Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Собственно сетевые СМИ






Сеть породила и собственные, специфические средства массовой информации. Начнем с самых близких к традиционным СМИ - это оригинальные электронные издания, изначально созданные и функционирующие в сетях. К ним относятся прежде всего сетевые журналы и газеты. В англоязычном сегменте сети первые получили наименование " e-zines" (англ." электронные журналы"), а для вторых отдельного термина почему-то не закрепилось. Слово " newspaper" (англ. " газета") используется практически только в названиях электронных версий, а для сетевых газет не имеющих бумажной версии также используется термин e-zine.

В качестве примера подобного рода изданий можно привести Salon Magazine (https://www.salon.com), а также издания концерна Wired Digital - Wired News (https://www.wired.com), Hot Wired (https://www.hotwired.com) и Wired Magazine, посвященные технологиям, компьютерам, новостям программного рынка и событиям в сетевом сообществе, которые считаются одними из самых уважаемых источников информации в Интернете. (Подробнее об этих и др. сетевых изданиях см. в рубрике " Обзор сетевой прессы")
Говоря об особенностях языка сетевых изданий, следует отметить, что характерными чертами " сетевого текста" являются сжатость, членение на части, нелинейные расширения за счет использование гипертекстовых ссылок и мультимедии, что определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора. Лучшие образцы сетевой журналистики уже несут в себе эти характерные особенности, и, вероятно, в дальнейшем, тексты, создаваемые для Веб будут все сильнее отличаться от традиционных. В мире ведутся исследования в этой области, а в ряде зарубежных вузов преподается такая дисциплина, как " Создание документов на основе гипертекста".

Особый вид сетевых изданий составляют группы новостей и списки рассылки, распространяемые по электронной почте. Они имеют тематическое деление, и, подписавшись на тот или иной список рассылки, Вы будете регулярно (чаще всего ежедневно) получать дайджест сообщений по интересующей Вас теме. Особенность групп новостей состоит в том, что они создаются самими читателями. Они объединяют собранные в одной точке сообщения, посылаемые пользователями, и так возникают длинные " цепи" сообщений, в которых содержатся десятки и даже сотни ответов на первоначальное письмо. По сути, группы новостей представляют собой своего рода тематические сборники публикаций, обновляемые периодически. Usenet - крупнейшая из них - объединяет тысячи групп новостей, посвященных различным темам. Перечислим лишь некоторые: comp.bugs.misc - группа, посвященная способам борьбы с компьютерными вирусами;

alt.folclore.urban - группа для любителей городского фольклора и анекдотов;
rec.arts.sf.written - группа для любителей научной фантастики;
talk.political.misc - группа, посвященная беседам на политические темы.

Уникальность подобных структур, как отмечает А.И.Акопов, в том, что " они создаются, развиваются и видоизменяются исключительно по потребности читательской аудитории". Т.о., подобные виды изданий позволяют читателю активно участвовать в производстве информационного продукта и тем самым размывают грань между автором и читателем.

Сходные характеристики имеют читательские форумы при сайтах СМИ и чаты. Это своеобразные " дискуссии в прямом эфире", виртуальные " комнаты для бесед", обычно имеющие тематическое разделение, где могут встретиться и поговорить люди из любой точки земного шара. Набранное вами сообщение мгновенно появляется на экране всех участников " чата", которые тут же могут ответить на него. Структуру этой формы сетевых СМИ рассмотрим на примере чата, размещенного на сервере Yahoo (https://chat.yahoo.com), одного из старейших и наиболее посещаемых. Беседы ведутся в реальном времени в рамках одной из следующих категорий: General chat (" болтовня ни о чем"); Entertainment (" беседы о развлечениях"); Computers & Science (" Компьютеры и информатика"); News & Business (" новости и бизнес"); Romance (" знакомства и флирт"); Society & Culture (" Общество и культура"); Teen (" чат для подростков"); Sports (" чат для спортсменов и болельщиков"). Специфической формой чатов являются " Многопользовательские подземелья" (MUD) - чаты в реальном времени, имеющие структуру приключенческой игры.

Сетевые информационные агентства осуществляют сбор и размещение информации в электронных сетях. Зачастую они появляются в рамках совместных проектов традиционных масс медиа и не-медийных сетевых структур. В качестве примера можно привести сайт MSNBC (https://www.msnbc.com) - запущенный в сеть в 1996 году совместный проект лидера компьютерного рынка компании Microsoft и вещательной корпорации NBC. Эксперимент можно считать удачным: MSNBC функционирует в сети в качестве ИА и одновременно круглосуточного канала новостей, фиксируя до 15 миллионов посещений еженедельно.

Информационно-поисковые системы (ИПС), созданные для того, чтобы облегчить пользователю навигацию в Сети, следует считать еще одним видом сетевых СМИ. ИПС позволяют не только осуществлять поиск необходимой информации по ключевому слову, но также содержат тематически структурированные сведения - местные и международные новости (как правило, в виде дайджеста со ссылкой на сайт, где хранится полная версия материала), а также все - от " Моды", " Погоды" и " Здоровья" до " Гороскопов" и нетрадиционных видов медицины. Среди крупнейших ИПС США можно назвать AltaVista (https://www.altavista.digital.com), HotBot (https://www.hotbot.com), Excite (https://www.excite.com), YAHOO! (https://www.yahoo.com) и другие. Следующей ступенью развития ИПС следует считать порталы. Как отмечает Кристофер Хамильтон [6], " портал - это предложение на одном веб-сайте всего: поисковых систем, новостей на выбор, " комнат" для общения, электронных игр и т.п.". Особенность портала - в комплексном обслуживании потребителя информации. Так, например, портал Yahoo! позволяет создать индивидуальное окно просмотра, в котором будут отображаться только те элементы, которые интересуют данного пользователя системы. Так, вы можете создать персонифицированную страничку My Yahoo!, указав интересующие вас темы, и система автоматически будет производить выборку нужных сведений. К примеру, сообщать только о землетрясениях, или информировать исключительно о событиях, происходящих в штате Нью Хемпшир. Также система осуществит подборку ссылок на ресурсы сети в соответствии с вашими интересами. Помимо этого, на сервере Yahoo! предлагаются услуги бесплатной электронной почты и лента новостей от агентства Рейтер.

Безусловно, данный обзор не дает исчерпывающей картины сетевых СМИ, которые существуют в тысячах разнообразных и изощренных форм. Несомненно, следует уделить большее внимание индивидуальным страницам, поскольку, как отмечает Евгений Горный, " относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствует расцвету узкоспециальных, маргинальных и личных электронных колонок, газет и журналов", что четко прослеживается в американском сегменте сети. Необходимо также выработать терминологический аппарат для описания сетевых СМИ и адаптировать к ним традиционные методики анализа.

Литература:

1. Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ.// Филологический вестник Ростовского государственного университета. - 1998, №3. - С.43-51
2. Горный Е. Интернет для журналистов. // Русский Журнал. -1999, 27.05.99 [https://russ.ru/netcult/99-05-27/gorny.htm]
3. Проект постановления правительства РФ " О государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети" - https://www.deadline.ru/dosie/gov000112.asp (Необходимость или, наоборот, бессмысленность, удачность или неудачность, возможные последствия принятия данного законопроекта, реакция на него Интернет-сообщества не входят в рамки данного исследования. Этот документ интересен нам только с точки зрения предлагаемой в нем терминологии)
4. Проект приложения к постановлению правительства РФ " О государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети" - https://www.deadline.ru/dosie/gov000112.asp
5. Melinda Mac Adams. Inventing An On-line Newspaper // Interpersonal Computing & Technology, July 1995, Volume 3, #3, pp. 64-90
6. Хамильтон К. Сам себе продюсер //Мир Медиа XXI, № 1, 1999, с.20

 

 

1. Войскунский А.Е. “Я говорю, мы говорим”, М, Просвещение, 1989

Конецкая В. П. Социология коммуникаций. Учебник. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997 - 304 C.

 

2. Ночевник М. Н. “Человеческое общение”, М., Просвещение, 1986

3. Павлова Л. Г. “Спор, дискуссия, полемика”, М, Просвещение, 1991

4. Сопер П. “Основы искусства речи”, М, 1995

5. Социальная психология и этика делового общения. Лавриненко В.Н. М., 1995

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.