Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманистическая модель теории социальной работы






Одним из основных принципов гуманистической модели социальной работы является стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять самих себя и характер влияния на них окружающего мира. В рамках этой модели практики социальный работник, прежде всего, старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремится сопереживать его эмоциональному отношению к возникшей ситуации или к миру в целом.

Это — одна из действенных моделей, способствующих повышению эффективности взаимоотношений социального работника с клиентом. Здесь следует использовать технологию «активного слушания», основными компонентами которой является эмпатия, направленная на клиента, и партнерский стиль отношений.

Существенная черта этой модели социальной работы — недирективный подход к решению проблем клиента. Социальный работник через общение с клиентом, во-первых, должен донести до него, что понять себя, а следовательно, и свои проблемы можно только через понимание отношения к другим; что человек должен действовать в соответствии со своим решением; во-вторых, убедить клиента в том, что он стремится помочь ему в выборе стратегии действий, подчеркивая важность того, чтобы каждый человек нашел именно свое предназначение в жизни.

Такой подход позволяет не только понять потребности клиентов, но и четче обозначить потребности социального работника как специалиста. В настоящее время гуманистическая модель социальной работы приобретает все большее влияние, усиливая междисциплинарный и интегративный подходы в социальной практике.

21. Социолого-ориентированнные теории в социальной работе. Сводится к познанию закономерностей соц развития и в структуировании общ-ва, взаимодействия его соц инстит-ов. Становление социолого-ориентированных моделей испытали влияния классического позитивизма (Конт, Мильджеймс, Спенсер). Он трактовал социологию как соц физику. Характерными чертами социолог-го позитивизма являются: натурализм, эволюзионизм, феноминизм. Моделью научного познания выступала: биология, анатомия, физиология, отчасти механика. Позитивизм постулировал в социологии и в тСОР наличие неизменных законов функционального развития общества и человека, которые рассматривались как часть продолжения природы. В этой связи субъектная роль клиента СОР ориентируется на естественные потребности, воспроизводство индив-ой личности, соц жизни, объективных закономерностей в развитии человека и общества. В социолого-ориентированный подход входят следующие теории или модели СОР: социологический функционализм (СОР рассматривается как часть более широкой соц системы, где она имеет свою роль, ряд функций, влияние которых обеспечивает целостность и жизнестойкость общества, клиент рассматривается как биопсихосоциальное существо, удовлетворяющее свои потребности для поддержания жизни); марксистская социология (изучение коллективистских ориентаций личности); радикальные марксистские модели (представляют человека, как объект изучения и организации соц помощи также с учетом его личностных качеств и соц связей; на этой основе формируется разделение соц помощи населению, стратегии и программы действия специалиста); системная социология (человек представляется как часть обще-ва большой системы, представляет собой систему, состоящую из-под систем; характерна системы взглядов, умений, навыков, связей человека); виталистский подход (опирается на концепцию жизненных сил человека, также использует генетический подход к решению проблем жизнидеят-ти человека); культурологический подход (соц действительность и жизнь человека, система его соц связей рассматривается в духе соц реализма провозглашающего в мире наличие сверхъиндивидуальной социокультурной реальност, которая не сводима к материальной реальности).
22. Психолого-ориентированные теории в социальной работе. В основе этого подхода находится познание закономерностей психического развития и статуса человека в общ-ве. При этом выделяется несколько моделей тСОР на основе которых возникли такие виды: проблемно-ориентированная, функциональная, кризисно-интервентная, эгоориентированная (их особенность: признане огромной роли прошлого опыта индивида, проистекающего из его детства и юности, воздействие которого обычно не осознается людьми). Все эти модели уходят корнями в психодинамическую концепцию Фрейда. Еще оним подходом является: бихевиористско-когнитивный подход (поведение человека определяется в его существенных чертах воздействием окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимулов; человек по наблюдаемым образцам моделирует мир вокруг себя). Гуманистически-экзистенциональная модель (исходитт из понимания человека как целостной личности, находящейстя в постоянном взаимодействии со своим окружающим миром, эта целостность обеспечивается декларацией в веру человека, как высшую ценность, существо, способное воспринимать и контролировать мир, принимать решения и формировать свои жизненные стратегии, изменяя под влиянием обстоятельст.
23. Комплексные теории и модели в социальной работе. Ориентируются на целостное видение соц проблем человека. В этот подход входят: Ролевая теория Морено (соц роль – это поведение чел-ка, которое ожидается др людьми, при выполнении им соц функции; данная теория включает – связана как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий, как каждый чел-ек формирует свои представления о собственной роли в жизни).Социально-психологическая модель – в ее основе лежит идея о том, что воспитание выступает частью процесса соц становления человека, как сознательное и целенаправленное воздействие на индивида, соц группу со стороны субъектов воспитани

