Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы научной идентификации соц. р-ты




Профессия соц. р-та родилась раньше, чем научная дисциплина. Проблемы научной идентификации соц. р-ты обусловливаются тем, что она носит междисциплинарный хар-р. Таким образом, интеграция наук приводит к необходимости выбора комплексного подхода к определнию: 1) предметного поля (с одной стороны в основе соц. р-ты лежит индивид, с др. – социум; сложность заключается в объединении этих понятий); 2) определение методов познания и сбора инф-ции (методы сбора инф-ции из социологии, методы обработки из статистики, а методы практики еще более разнообразны).

На сегодняшний день наиболее популярны след. подходы: 1) р-та с группой (в кач-ве парадигмы берутся знания из соц-гии и соц. психологии); 2) р-та с общиной (парадигма – теория общественного развития, т.е. каждый сам за себя и инициатива «снизу») идентифицируется как выявление рес-сов общин, возможностей по усилению статуса и т.д.; 3) keys study – р-та с личностью, с его ресурсами, потенциалом, в кач-ве теоретической парадигмы используется феменологический подход.

Также соц. р-та определяется след. подходами: 1) Рефлексивно-терапевтический подход: С. р. понимается как поиск возможного наилучшего благополучия для индивидов, групп и сообществ в социуме за счет содействия их росту и самореализации. Работа с проблемой поведенческого эмоц-го внутреннего хар-ра личностного параметра (психодинамическая теория, работа с кризисом); 2) Социалистско-коллективистский подход: поиск сотрудничества и взаимной поддержки в обществе. С. р. через уполномоченных людей способствует тому, что большинство участвует в процессе сотрудничества. Работа направлена на работу с угнетенными группами (теории общ развития и марксизма, феминизма); 3) Индивидуалистско-реформистский подход. С. р. рассм-ся как один из аспектов служб, призванных поддерживать благосостояние индивидов в обществе. Работает с потребностями индивида (теории в разрешении проблем: проблемно-ориентированная теория, теория кризисной интервенции). Для всех подходов основными явл-ся гуманистическая (человек превыше всего) и экзистенциальная теории.

Итак, соц. р-та все же имеет научное пространство, однако научная идентификация с.р. пока еще затруднена. Особенность соц. р-ты заключ-ся в том, что сначала возникла практика, а потом теория, т.е. сначала возникла сама профессия, и она потребовала научного обоснования

17 М.Ричмонд — одна из основательниц профессиональной социальной работы в XX в. Ее вклад в становление социальной работы связан с обоснованием научных подходов в теории и практике организационной работы, а также с открытием профессиональных школ подготовки будущих специалистов, развитием направления практики индивидуальной работы, впоследствии получившей название «диагностическая школа».



Научные методы социальной работы и индивидуальной психотерапии в ее рамках были заложены Мэри Ричмонд, которая в начале ХХ в. работала в одной из американских благотворительных организаций.

В 1899г. М. Ричмонд написала «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в области благотворительных организаций». В 1917г. она опубликовала «Социальные диагнозы», где подробнее развила метод, впоследствии получивший название социальной индивидуальной психотерапии. В первых школах США по подготовке социальных работников эта книга стала учебником. На разработку методов социальной работы М Ричмонд оказали влияние ее тесные связи со студентами медицинского факультета университета Джона Хопкинса в Балтиморе: благотворительная организация, где работала М. Ричмонд, была связана с этим университетом (многие студенты работали в данной организации, как «дружеские посетители», а ряд преподавателей входили в ее руководство).

В своей книге М. Ричмонд подчеркивает, что главное в социальной работе произвести оценку, поставить правильный социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помощи. Этот диагноз должен носить научно обоснованный характер в отличие от моральных оценок, которыми обычно руководствовались благотворительные организации. С позиций медицинского подхода М. Ричмонд считала бедность социальной болезнью, а дружеских посетителей бедняков социальными врачами, призванными излечивать сложные состояния. Социальный диагноз предполагает как оценку личности клиента, так и его социального положения. Социальная помощь – это комбинация мер, которые ведут к изменению самого индивида и его социального окружения.



Социальные мероприятия по лечению социальных болезней М. Ричмонд разделила на 2 взаимосвязанных метода: косвенный метод лечения – т.е. воздействие на среду, возможность путем изменения социального окружения влиять на положение (ближайшую среду) клиента в направлении улучшения его состояния; непосредственный метод лечения – воздействие «ума» на «ум», т.е. предложения, советы, уговоры и т.п. с целью побуждения клиента принять необходимые решения и шаги для улучшения своего положения. Здесь социальному работнику чрезвычайно важно было установить с клиентом доверительные отношения. Эти идеи М. Ричмонд легли в основу диагностической школы социальной работы.

В 1921г.М. Ричмонд за вклад в научную разработку основ новой профессии (социального работника) было присвоено звание Почетного магистра гуманитарных наук в колледже США в Нью-Йорке.

Этот колледж был создан в 1918г. и здесь довлели позиции психоанализа, в рамках которого и возникла первая в социальной работе диагностическая школа (акцент на диагнозе). В колледже велась подготовка социальных работников для психиатрической службы (особенно для ветеранов войны)


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал