Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы институционализации образования в области социальной работы






Реализация прав и свобод человека и гражданина возможна в том случае, если на государственном уровне будет зафиксирована эффективная и реально действующая система гарантий их защиты и реализации.

Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека включают в себя широкую систему форм воздействия на их реализацию. Е.И. Козлова выделяет следующие:

Законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;

Установление гарантированности минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

Осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;

Создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

Эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах.

Несомненным фактом является то, что особое место в этой системе отведено правовым гарантиям. Они включают в себя не только меры по защите и охране прав и свобод личности, но и юридическую ответственность в случаях нарушения прав, а также невыполнения либо ненадлежащего выполнения возложенных законодателем обязанностей.

При этом систему субъектов защиты прав и свобод составляют: государство, общественные объединения, физические лица, международные правозащитные организации. При нарушении социально-экономических, равно как и других прав, каждый вправе защищать их всеми способами, не запрещенными законом. Это означает возможность каждого обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления, а также в суд.

В структуру государственной защиты прав и свобод входит Уполномоченный и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации. Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее -- Уполномоченный) был введен в 1997 году Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (далее -- ФКЗ № 1).

Итак, подводя итоги вышеизложенному, отметим, что для более успешного решения задач по охране и защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина необходимы не только соответствующие меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, совершенствованию деятельности исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, но и повышения активности самих граждан по осуществлению конституционного положения о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами (ч. 2 ст. 45 Конституции).

2) Универсальный характер социальной работы обусловливает глубокую и всестороннюю связь с другими научными и учебными дисциплинами, особенно с гуманитарными. Эта взаимосвязь и взаимообусловленность предопределяется прежде всего объектами этих наук: общества, его структурных образований, человека как биопсихосоциального существа. В то же время любая научная дисциплина изучает человека с учетом собственных объекта, предмета и выполняемых функций. Отсюда вытекает разная субординация и соподчиненность социальной работы и других дисциплин.С учетом содержания данного учебного пособия кратко рассмотрим вопрос о взаимосвязи социологии и социальной работы.
В подготовке социальных работников социология занимает одно из ведущих мест. Она изучает общество под таким углом зрения, который имеет принципиальное значение именно для социальной работы. Изучая общество в целом, все виды общественных отношений, социология призвана исследовать прежде всего социальные аспекты общественных процессов, социальные явления, социальные отношения как отношения по поводу жизнедеятельности, образа жизни, социального положения человека, групп, слоев и классов в обществе.
Социология призвана помогать социальным работникам ориентироваться в том, в какой социальной среде ведется социальная деятельность (т. е. что собой представляет конкретное общество, в котором живут люди, его основные институты), какова социальная структура этого общества в целом и что собой представляют те группы и слои, которые считаются «слабо» социально защищенными. Социальная работа как наука по сравнению с социологией является преимущественно прикладной или, можно сказать, в большей степени прикладной, чем социология.
Говоря о ведущей роли социологии как методологии социальной работы, следует также учитывать немалое влияние знаний в социальной работе на социологию. Они помогают конкретизировать не только содержание понятийного аппарата, углубляя (опредмечивая) философско-социологическую трактовку социальных институтов, социальных явлений и процессов. Знания в социальной работе как науке обогащают также понимание социальных закономерностей, исследуемых социологами, помогают выявить новые, еще нераскрытые.И еще. Информация в социальной работе может (и должна) быть использована для прямого или косвенного воздействия на социальную сферу, изменения в целом социального пространства человека в благоприятном для него направлении, того пространства, которое является объектом преимущественно социологии, особенно ее высшего, теоретико-методологического, фи- лософско-социального уровня.

