J за.склоном К расположился ротор.

ИТОГИ.

В этой главе мы учились делать краткосрочные прогнозы по картам, метеосводкам и собственным наблюдениям. Большую роль в этом играет местный фактор. Летая, мы учимся наблюдать, думать, делать выводы. Все пилоты должны быть прилежными учениками природы - это залог безопасности и высоких спортивных результатов. Наблюдательность - ключ к этому.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ I
ИЗМЕНЕНИЕ ПЛОТНОСТИ В А ТМОСФЕРЕ

 

Характеристики летательного аппарата сильно зависят от плотности воздуха. Меньшая плотность приводит к большим скоростям полета, что особенно важно при взлете и посадке.

Плотность воздуха изменяется в соответствии с изменением температуры, влажности и давления также как с увеличением высоты. Изменение высоты - самый важный фактор влияющий на плотность воздуха, затем по значимости следуют температура и влажность и последним стоит давление. Например, жаркий и влажный день на высоте 3048 м может иметь плотность на 45% меньше, чем в холодный, сухой день на уровне моря. Это приведет к увеличению полетных скоростей на 22%.

В авиационном мире принята концепция определения высоты по давлению. Для этого введено понятие стандартной атмосферы (глава 2) с давлением на уровне моря 1013, 25 гПа, температурой 15°С и градиентом температуры 6, 5°С/км. В таблице приведены данные стандартной атмосферы в зависимости от высоты.

Используя эту таблицу, мы можем определить нашу высоту, если знаем местное давление (по барометру или высотомеру, показывающему на уровне моря 1013, 3 гПа). Высота барометрическая - это стандартная высота, полученная измерением давления в данном месте. Изменения высоты поверхности и барические системы изменяют барометрическую высоту.

Следующий шаг учесть изменение высоты по плотности и температуре. Следующая таблица дает такую возможность.

Мы видим, что высота по плотности увеличивается на 135 - 220 м на каждые 5°С. проиллюстрируем на примере, как определить высоту по плотности.

Примем наше местное давление равным 812, 1 гПа и температуру - 27°С. Смотрим в таблицу стандартных атмосфер и находим, что 812, 1 гПа соответствует 1829 м. Теперь наша реальная высота может быть больше или меньше в зависимости от того, какая барическая система на данной территории. Далее смотрим в таблицу высоты по плотности, находим 1829 м и под ней напротив 27°С находим нашу высоту 2625 м.

Большинство спортивной авиации не сталкивается с условиями слепого полета, потому мы здесь не будем подробно останавливаться на факте изменения давления во время полета из-за перемещения барической системы или при дальних полетах при пересечении изобар. Но мы должны пони мать влияние изменения давления на высотомер. При повышении давления на данной территории, высотомер будет показывать уменьшение высоты. Как же определить истинную высоту? Это возможно только в случае, если мы знаем местную истинную высоту.

Международная система, называемая Q кодом, связывает соотношение давления и высоты. Код обозначает следующее: QFE - давление на уровне аэродрома. Мы знаем QFE, когда перед взлетом выставляем наш высотомер на ноль. В4 этом случае прибор показывает высоту над аэродромом до тех пор, пока не произойдет изменение давления на аэродроме. QNH - давление на аэродроме, приведенное к уровню моря по стандартной атмосфере. Ему соответствует барометрическая высота над уровнем моря. Если в высотомер ввести QNH, то он будет показывать высоту полета над уровнем моря. QNE - высотомер показывает высоту, если давление над уровнем моря 1013, 25 мб. QNE - тоже, что и барометрическая высота. QNH эквивалентно QNE, когда давление на уровне моря 1013, 25 мб.

На самом деле наши высотомеры никогда не показывают истинную высоту потому, что условия, соответствующие „ стандартной атмосфере практически не встречаются, а приборы оттарированы на изменение показаний высоты в соответствии со стандартным изменением давления. Это общая проблема, и все высотомеры страдают этим в одинаковой мере. Точность их показаний вполне достаточна для полетов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ II
ЭФФЕКТ КОРИОЛИСА

 

В векторном анализе сила отклонения, действующая на материальную точку определяется:

D= 2 • т- V- ы- sin ^, где т - масса материальной точки,

V - скорость частицы

2- ж (О - угловая скорость земли = -т— радиан/час

ф - широта

Из этой формулы видно, что чем больше широта, тем больше эффект Корриолиса. Эта сила максимальна на полюсах и равна нулю на экваторе. Также замечаем, что сила пропорциональна скорости точки. Если У=0, то D=0.

