Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ петербурга в лирике




Тема Петербурга всегда волновала писателей. Достаточно вспомнить " ледяные просторы" и " ледяные глыбы домов" " Петербурга" А.Белого, метель на " желтизной правительственных зданий" О.Мандельштама, отуманенные Петербургом рифмы Блока и ветер, переходящий в снежную бурю в его " Двенадцати", " морозный туман" и белеющий Исакий, " оснеженная глыба" Петра В.Брюсова, " влажный визг ветреных раздолий" и " белоперистость вешних пург" З.Гиппиус, " ледяные пространства в зеленоватом тумане" А.Ахматовой. Причем вполне реальная климатическая деталь становится символическим образом, в котором холод атмосферы сливается с холодом и мраком инфернального пространства, погружая петербургского жителя в ощущение предсмертной безысходности. Этот город неоднозначен, противоположные оценки его сосуществуют. " Петербург любили и ненавидели, но равнодушными не оставались", - нельзя не согласиться с этими словами критика серебряного века Анциферова.
Давно стихами говорит Нева, Страницей Гоголя ложится Невский, Весь Летний сад – Онегина глава, И по Разъезжей бродит Достоевский. С.Я.Маршак
А.С.Пушкин Н.А.Некрасов З.Гиппиус В.Брюсов А.Ахматова О.Мандельштам
Поэма «Медный всадник» стихотворения Стихотворение " Петроград" стихотворение " К Медному всаднику" «Стихи о Петербурге» Стихотворение «Я вернулся в мой город…»
Тема Петербурга как особая эстетическая и социальная тема была впервые выдвинута в русской литературе Пушкиным. В " Домике в Коломне", " Пиковой даме", " Медном всаднике" (вступление к этой поэме было опубликовано в конце 1834 года) ощущение неповторимой красоты Петербурга было тесно связано с анализом исторических и социальных противоречий России. Петербург для поэта — воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России, талантливости её народа А.С. Пушкин является таким же творцом образа Петербурга, как и Петр I – его строителем. Пушкин был последним певцом светлой стороны Петербурга. Близок к Гоголю и Петербург некрасовский. Перед читателем разворачиваются картины страданий «униженных и оскорблённых» на фоне чванливых и помпезных «парадных подъездов. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом...» лирический герой, который «вышел на Сенную», становится свидетелем жестокого публичного наказания — избиения «крестьянки молодой» кнутом. В основу же сюжета стихотворения «Размышления у парадного подъезда» положены воспоминания самого Некрасова о разыгравшейся у «парадного подъезда» сцене: к «заветным дверям» подходят просители, которые прибыли издалека: Знать, брели-то долгонько они Из каких-нибудь дальних губерний С образом «владельца роскошных палат» связан мотив глухоты и сна «сильных и сытых мира сего». Автор резко ироничен по отношению к «мнительным, тучным обжорам», чуждым страданиям и бедам народа, «деревенских русских людей». Важно заметить, что Некрасов, вводя тему «маленького человека», делает акцент не на социальной, а на нравственной стороне проблемы («деревенские русские люди») З.Гиппиус писала в 1914 году в стихотворении " Петроград", презрительно взяв его в кавычки: Кто посягнул на детище Петрово? Кто совершенное деянье рук Смел оскорбить, отняв хотя бы слово, Смел изменить хотя б единый звук? Чему бездарное в вас сердце радо? Славянщине убогой? Иль тому, Что к " Петрограду" рифм гулящих стадо Крикливо льнет, как будто к своему? В стихотворении " К Медному всаднику" (1906) В.Брюсов вторил Ф.М.Достоевскому: Но северный город - как призрак туманный, Мы, люди, проходим, как тени во сне. Даже холод, пронизывающий описание " видения на Неве" станет абсолютным выражением не только климатической, но и духовно-нравственной сущности происходящих в городе событий. Интересно сопоставить образ Петербурга в поэзии Ахматовой и Мандельштама. Они живут в одно и то же время, бродят по одним и тем же улицам, принадлежат к одному и тому же литературному течению – акмеизму, но всё же Петербург в их творчестве – разный. Классицизм архитектуры Петербурга привлекателен для Мандельштама правильностью линий, возвышенностью, гармонией и одухотворённостью его зданий. В то же время в образе Петербурга присутствует и мотив имперский. У Мандельштама Петербург – чёрно-жёлтый (цвета императорского штандарта). В более позднем творчестве город Петра превращается в Петрополь – тонущий, погибающий. В стихах 1921-1925 годов Петербург поворачивается уже не имперским, а бытовым ликом (" шоколадные, кирпичные, / Невысокие дома"). В поздних стихах Мандельштама Петербург-Петрополь превращается в Ленинград и появляется мотив бездомности, незащищённости, обречённости. Петербург в стихах Ахматовой – город любви. Она не посвящает стихов отдельным зданиям, как Мандельштам. Ахматова пишет не о городе и его архитектурном облике, а о себе и о любви. Петербург в поэзии Ахматовой – фон, декорация, он помогает лирической героине, переживающей боль и страдание, выйти к просветлению, катарсису. Слово " Ленинград" заменит имя Петербурга в " Реквиеме" – как звук и знак, враждебный лирической героине. И лишь в стихах военных лет обретёт другое звучание, овеянное мученичеством и героизмом. Повторим, что Петербург Ахматовой и Мандельштама очень разный. Но при всём различии есть в отношении двух поэтов к городу и нечто общее. Петербург воспринимается ими как сердце российской культуры и как символ близкого обоим уходящего века, как нечто облагораживающее стихийное состояние человека.
Вновь Исакий в облаченьи Из литого серебра... Стынет в грозном нетерпеньи Конь Великого Петра. Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей, Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток. Петербург! я еще не хочу умирать! У тебя телефонов моих номера. Петербург! У меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса.
             

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.