3) институционализации области познания Институционализация организационных структур имеет свою специфику, обусловленную как поведением самой организованной структуры, так и регулятивами, влияющими на ценностные ориентации массы людей. Применительно к научному познанию, где наука рассматривается как специфический социальный институт, принято выделять определенные критерии, характеризующие институционализацию научного познания. Область познания должна пройти ряд определенных протяженных во времени исторических стадий своего развития .Первая стадия Период оформления научных дискуссий, где определяются различные точки зрения на сущность изучаемого фено- мена или процесса Вторая стадия Оформление школ и традиций в интер- претации подходов к феномену или процессу Третья стадия Ретрансляция опыта дискуссий и усто- явшихся подходов в образовательных учреждениях. Процесс институционализации социальной работы специ - фичен. В отличие от других социальных сфер познания и практики историческая эмпирическая практика помощи и поддержки сформировала условия для организованных усилий в деле локализации социальных проблем. Подоб- ная практика осуществлялась на основе самоорганизации общественных сил в виде различных неформальных инсти- тутов, таких как спонтанные акции в ответ на стихийные бедствия, благотворительные общества, частные и коллек- тивные пожертвования, меценатство. На начальном этапе эти институты в виде благотворительных организаций в дискуссиях на съездах и конференциях определяли проб- лемное теоретическое поле, решая конкретные историче- ские задачи текущего момента (профессиональное нищен- ство, работа с эмигрантами и т.п.). Со временем возникли необходимость передать накопленный эмпирический опыт работы с отдельными проблемами, а также потребность оформить имплицитные представления о характере устано- вившейся практики деятельности. Так в первые годы ХХ в. начинает оформляться процесс образования.

Проблемы институционализации образования в области социальной работы

 

Условия институционализации образования в области социальной работыИсторическая фаза институционализации социальной работы связана с появлением потребности в воспроизводстве добровольных благотворителей, обладающих определенными навыками, умениями и знаниями, отличающими их на рынке труда от других профессионалов. В новых социально-экономических условиях фаза завершения спонтанной помощи оформляется как потребность в профессионализации – длительной, регулярной и системной деятельности по снятию деструктивных последствий свободного рынка.Для рубежа XIX–XX вв. характерны накопление и систематизация знаний о человеке и его поведении в социуме. Материалом для социальной работы служит конкретная практика, а интерпретационной базой – знания из смеж-ных дисциплин, первоначально социологии, психологии, медицины и др. По мере расширения практической деятельности, включения в круг рассматриваемых вопросов не только социальных и экономических проблем индивидов, но также и медицинских, происходит расширение сферы знаний.Следующая фаза институционализации образования независимо от исторических условий и национальных образовательных традиций характеризуется стандартизацией знания, унификацией навыков, усложнением процесса обучения, в котором выделяют различные уровни и направления.Идеология социального образования в западной цивилизации 1900–1940-е гг. В этот период социальная работа оформляется как профессиональная деятельность. Открываются агентства, учреждения образования для социальных работников. Профессиональные знания формируются на основе этноцентризма, идеологии социального обслуживания, социального контроля малоимущих слоев населения. Сильны традиции филантропии, патернализма и социальной благотворительности. 1940–1970-е гг. Для данного периода характерна экспансия американской модели социальной работы. Идеология обучения, связанная с внедрением индивидуальной работы со случаем, социальной групповой работы и работы в микросоциуме, " экспортируется" из США в Европу. Позитивным фактором становится единая идеологическая парадигма, позволившая сформировать профессиональную модель социального образования. Но у такой экспансии имелись и недостатки. В частности, не учитывались национальные традиции европейских государств, а идеология благосостояния мало соотносилась с политическими реалиями той или иной страны. Абсолютизация медицинской модели социальной работы сдерживала поиски в русле других моделей поддержки и защиты. 1970–1990-е гг. Западные модели социальной работы проникают в глобальную сеть школ социальных работников. Образование охватывает Южноамериканский континент, Африку, Ближний Восток, где проблемы, связанные с бедностью, отставанием в социальном развитии, не укладываются в стандарты западного общества. В этих регионах осуществляются попытки формирования собственных подходов как к процессу образования, так и к поискам моделей социальной работы с учетом политического и культурного контекста. На рубеже XX–XXI вв. в мире находит признание точка зрения, согласно которой профессиональная идентичность социальной работы зависит от страны, где она осуществляется, что естественно не может не влиять на тенденции социального образования. Вместе с тем расширяется традиционный подход к стратегии составления учебных планов, характерный для последних десятилетий, когда контекстуальные особенности социальной работы раскрывались через индивидуализацию, специфические знания о реальности, связи, организационный контекст, потребности в обслуживании и др.Сформировалось три области учебного плана, идеология которого раскрывается с обязательным учетом следующих детерминант: • этиология социальных проблем клиента в контексте экономических, социально-политических, культурных и географических факторов; • расширение набора умений и полномочий клиента, необходимых и достаточных для решения индивидуальных проблем; • обучение в тесной связи с проблемами общества, потребностями групп и индивидов, на основе концептов социальной справедливости.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.