Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перемена ноги






 

Когда лошадь стойко и верно идет галопом справа и сле­ва, настает время приучать ее переходить на ходу из галопа с одной ноги на галоп с другой, то есть менять ногу. Пере­мена ноги относится к обыкновенной езде, так как к этому приему приходится прибегать и на прогулке, и на охоте.

Возьмем для примера, что вы идете галопом с левой ноги. Вдруг неожиданно представляется необходимость повернуть направо не задерживая хода.

Если этот поворот сделать на том же галопе слева, то можно уронить лошадь, так как ее левая передняя нога, за­носясь через правую, может за нее зацепиться.

Лошадь упала, но виновата не она, а всадник, хотя обык­новенно достается лошади. Чтобы этого не случилось, надо еще до поворота перевести лошадь на галоп справа. Тогда лошадь, будучи поставлена вправо, занесет вперед правую переднюю ногу и поворот сделает легко и благополучно. Мо­жет случиться, что лошадь не упадет, но это только «может» случиться. В рассматриваемом случае лошадь падает оттого, что ей неожиданно приходится становиться из положения, в котором она идет галопом слева, в положение галопа справа. При высшей езде такой поворот не представляет ничего труд­ного, надо только, увеличив радиус поворота, оттенить галоп, подведя сильнее зад правым шенкелем. Легче, впрочем, пря­мо переменить ногу. Относительно перемены направления на галопе я предлагаю три совета: 1) возможно больше расши­рить круг поворота; 2) на повороте всегда замедлять мах; 3) если всадник не уверен, что лошадь переменит ногу, а это тем труднее, чем живее темп, то лучше перевести лошадь в рысь, на рыси повернуть и затем поднять опять галопом.

Раньше, чем начать приучать лошадь менять ногу, надо ее тщательно подготовить, а подготовку эту надо вести очень внимательно. Заранее указать, особенно в книге, в какой пе­риод выездки можно считать лошадь подготовленной, невоз­можно. Вообще, приступать к перемене ноги можно только тогда, когда лошадь на всех аллюрах исполняет все предше­ствовавшие упражнения смело, ловко, отчетливо, когда она уравновешена, послушна и внимательна к шенкелю и дер­жит повод.

Итак, пока мы довели лошадь до возможности смело под­ниматься и идти галопом на внутренней и наружной ногах. Приступим к изложению перемены ноги. Напоминаю: каж­дое новое упражнение я начинаю в конце урока.

Иду вправо. Поднимаю лошадь в галоп с правой ноги. Пройдя несколько махов, останавливаю и, не меняя на­правления, поднимаю ее в галоп с левой. Все время твер­до держу лошадь по прямой. В продолжение репризы часто поднимаю то на одну, то на другую ногу и продолжаю реп­ризу до тех пор, пока лошадь, держась все время в поводу, при малейшем указании шенкеля не начнет подниматься верно и смело, не будет торопиться и бочить. Чтобы быть уверенным в том, что лошадь не бочит, надо, хотя это и трудно, но необходимо, проделывать с ней подъ­емы в галоп не около барьера, а на расстоянии от него по крайней мере одного метра. Не так трудно поднять в галоп, как вести лошадь более или менее далеко от барьера. Лошадь не будет надеяться на барьер. Всаднику нельзя будет осла­бить внимание, а сосредоточивать его на том, чтобы твердо и верно вести лошадь по прямой. Когда лошадь не бочит, поднимаясь в галоп, то надо приучать ее переменять ногу, сначала идя по барьеру. До тех пор, пока лошадь не утвер­дилась в перемене ноги, идя по барьеру, не следует менять ногу вдали от него. Лошадь должна, лишь только она постав­лена, при малейшем прикосновении шенкеля подниматься в галоп на ту или на другую ногу. Чтобы вызвать лошадь на какое-нибудь движение, надо сначала поставить ее и затем пустить (оживить). Ставить шенкелями и поводьями, пускать шенкелями.

Когда лошадь выполняет все сказанное, я приступаю к перемене ноги.