В северном полушарии эта сила направлена вправо от движущейся точки. Если точка движется от центра высокого давления, то она будет заворачивать вправо и двигаться вокруг центра. Это движение инициирует центробежную силу, которая имеет тенденцию уменьшать градиент давления. Противоположная картина наблюдается в области пониженного давления. Здесь ветер вокруг центра низкого давления имеет тенденцию быть сильнее, чем в антициклоне. Торнадо, ураганы, смерчи возникают именно в циклонах.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ III
СУХИЕ ВЕТРЫ

 

Причину возникновения теплых сухих ветров (chinook, фен и др.). которые дуют на подветренных склонах, можно понять проанализировав изменение температуры воздуха, движущегося над возвышенностью. На рисунке через дробь указаны слева температура воздуха, а справа температура точки росы.

Воздух поднимается адиабатически (без обмена теплом, охлаждаясь примерно 1°С/100 м из-за расширения) пока не достигнет высоты точки росы (в данном случае 1220 м), где начнется конденсация. С превращением водяных паров в дождь выделяется дополнительное тепло и воздух уже меньше охлаждается (примерно 0, 82°С/100 м). Это продолжается до вершины горы. На подветренном склоне воздух быстро нагревается сжимаясь и конденсация прекращается. В дополнение воздух нагревается примерно 1°С/100 м и температура на подветренном склоне выше чем на той же высоте наветренного склона. Кроме того воздух очень сухой из-за того, что отдал много влаги осадками.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ IV
ТЕРМИЧЕСКАЯ BOUYANCY

Термическая bouyancy (выталкивающая сила, действующая на некоторый объем более теплого воздуха, а значит более легкого) сильно увеличивается после начала образования облаков при высвобождении скрытого тепла когда имеет место процесс конденсации. До формирования облаков скорость вверх может уравновешивать ее с силами сопротивления. Bouyancy базируется на принципе Архимеда:

Bouyancy равна произведению массы на ускорение гравитации и на отношение превышения температуры воздуха в термше к температуре окружающего воздуха Выразив массу через объем и плотность, мы имеем:

Движение термического потока вверх без ускорения будет когда bouyancy равна силе сопротивления, то есть D = В

Из этого равенства видно, что скорость потока вверх зависит от двух факторов: разности температур и диаметра потока. Разность температур зависит от того, насколько сильно нагрелся воздух при формировании потока и от градиента. Чем больше диаметр термика, тем больше его скорость. Таким образом можно сделать вывод, что чем больше поток, тем быстрее он поднимается при том же градиенте.

Термический поток ускоряется до той высоты, где уравновешиваются сила сопротивления и bouyancy. Позднее он замедляется с уменьшением градиента и при перемешивании с окружающим воздухом. Мы можем сделать вывод, что замедляясь с высотой, термик движется в более стабильных условиях, ускорение потока говорит о нестабильности, как показано ранее на рисунке 180.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ V
НАЧАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРМИЧЕСКИХ ПОТОКОВ

 

Очень важной информацией для парящих пилотов есть начальная температура образования термических потоков и время начала их образования (trigger time, trigger temperature), которые определяют начало термичной погоды. На рисунке мы видим градиент температуры с ночной инверсией у земли (толстая линия). Для того, чтобы термический поток поднялся выше инверсии, он должен нагреться у поверхности до температуры не менее 15° (точка А), в противном случае он будет тормозиться в слое инверсии.

Заштрихованная площадь треугольника пропорциональна количеству тепла требуемому для изменения градиента температуры. Мы можем посчитать эту площадь следующим образом: умножить высоту треугольника (в данном случае 610 м) на половину разности температур (здесь 15° -1° = 14°). Получим в этом примере 610 м - 7, 0° = 4270 градусо-метров.

Следующий шаг: надо определить сколько тепла понадобится для этого изменения. Диаграмма показывает ожидаемый прогрев в ясное утро на широте 45°. Если ваша широта больше или меньше, сдвигайте кривые вниз или вверх на 1/2 часа на каждые 5° изменения широты. Сплошные линии обозначают температуру умноженную на 300 м. Например, ли ния 6100 °С х м говорит о количестве тепла, достаточном для нагрева слоя воздуха толщиной 305 м на 20°, слоя 610 м на 10° и т.д.

В нашем примере нам нужно получить 4270 градусо-метров тепла. Из таблицы мы видим, что это соответствует середине июня после 11: 00. С этого времени быстро увеличиваются высота и мощность термиков. 11: 00 - время, когда энергии термических потоков достаточно, чтобы пробить слой приземной инверсии.

Мы можем таким образом рассчитать высоту термических потоков в любое время дня, если знаем действительный градиент температуры. Просто определяем из таблицы сколько тепла нужно в это время, затем располагаем это тепло между реальным градиентом и сухоаддиабатическим.

Отметим, что облака, дымка, туман и загрязнение атмосферы задерживают солнечное тепло. Необходимо учитывать это в расчетах. Проводя такие расчеты постоянно, вы можете достигнуть очень хороших результатов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.