Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы современного менеджмента






МЕНЕДЖМЕНТ В ЭНЕРГЕТИКЕ

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

по одноименной дисциплине для студентов

специальности 1-43 01 02

«Электроэнергетические системы и сети»

 

Гомель 2012

Введение

Предлагаемый курс лекций написан в соответствии со стандартом специальности. Материал излагается исходя из того, что у студентов уже имеются базовые знания по дисциплине «Экономика энергетики». В курсе лекций систематизирован и отражен многолетний опыт преподавания дисциплины ведущими российскими и белорусскими авторами, такими как Кузмин В.Г., Прузнер С.П., Кожевников Н.И., Златопольский А.Н., и др.

Целью написания курса лекций является методическое обеспечение дисциплины и оказание помощи студентам в лучшем восприятии лекционного материала, изучении понятийно-категорийного аппарата дисциплины, подготовке к экзамену и зачету.

Изучив курс лекций, студент должен овладеть основами энергетического менеджмента; основами организации энергетического производства; способами организации ремонта и технического обслуживания элекрооборудования и электрических сетей; основами организации, нормирования и оплаты труда в энергетике; методикой принятия управленческих решений; методами учета и анализа производственной деятельности в энергетике; методами управления первичным трудовым коллективом и др.

В курс лекций включены 8 разделов и 16 тем дисциплины согласно стандарту специальности. Каждая тема рассматривается с учетом требований системного и комплексного подхода к изучению дисциплины. Объем материала определяется степенью сложности темы.

Основы современного менеджмента

 

1. Определение и сущность менеджмента, история его развития.

2. Объект, предмет и содержание курса.

3. Современная система взглядов на менеджмент организации. 4. Разделение труда в управлении.

5. Система менеджмента организации: цели, задачи, принципы, методы и технологии управления.

6. Информация, ее классификация и роль в процессе управления. Качество информации. Технические средства управления производством.

7. Общие принципы и особенности энергетического менеджмента.

1. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка определяет менеджмент как: способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; организация управления, административная единица.

Словарь иностранных слов переводит «менеджмент» как управление производством или совокупность принципов, методов, средств и форм управления производства с целью повышения эффективности и прибыльности производства.

Менеджмент – умение достигать поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивацию работников организации.

По сути менеджмент – интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты менеджеры создают организации и управляют ими, путем постановки целей и разработки способов их достижения, выполняя при этом функции: планирования, организации, мотивации, контроля, координации.

В данном курсе понятие «менеджмент» и «управление» используются как идентичные, взаимозаменяемые.

Управление как процесс – целенаправленное воздействие одной системы на другую с целью приведения ее в желаемое состояние.

Управление – реализация власти, в основе которой могут лежать: убеждения, принуждения, компетентность, харизма, должность, связь с влиятельным лицом, собственность на ресурсы и право ими распоряжаться.

Под объектом управления понимают отдельную структуру организации либо лицо, на которое направленно управленческое воздействие.

Под субъектом управления - орган либо лицо, которое осуществляет это воздействие.

Менеджмент предприятия (аппарат управления) осуществляет творческий и умственный труд (управленческий труд). Его особенности:

- предмет труда – информация;

- средство труда – вычислительная и орттехника;

- участие в создании материальных благ не прямо, а опосредованно;

- результат труда – управленческое решение.

Умственный труд включает в себя виды деятельности: организационно-административную и воспитательную; аналитическую и конструктивную; информационно-техническую.

Требования, предъявляемые к менеджеру можно разделить на три группы:

- личные: высокие моральные стандарты, высокий уровень внутренней культуры, высокое чувство долга и преданность делу, честность и доверие к партнерам, уважительное и заботливое отношения к людям независимо от ранга, оптимизм и уверенность в себе, способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы, способность критически оценивать собственную деятельность.

- профессиональные: высокий уровень образованности, информированности, практический опыт в разных отраслях, умение обосновывать и принимать решения в ситуациях с высоким уровнем динамичности и неопределенности, умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи и т.д.

- деловые: умение создать организацию и обеспечить ее деятельность, распределить задачи среди исполнителей, энергичность, доминантность, лидерство, личная независимость, решительность, напористость, требовательность, контактность, коммуникабельность, инициативность, оперативность, умение определить главное и сконцентрироваться на нем, ответственность, способность управлять собой и своим временем, стремление к преобразованиям и нововведениям, готовность идти на риск и увлекать других за собой, бескомпромиссность в отстаивании своих прав, умение убедить в правильности своей точки зрения.

(Историю развития менеджмента изучить самостоятельно и изложить в виде реферата).

 

2. Объектом курса является энергетика как совокупность больших, постоянно развивающихся систем, созданных для получения, преобразования и потребления топливно-энергетических ресурсов и энергии всех видов в процессе энергетического производства. Основным элементом энергосистемы является энергетическое предприятие, которое рассматривается в данном курсе как обособленная самостоятельная производственная система, включающая в себя три основных элемента: вход (производственные ресурсы) → процесс (преобразование топливно-энергетических ресурсов в энергию и ее передача потребителю) → выход (потребление энергии).

Признаки предприятия как системы: целенаправленность, открытость, полиструктурность, динамичность, результативность, гибкость, долговременность, управляемость.

Предметом курса является система менеджмента в энергетике, включающая в себя: методы и инструменты энергетического планирования и долгосрочного прогнозирования; методы, приемы и средства рациональной организации производства; теории и способы мотивации персонала; энергетический аудит.

Содержание курса:

1. Основы менеджмента.

2. Организация энергетического производства как функция управления энергетикой.

3. Эксплуатационно-ремонтное обслуживание энергооборудования и электрических сетей.

4. Организация, нормирование и оплата труда.

5. Энергетическое нормирование и учет.

6. Энергобаланс и баланс мощности. Графики нагрузки.

7. Планирование и контроль как функции энергетического менеджмента.

8. Управление персоналом организации.

 

3 Управление возможно только в организации.

Организация – группа людей, считающих себя частью этой организации и сознательно объединивших свою деятельность для достижения общих целей.

Элементы внешней среды организации: вышестоящие организации, органы государственной власти, налоговые и финансовые органы, поставщики;, посредники;, банки, строительные и транспортные организации, рынок труда, конкуренты и т.д.

Элементы внутренней среды предприятия: цели, задачи, структура управления;, технология, кадры, корпоративная культура.

Черты, присущие любой организации: потребность в ресурсах, наличие формальных и неформальных групп, необходимость управления, наличие субъекта и объекта управления, разделение и кооперация труда.

Современная система взглядов на менеджмент организации:

1. Отказ от управленческого рационализма как теории классической школы менеджмента, т.к. на первое место выдвигается не рационализация производства и оптимизация издержек, а гибкость и адаптивность к изменениям внешней среды и особенно экономическим, политическим, экологическим и социально-культурным переменам этой среды, так как сегодня внешняя среда диктует стратегию и тактику организации.

2. Использование в управлении теории систем, т.е. рассмотрение организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно вязаны с внешней средой.

3. Использование ситуационного подхода в управлении, суть которого состоит в том, что деятельность организации ничто иное как реакция на различные по своей природе воздействия из вне. В основе подхода - ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенные воздействия на работу организации и, как следствие, ее работа - есть реакции на ситуацию.

4. Признание социальной ответственности менеджеров. Новая социальная роль менеджера обуславливает его ответственность не только перед организацией, но и перед каждым работником, т.к. требует от него определенных усилий по созданию условий для реализации потенциальных возможностей работников в их развитии.

5. Гибкое сочетание методов рыночного регулирования основанный на обратных связях с государственным регулированием социально-экономических процессов. Государственное регулирование осуществляется при возникновение предпосылок: рост инфляции, снижение ВВП, рост безработицы и д.р. Инструменты регулирования: валютно-финансовая, бюджетно-кредитная, амортизационная, внешнеэкономическая, налоговая политики и д.р. На государство также возлагается задача заполнения внерыночных зон хозяйствования: экономическая безопасность, перераспределение доходов, НТП, права человека и д.р.

6. Самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования, т.е. базирующейся на функционировании в экономике структур способных к саморазвитию и самоуправлению (центр хозяйствования – регион), что снижает элемент случайности и способствует росту управляемости экономики.

7. Сочетание рыночных и административных методов управления предприятия государственного сектора экономики.

 

4. Важным фактором результативности деятельности организации является разделение труда в управлении, т.е. специализация управленческих работников на выполнение определенного вида деятельности, разграничение их прав, полномочий и сфер ответственности:

- функциональное разделение, разделение труда на основе формирования групп работников, выполняющих одинаковые функции (планирование, организация, контроль);

- технологическое и профессионально-квалификационное разделение учитывает виды и сложность выполняемых работ. В связи с этим весь персонал организации делится на: руководителей, специалистов, других служащих (технических исполнителей);

- структурное разделение базируется на таких характеристиках как организационная структура управления, масштаб и сферы деятельности и др., оно специфическое для каждой организации. Общим является вертикальное и горизонтальное разделение труда.

Вертикальное разделение включает три уровня управления:

- высший уровень: полномочное управление, общее руководство, определение политики организации, стратегическое планирование, формирование миссии (руководители концерна, председатель совета директоров, генеральный директор производственного объединения и др.);

- средний уровень: реализация политики организации, организация основных видов деятельности (руководителя линейных и функциональных структурных подразделений организации);

- низовой уровень: доведение конкретных заданий до исполнителей, контроль исполнения, инициатива наказания и поощрения исполнителей (бригадир, мастер, прораб, администратор и др.).

В укрупненном плане вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям: общее, технологическое, экономическое руководство, оперативное управление и управление персоналом.

Горизонтальное разделение труда – качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности, т.е. разделение всей работы на составные компоненты со специализацией исполнителей

 

5. Система управления организацией включает: аппарат управления, механизм управления, процесс управления, средства, обеспечивающие процесс управления, совершенствования управления.

Система управления включает в себя: аппарат управления, механизм управления, процесс управления, средства, обеспечивающие процесс управления, механизм совершенствования управления.

Административно-управленческий персонал в зависимости от функциональной роли в процессе управления организацией включает: руководителей, специалистов и технических исполнителей. Основная функция руководителей – принятие управленческого решения; специалистов - подготовка и реализация управленческого решения; технических исполнителей – информационное и документационное обслуживание аппарата управления.

Механизм управления – это внутреннее устройство системы управления. В общем виде в механизм управления входят: аппарат выработки целей и задач управления, средства реализации законов и принципов управления, система функций и методов управления.

Цели управления – это конечные состояния или желаемый результат, которых стремится достичь трудовой коллектив. Конечными целями могут быть: получение прибыли, создание потенциала для будущего развития, обеспечение безопасности жизнедеятельности и создание условий для личностного, профессионального и организационного развития.

Задача – это предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. В соответствии со структурой организации каждой должности предписан ряд задач как необходимый вклад в достижение цели.

Управления организацией построено на ряде принципов.

Принципы управления – это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения управленческого персонала при осуществлении управленческих функций. Все принципы могут быть представлены как общие и частные.

Принципы менеджмента по Анри Файолю: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство действий, подчиненность личных интересов, вознаграждение персонала, централизация, порядок, справедливость, скалярная цепь (цепь начальников), стабильность персонала, инициатива, копроративный дух.

Общие для организаций современные принципы менеджмента: своевременная реакция на изменение во внешней среде; построение отношений на основе уважения чужого достоинства; атмосфера, способствующая раскрытию потенциала работников; установление долевого участия каждого работающего в общих результатах деятельности; метод работы, обеспечивающий удовлетворенность работников своим трудом; ответственность как обязательное условие менеджмента; этика бизнеса; честность и доверие к людям; коммуникации, пронизывающие организации по вертикали и горизонтали; непосредственное участие в работе всех звеньев организации как условие согласованной работы; умение слушать и слышать всех с кем сталкивается в работе менед; жер; совершенствование личной работы менеджера, его саморазвитие; видение организации; опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, контроль ресурсов, сервис, персонал, инновации.

В широком понимании управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации. В определении отражено 4 основные функции управления, которые могут быть объединены с другими.

Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.

Функция планирования отвечает на вопрос что? Что делать? Что предпринять? Что включить в план?