Иду галопом справа до тех пор, пока лошадь совершенно обойдется, мягко перевожу ее в шаг, веду шагом две-три минуты, поднимаю в галоп с левой ноги и иду опять до тех пор, пока она обойдется на этой ноге, и опять перевожу в шаг на несколько минут. Повторяю репризы столько раз, сколько по делу окажется нужным. Таким образом я проде­лываю каждый раз и на каждую ногу отдельные подъемы. Мало-помалу сокращаю промежутки шагом, дохожу до пяти, четырех, трех, двух шагов и наконец до одного. Этими уп­ражнениями лошадь последовательно доходит до возможно­сти менять ногу с места, то есть в момент остановки галопа. Но настоящую перемену ноги лошадь должна делать на пол­ном ходу, без заминки и не задерживая хода галопа. Когда лошадь достигла такого развития на галопе, она готова для настоящей, в полном смысле, перемены ноги, она не уди­вится и требование всадника поймет. Лошадь идет направо. Поднимаю ее в галоп с левой ноги, то есть с наружной. Натягиваю сильнее левый повод и нажи­маю сильнее правый шенкель, конечно не распуская помощ­ников правой диагонали. Подойдя к углу, меняю левый повод на правый, меняю плавно, но очень быстро, без тени толчка и в их полной гармонии между собой. Быстроте перемены помощников в данном случае способствует то, что во все вре­мя до момента этой перемены я даю чувствовать лошади пра­вый повод и левый шенкель в такой степени, чтобы в самый момент перемены мне пришлось бы только лишь мягко уси­лить их воздействие. Если правая диагональ помощников за­ранее подготовлена, то замена ее левой пройдет без толчка и не неожиданно для лошади. Редко случается, чтобы даже на первом приеме перемены ноги лошадь отказала, если она за­ранее приучена легко подниматься справа под воздействием правого повода и левого шенкеля. Кроме того, делать ей эту первую перемену ноги приходится в углу, поворачивая впра­во, то есть при наиболее удобном для нее для этого положе­нии. Если тем не менее лошадь ногу не переменила, то надо остановить ее, повести шагом, на шагу взять повод, дождать­ся, когда она успокоится, опять поднять в галоп слева и про­делать снова все сказанное. В этом случае поднимать лошадь строго не следует, потому что, во-первых, лошадь может за­кинуть зад вправо, а во-вторых, можно так запугать ее, что, не понимая, в чем дело, она станет бояться самого приема пе­ремены ноги и будет стараться всячески от нее отделываться.

Когда лошадь и при дальнейших попытках не меняет ногу, то, значит, она или еще недостаточно подготовлена, время еще не пришло, или воздействие повода и шенкеля последовало не тонко, без подготовки, неожиданно. Если лошадь не понимает требования, то от недоумения она бро­сится в сторону. Но опять повторяю, что при хорошей под­готовке ничего подобного с лошадью не должно случиться. При всяком затруднении надо возвратиться к первоначаль­ной подготовке, то есть к подъемам в галоп. Случается, что вследствие частого подъема в галоп, лишь только всадник переводит в шаг лошадь для подъема на дру­гую ногу, держа подготовленными повод и шенкель, она, ощущая эту подготовку, поднимется сама.

Никогда со мной не случалось, чтобы, когда я хорошо приготовил помощники, лошадь не переменила ногу.

Каковы бы и сколько бы ни было затруднений, но в конце концов за репризу лошади придется переменить ногу. Тотчас надо ее погладить, слезть с нее и отправить в конюшню.

Следующий урок начать тем же порядком и продолжать приемы до тех пор, пока лошадь не переменит легко левую могу на правую. Затем, переменив руку, проделывать то же для перемены правой ноги на левую.