Билет№ 35 Многообразие моделей теоретического обоснования практики социальной работы отражают результаты научных поисков ученых разных школ, ее эволюцию, изменения в содержании и формах социальной работы. Психологи и социологи исследуют часто одни и те же явления, но с разных сторон и с разной степенью проникновения в сущность этих феноменов. Основные модели теоретического обоснования практики социальной работы, по мнению Зимней И. А., отражают ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы. Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, а также предполагает вполне определенное содержание социальной работы, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, возникающих у клиентов.

Анализ литературы дает возможность свести все эти модели к трем группам:

1. Психолого-ориентированные. 2. Социолого-ориентированные. 3. Комплексно-ориентированные.

К психолого-ориентированным моделям можно отнести следующие: психодинамическую теорию; ролево-коммуникативную теорию; гуманистическую теорию; кризис-интервентную.

К социолого-ориентированным моделям можно отнести следующие: функционализм; социально-экологическую; социально-радикальную; марксистскую.

К комплексным можно отнести следующие: когнитивную (познавательную); социально-педагогическую; витально-ориентированную; социально-психологическую.

Все модели данной группы связаны с оказанием индивидуальной помощи клиенту, с позиций его личностных проблем, что требует от социального работника серьезной психологической подготовки. Усиливающиеся междисциплинарные и интегративные тенденции в практике и теории социальной работы актуализируют поиск комплексных моделей социальной работы, которые позволяют подходить к решению социальных проблем многосторонне. Среди них: ролевая модель, социально-педагогическая модель, когнитивная модель, концепция жизненных сил.

 

Билет №36 Актуальность проблемы. Будучи деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа имеет определенную структуру, которая включает в себя такие элементы, как объект и субъект. Социальная работа представляет собой многообъектную и многосубъектную деятельность.

Под объектом социальной работы подразумеваются те, кто нуждается в помощи. Объект социальной работы сложен и специфичен. Объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично). Это общество в единстве и взаимодействии его социальных, экономических, политических и духовных элементов. Это человек во всем богатстве его жизненных проявлений - высшая ценность, конечный критерий и цель общественного развития. Это совокупность отдельных слоев населения и категорий граждан, которые в силу многообразных причин нуждаются в адресной социальной поддержке, социальной защите, социальной диагностике и коррекции, а также в социальной адаптации и реабилитации.

Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило, отдельных работников социальных служб, с некоторой долей условности - социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения: институты, учреждения и органы федеральной власти, а также многочисленных субъектов Российской Федерации, учреждения и органы муниципального управления и местного самоуправления, а также профессиональные органы, должностные лица и работники трудовых коллективов российского общества. Их права, полномочия и функциональные обязанности в области социальной работы официально регламентированы государством, законодательством, распоряжениями и постановлениями исполнительной власти.

Когда говорят об объекте социальной работы, имеют в виду различные группы людей, которые испытывают трудности в решении своих проблем. Другими словами этот объект неоднороден: это не только человеке без определенного места жительства, но и вполне респектабельный человек, страдающий от одиночества. Субъект социальной работы так же не является однородным. В нее входят как социальные служащие, социальные агентства, так и государство в целом. Социальная работа невозможна без государства, которое создает для нее законодательную основу, а так же агентств, которые занимаются ее организацией. Стоит отдельно заметить, что социальные работники выполняют непосредственную работу с людьми, поэтому они являются важнейшим субъектом в этой сфере.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.