Функция организации ставит вопросы: кто и как будет реализовывать планы организации. Речь идет о технологии, т.е. сочетании квалификационных навыков, оборудования, инструмента, инфраструктуры и соответствующих знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации, людях. Данная функция включает подфункции: руководство, организация взаимодействия, организация взаимоотношений, организация информации.

Функция мотивации отвечает на вопрос как побудить работника к высокопроизводительному труду для достижения личных целей и целей организации? Различают содержательные и процессуальные теории мотивации. содержательные основываются на идентификации внутренних побуждений личности (потребностей), которые побуждают действовать человека так, а не иначе. Процессуальные – более современные, базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания.

В процессе контроля можно получить ответы на вопросы: Чему мы научились? Что в следующий раз следует сделать иначе? В чем причины отклонений от намеченного? Какое воздействие оказал контроль на принятие решений? Было ли воздействие контроля позитивным или негативным? Какие выводы следует сделать для выработки новых целей? В самом общем виде контроль можно определить как процесс соизмерения (сопоставлении) фактически достигнутых результатов с запланированными. Технология контроля:

- цель контроля: целесообразность, правильность, регулярность, эффективность контроля; нормы контроля: этические, правовые, производственные и т.д.;

- методы контроля: предварительный (диагностический, терапевтический), оперативный, текущий, заключительный;

- объем и область контроля: полный, сплошной, эпизодический, выборочный; финансовый, производительность труда, качество продукции.

Иногда как одну единую функцию рассматривают «учет и контроль», «нормирование и планирование», «учет и анализ», «контроль и регулирование». Функция контроля взаимосвязана с функцией учета и анализа, но доминирует над ними. Учет представляет собой сбор информации о состоянии управляемого объекта. Существуют следующие виды учета: оперативный, статистический учет и отчетность, бухгалтерский учет.

Анализ представляет собой расчленение исследуемого объекта на составные части, изучение этих частей и сравнение с эталонами, нормативами для определения совершенствования управляемого объекта. В зависимости от периода, на материалах которого он проводится различают: ретроспективный анализ, оперативный, текущий, анализ перспективных планов.

Одни и те же управленческие функции можно осуществить различными методами: организационно-распорядительными (административными), экономическими, социально-психологическими, сетевыми, балансовыми. Область применения того или иного метода определяется объектом управления. 1-3 применяются по отношению к трудовому коллективу или отдельному исполнителю, 4 – к организации объекта управления, 5 – к его экономике.

Методы управления – это способы воздействия на объект управления с целью осуществления координации его деятельности.

Краткая характеристика и реализация методов управления.

Организационно-распорядительные методы – опираются на власть, прямое воздействие на волю исполнителя с помощью предписания, одновариантное решение в конкретных условиях, опираются как на убеждение, так и на принуждение, обязательны к исполнению, погашают инициативу работника. Реализуются через методы организационного, распорядительного и дисциплинарного воздействия, например: формирование структуры управления, управление заказами для государственных нужд, издание приказов и распоряжений, подбор и расстановку кадров, разработку положений, должностных инструкций и стандартов организаций.

Экономические – оказывают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. До исполнителей доводятся только поставленные цели и задачи, ограничения и общая линия поведения, в рамках которой они сами находят оптимальные решения проблем, своевременное и качественное выполнение которых материально вознаграждается. Реализуются через планирование, финансирование, беспроцентное или льготное кредитование, ценообразование, оплату труда (снятие ограничения в заработке), экономическое стимулирование, хозяйственный расчет, налогообложение, разработку экономических норм и нормативов, оплата социальных нужд, предоставление жилья – бесплатного или льготного, медицинское обеспечение, оздоровление, оплата учебы и т.д.

Социально-психологические – совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Основаны на индивидуальных особенностях личности. Реализуются через социальную эстетику, производственный дизайн, участие работников в управлении, социальное развитие коллектива, формирование малых коллективов, создание нормального психологического климата, моральное стимулирование работников, развитие у работника инициативы и ответственности, создание условий для повышения мотивации к труду.

Социально-политические методы состоят в стимулировании качественного труда на основе политических, нравственных, религиозных, патриотических убеждений.

