Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональные функции социального работника и связь с ними психологии.






Профессиональные функции социального работника позволяют представить структуру функциональных обязанностей как определенную систему знаний, умений и навыков, которые и обеспечивают профессиональную компетентность специалистов в практической деятельности. Существуют два подхода классификации функций социального работника: спектральный (характеризует конкретные ролевые действия социального работника через спектр выполняемых им функций) и процессуальный (базируется на выделении функций социального работника как части процесса его профессионального взаимодействия с клиентом, соответствующего логике «определение проблемы – разработка плана – реализации намерений – оценка результата ). Выделяют базовые и специальные функции. Базовые: диагностическая функция включает в себя изучение анализ и оценку клиентов (индивидов, семей, групп, обществ), степень и направленность влияния на них социальной среды; предусматривает также и оценку результатов, достигнутых в процессе социальной работы ; прогностическая функция состоит в прогнозировании социальным работников событий, процессов, которые проходят в семье, группе людей, обществе и разработке определенной модели социального поведения. Осуществление прогностической функции предполагает определение приоритетов работы, так как проблемы, с которыми сталкивается социальный работник, многогранны и требуют действий по нескольким параметрам. Коррекционная функция – «конструктивные изменения в социуме и системе жизнеобеспечения человека.Выделяют два уровня коррекционной функции: конкретный (предполагает удовлетворение потребностей индивидов, групп, сообществ по специально разработанной модели) и программный (привлечение определенных групп, сообществ к реализации социальных проектов, программ регионального, государственного или межгосударственного уровней).

Специальные: коммуникативная функция обеспечивает содержательный аспект совместной работы социального работника и клиента. Она состоит в установлении, продолжении или прекращении необходимых профессиональных контактов, обмене информацией, принятии и понимании другого человека, формировании у всех взаимодействующих сторон позитивной перцепции.

Правозащитная функция предполагает умение социального работника использовать весь комплекс законов и арсенал правовых актов для защиты прав и поддержки интересов клиентов, оказание им помощи и поддержки, а также содействии в применении мероприятий государственного принуждение и реализации юридической ответственности лиц, которые допускают прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента.

Превентивная функция предполагает научное обоснование и своевременные действия социального работника, направленные на предупреждение возможных жизненных коллизий или проблем у отдельных клиентов, сообществ, групп риска. К превентивной функции социального работника относят сохранение, поддержку и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, создание оптимальных условий для саморазвития и самореализации каждого гражданина общества.

психотерапевтическая (психологическая) функция – комплексный вербальное и невербальное воздействие социального работника на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности клиента с целью помочь ему изменить отношение к существующим проблемам и окружающей социальной среде.

социально-педагогическая функция в широком смысле этого слова предполагает деятельность социального работника и социального педагога по формированию приоритета целенаправленного воспитательного воздействия социума на поведение и деятельность клиентов. В узком смысле – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно - досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, туризма) и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, творческих союзов и др.

Разнообразие диапазона профессиональных функций социальных работников обусловлено, с одной стороны, объектом социального воздействия, а с другой – острым дефицитом профессионально подготовленных социальных работников. В связи с этим перечень профессиональных функций специалистов по социальной работе необходимо рассматривать скорее как определенную идеальную модель, а не как перечень обязанностей и требований к качеству подготовки специалистов.

заимоотношений с людьми и т.п.

Социально-радикальная модель социальной работы

32вопрос

Основу социально-радикальной разновидности организации социальной работы составляют модели защиты и «наделения полномочиями», «социальной адвокатуры», повышения уровня и развития самосознания представителей различных социальных групп. Модель защиты клиента является частью движения за права человека (против расизма, национальных предрассудков, помещения людей, в том числе и преступников, на длительный срок в учреждения различного типа), так как ответственность за социальные изменения как бы перекладывается на самого клиента, восстановившего свой жизненный потенциал с помощью социального работника.
Существует еще один важный момент, который пока четко не фиксируется социально-радикальной моделью: можно ли всех клиентов «наделять полномочиями»? Данная модель не описывает психологию помощи клиентам, чьи способности, как бы их ни активизировали и ни «освобождали», не адекватны широте предоставленной свободы и власти распоряжения собственной жизнью, которые они могут получить.
Несомненно, технология защиты и «наделения полномочиями» может способствовать самоактуализации многих угнетенных и отвергнутых, но это не исключает и использования специальных терапевтических методик при работе с отдельными группами клиентов. Социальный работник должен учитывать, что защиту и «наделение полномочиями» как технологию помощи клиенты могут оценить иначе, нежели он сам.
Технология «наделения полномочиями», используемая с целью повышения самоконтроля клиента, его личной ответственности, самоактуализации, близка к методам (хотя это порой и не очень отчетливо проявляется) когнитивных и гуманистических моделей практики социальной работы. Но социально-радикальная модель большой акцент делает на роли властных структур, классовой принадлежности, таких общественных явлениях, как угнетение, преодолевая которые, можно повышать самоактуализацию клиента.
Данная модель социальной работы, направленная на развитие социальных способностей, индивидуальной и социальной субъектности клиента, не ищет путей изменения социальных структур, угнетающих клиента. При реализации этой модели часто возникает этическая проблема: как «наделить полномочиями» одних, не задев других, — так как, если одни получают защиту за счет других, не исключено возникновение конфронтации между группами. Во избежание этого требуется использовать различные стратегии оказания помощи, разные модели социальной работы.

 

 

Гуманистическая модель социальной работы 34 вопрос

Одним из основных принципов гуманистической модели социальной работы является стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять самих себя и характер влияния на них окружающего мира. В рамках этой модели практики социальный работник прежде всего старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремится сопереживать его эмоциональному отношению к возникшей ситуации или к миру в целом. Это — одна из действенных моделей, способствующих повышению эффективности взаимоотношений социального работника с клиентом. Важным фактором взаимодействия социального работника и клиента являются отношения, которые выстраиваются по принципу «здесь и теперь». Большое внимание уделяется аутентичности, социальный работник выступает для клиента в качестве реального человека, который стремится понять и прочувствовать проблему клиента. Отношения строятся не только на основе эмпатического видения и слушания, но и на основе понимания языка клиента. Овладение языком клиента является необходимым компонентом терапевтического процесса. Эффективность данной модели во многом связывается с личностными чертами самих социальных работников:

1. Социальный работник должен сочувствовать проблемам клиента

2. Социальный работник должен изменить жизненную позицию клиента

3. Социальный работник при организации взаимоотношений с каждым клиентом как бы строит свою персональную модель — технологию своих действий.

Гуманистическая модель направлена на клиентов у которых проблемы самопознания, самооценки.Помочь выйти из этой ситуации, научив его понимать самого себя–проявление гуманизма социального работника к клиенту. Помощь оказывается индивидуально.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.