Не следует менять ногу на одном и том же месте манежа. Лошадь может приметить и, подходя к этому месту, станет менять ногу сама. Раз лошадь возьмет эту привычку, то труд­но будет заставлять ее менять ногу по желанию всадника. (Ей удалось восторжествовать над волей всадника.) Не раз уже я говорил, как легко лошадь приобретает разные при­вычки. Во все время выездки надо постоянно следить за тем, чтобы не давать ей возможности остановиться на каком-нибудь обстоятельстве как на точке опоры для привычки. Никогда не следует требовать от нее исполнения одного и того же упражнения в одном и том же месте и в той же по­следовательности. Большинство берейторов держатся обык­новенно обратного. Правда, что выездка становится легче, но это только так кажется, так как в этом случае лошадь подчиняется не воле ездока, а исполняет упражнение по сноровке, привыкнув к месту и последовательности в нем. Лошадь выдрессирована, но не выезжена.

Когда лошадь легко меняет ноги в углах, я приступаю к перемене ноги на прямой.

Перемены ноги нельзя делать во время любого из трех темпов маха, а надо ловить тот из них, на котором лошадь может сделать ее легче. Мы рассмотрели три темпа галопа, на каждом из кото­рых лошадь оставляет след на земле, но существует еще четвертый, незаметный, так как он отбивается лошадью на воздухе. Происходит он в момент, когда правая передняя нога поднимается от земли, а левая задняя нога еще на землю не стала, то есть между третьим темпом маха и пер­вым темпом следующего. Лошадь висит в воздухе, и в это-то мгновение она и может переменить ногу. Ногу лошадь переменит в это мгновение, но подготовить ударом шпоры саму перемену надо на втором темпе, когда диагональ сто­ит на земле. Боше не дает на этот предмет никакого ука­зания. Большинство берейторов делают перемену ноги в момент упора, отчего происходит остановка, хотя и мгно­венная, но которая тем не менее прерывает темп, а следо­вательно, и ровность галопа. Перемена ноги по моей ме­тоде дает возможность сохранить на галопе всю силу по­сыла и в момент самой перемены держать его в полном размере и прибавлять или уменьшать мах. Перемена ноги на четвертом темпе дает возможность перемену ноги обра­тить в самостоятельный аллюр. На этом аллюре я распола­гаю посылом в такой степени, что без ложной скромности готов с кем угодно держать пари на скорость.

(От издателей. Далее на с. 212 своей книги Филлис при­водит письмо, адресованное им издателю газеты «Жиль-Блаз», в котором он по поводу полемики, возникшей между ним и бароном Дево по этому предмету, предлагает кому угодно вызов на состязание на этом аллюре. Выигравшим должен считаться тот, чья лошадь на этом состязании будет держаться вернее по прямой. Филлис просит барона Дево, который знаком с большинством известных и ценимых пуб­ликой наездников, уговорить какого-нибудь из них принять вызов. Заклад в десять тысяч франков должен поступить в пользу бедных. Письмо это редакция «Жиль-Блаз» отказа­лась напечатать, но оно появилось в газете «Echo de Paris». Вызова никто не принял.) Шпора усилит энергию раздачи правого скакательного су­става, от которой левое плечо так же энергичнее вынесется вперед. Вынесется левое плечо как раз в тот момент, когда лошадь находится в воздухе, то есть на четвертом, неулови­мом темпе. Очевидно, левое плечо опередит правое. Левый скакательный сустав, который на третьем темпе стоит на воз­духе, тоже уйдет вперед от правого, так как этот последний в описываемый момент должен под ударом шпоры увеличить усилие для раздачи, а следовательно, и задержаться. В данном случае третий темп потерял большую долю энергии своего посыла потому, что правый скакательный сустав под ударом шпоры должен был дать усиленный посыл, но этот усилен­ный посыл пропал даром для правой передней ноги, которая в этот момент была на весу, следовательно, не имела упора, весь посыл пошел на перемену ноги.

Очевидно, на долю третьего темпа энергии посыла оста­лось столько, чтобы только удержать лошадь в равновесии.

Теперь должно стать понятным выражение: перемена ноги в воздухе.

Все сказанное, но в обратном смысле относится к пере­мене ноги с правой на левую.

В этой главе мы разобрали перемену ноги настолько, на­сколько она применима в обыкновенной езде.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.