Искусство, мастерство и умение осуществлять управленческое воздействие определяется той или иной управленческой технологией. Классификация УТ: управление по целям (желаемое, возможное, необходимое, исторически сложившееся) на основе бизнес-плана; управление по результатам основанное на функции координации (время между принятием решения и результатом должно быть минимальным); управление на базе потребностей и интересов (стимулирование работника через удовлетворение его интереса или потребностей); управление путем постоянных проверок и указаний (непререкаемый авторитет и профессионализм руководителя); управление в исключительных случаях (доверительные отношения учредителей); управление на базе искусственного интеллекта (большое количество типовых решений); управление на базе активизации деятельности персонала (моральное и материальное стимулирование).

Конечный результат процесса управления – это управленческое решение, т.е. результат выбора наиболее приемлемого в данных условиях варианта из множества альтернатив.

Схема процесса принятия и выполнения управленческого решения:

1. Постановка задачи: выявление и описание проблемной ситуации; оценка времени; оценка ресурсов.

2. Формирование решения: анализ проблемной ситуации; формирование целей и ограничений; формирование и оценка решений.

3. Выбор решения: определение допустимых решений; выбор эффективных решений; принятие оптимального решения.

4.Выполнение решения: организация выполнения; контроль выполнения; корректировка решения

Методы оптимизации управленческого решения: моделирование (экономико-экономическое, логическое, физическое), анализ, прогнозирование.

Средства, обеспечивающие процесс управления.

Система управления в информационном плане решает три основные задачи: сбор и передача информации от состоянии предприятия, обработка информации, поиск решений и выдача управленческих воздействий на объект управления.

В СУ предприятием выделились и обособились следующие виды обеспечения управления: техническое, метрологическое, правовое, организационное, информационное, программное, лингвистическое, математическое. комплексное использование этих средств позволяет создать на предприятии автоматизированную систему обработки данных АСОД или автоматизированную систему управления АСУ.

АСОД – это человеко-машинная система, обеспечивающая эффективное управление предприятием, в которой сбор и переработка информации, необходимой для реализации функций управления, осуществляется с применением средств автоматизации и вычислительной техники. Она обеспечивает работников аппарата управления информацией, которая используется при принятии управленческого решения.

АСУ – ЭВМ выполняет не только функцию информационного обслуживания, но и принимает управленческие решения по основным функциям управления.

Если ЭВМ применяется на всех этапах цикла управления, то это автоматическое управление, если частично, то автоматизированное, если же на одном, то ручное.

 

6. Согласно словарю С.И. Ожегов информация: 1) как осведомляющая - сведения об окружающей мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством; 2) как распорядительная - сообщение, осведомление о положении дел или о состоянии человека, чего-нибудь.

Процесс обмена информации включает этапы: зарождение идеи; кодирование и выбор канала; передача; декодирование информации.

Классификация информации:

- по определению или по смысловому содержанию: осведомляющая или распорядительная;

- по объекту: о субъекте хозяйствования, его подразделениях, показателях деятельности;

- по принадлежности к подсистеме в системе менеджмента: информация о целевой, функциональной, обеспечивающей, управляющей, внешней среде системы;

- по форме передачи: вербальная и невербальная;

- по изменчивости во времени: условно постоянная, условно переменная;

- по способу передачи: электронная, цифровая, письменная, телефонная;

- по режиму передачи: в нерегламентированные сроки, по запросу, в принудительном порядке;

- по назначению: экономическая, техническая, социальные и др.;

- по стадии жизненного цикла объекта: маркетинга, НИОКР, организационно-техническая подготовка, производство, утилизация;

- по отношению объекта и субъекта управления: между предприятием и внешней средой, между подразделениями внутри предприятия, между руководителем и исполнителем, неформальные коммуникации.

Коммуникация – процесс передачи и приема информации с целью установления взаимопонимания между субъектом и объектом управления.

Эффективная коммуникация состоит из качественной передачи информации, самой качественной информации, средств передачи и верного понимания и восприятия послания получателем. Из-за несовершенных коммуникаций в менеджменте невозможно достичь желаемых результатов, несмотря на компетентность менеджеров, их грамотность, благие намерения, совершенную техническую базу. Кроме того, могут возникнуть потери: отсутствие взаимопонимания, базисное восприятие, социальный дискомфорт, конфликты, моральный и материальный ущерб.

Требования к качеству информации и информационного обеспечения: надежность, точность, своевременность, достоверность, достаточность (полнота), адресность, правовая корректность, актуальность, комплектность, многократность использования, возможность быстрого и рационального использования, компактность и экономичность сборов, хранения, возможность кодирования и декодирования.

 

7. Управление энергосистемой – это процесс целенаправленной переработки информации для наилучшего достижения цели (прогнозирование, планирование, хозяйственно-оперативное управление, контроль и учет, анализ хозяйственной деятельности) с учетом дальнейшей перспективы. Приоритет отдается отраслевым началам управления, что обусловлено с одной стороны технологическим единством в энергетических системах, а с другой стороны особым значением развития энергетики для нормального функционирования других отраслей экономики

Управление осуществляется технической и технико-экономической системами. Управление технической системой – оперативное управление режимами работы системы. Управление технико-экономической системой - создание информационных связей; закономерности в основе функционирования системы, носят социальный характер и не подпадают под математическое описание; непосредственное участие человека.

Цели энергосистемы:

- обеспечение надежного, бесперебойного снабжения потребителей энергией с заданными параметрами;

- рациональное использование экономических ресурсов;

- исключение или уменьшение вредного влияния энергетических объектов на окружающую среду.

Особенности энергетического производства обусловлены физическими законами, лежащими в основе технологического процесса, а также специфическими свойствами энергии как продукта производства: непрерывность процесса производства энергии, совпадение по времени производства и потребления, выработка подчинена потребителю и изменяется количественно с изменением потребностей, непостоянство режимов производства (природно-климатические факторы, особенности технологического процесса, спрос населения), основной процесс – изменение параметров энергии, переходные процессы совершаются мгновенно и изменяют параметр всей системы, невозможность аккумулирования, технологический процесс обладает взаимной согласованностью и естественной автоматичностью более чем в других производствах, быстрое распространение аварийных ситуаций и значительный ущерб, большие размеры самой системы, сложность управления, множественность и дискретность событий, вероятностный характер параметров и наличие механизмов обратной связи, непрерывность развития во времени и пространстве, надежность и устойчивость механизма.

Энергетическому менеджменту как и менеджменту вообще свойственны общие функции, которые учитывают конкретную специфику области управления: планирование, организация, мотивация, контроль, координация.

В основе практической реализации функции энергетического менеджмента лежит информационный банк данных о динамике энергетических потоков на предприятии. Сбор, классификация и обработка этих данных проводится посредством внутреннего и внешнего менеджмента в рамках предварительного энергетического аудита, результаты которого позволяют сделать выводы относительно энерготехнологической эффективности работы предприятия, а также разработать комплекс организационно-технических мероприятий по ее повышению. Кроме того, сравнительный анализ удельных затрат на выпуск продукции установленного качества с показателями предприятия аналогичного профиля и отраслевой нормой расхода ТЭР на одноименную продукцию позволяет принять решение о необходимости модернизации или реконструкции техпроцесса или объекта. Данные действия энергоменеджера непосредственно связаны с реализацией функций планирования и организации.

Планирование –процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную постановку целей, выбор средств и путей их достижения, посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. Суть энергопланирования:

1. Собственно процесс планирования. Т.е.сбор и анализ информации о соотношении «спрос – предложение» энергии.

2. План развития источников ТЭР.

Функция организации - обеспечение условий успешного внедрения планированных ОТМ. Энергоменеджер участвует в управлении организации при составлении бюджета по энергосбережению предприятия и его планов, в том числе бизнес-планов для привлечения инвестиций.

Мотивация реализуется посредством активизации людей, работающих в организации, их побуждения к эффективному использованию энергии через внедрение в сознание персонала «психологии энергосбережения», т.е. осознанного и мотивированного применения на практике правил эффективного использования энергии. Для этого персонал предприятия информируется о деятельности энергоменеджера с целью показать выгоды организации в целом и каждого члена коллектива от экономии энергии.

Контроль основывается на учете результатов работы с количественной и качественной их оценкой посредством наблюдения, проверки, учета и анализа. Контроль – это элемент обратной связи, по его данным проводится корректировка планов предприятия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.