Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникационные системы






При осуществлении речевой коммуникации человек использует разнообразные способы передачи информации, т.е. разнообразные коммуникационные системы. В этой связи различают: вербальную коммуникацию (передача информации с помощью средств языка) и невербальную (передача информации неязыковыми средствами).

Лингвисты и психологи пришли к выводу, что вербальное общение составляет 35 % личного общения, а 55 % информации передается невербальными способами. Также было установлено, что степень доверия человека словам составляет около 40%, тогда как степень доверия к невербальному общению (позе, жестам, взаиморасположению собеседников, взгляду) – более 60%.

Невербальные средства общения в довербальный период эволюции человека были самостоятельным средством коммуникации, а в вербальном периоде закрепились в качестве полусознательного выразительного средства. Если средства вербальной системы используются для передачи фактической информации, то невербальной – для выражения эмоций и чувств. Чаще всего жесты, поза, мимика и другие действия происходят неосознанно и не всегда соответствуют тому, что произносит голос.

В невербальной коммуникационной системе ученые выделяют 4 системы:

1. Оптическая система знаков – жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.

2. Акустическая система, состоящая, в свою очередь, из двух систем: паралингвистической системы (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистической системы (темп речи, паузы, покашливание, смех, плач и др.).

3. Тактильная система (такесика) – прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи.

4. Ольфакторная система – приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека.

Основная цель информационного обмена в общении — выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для межличностного общения характерен механизм обратной связи. Содержание данного механизма состоит в том, что к межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и помимо содержательных аспектов информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.

В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами коммуникаторами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения. Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и отношения к нему, всей ситуации, в которой протекает общение. Во-вторых, посланное им сообщение не остается неизменным — оно трансформируется под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения.

 

1. Нетрадиционный метод подачи информации, различные виды визуализации данных – анимированные карты, интерактивные графики и таблицы, деление текста на блоки, а также аналитическая журналистика – являются основными трендами современной журналистики.

Смысловой ряд -- это группа новостей, объединенная единым эмоциональным фоном. То есть информация, которая, по мнению редактора, будет оценена зрителем, как " положительная" или как " отрицательная", подается отдельным блоком. Сообщения о войнах, авариях и природный бедствиях зачастую идут подряд, не перемешиваясь с " хорошими" новостями и наоборот.

Негативные смысловые ряды -- это, как правило, два, три репортажа, следующие один за другим, и повествующие о болезнях и террористических актах и т.д. Сведения, оцениваемые как нейтральные или позитивные, напротив, образуют " позитивные смысловые ряды".

Секрет влияния смысловых рядов прост. Зритель, свыкшийся с чередованием блоков " плохой" и " хорошей" информации, при первом же негативном репортаже, будет готов к продолжению смыслового ряда. Это значит: ему известно, что если показали одну " плохую" новость, за ней последует еще несколько таких же. Как правило, данный ряд новостей человек воспринимает как нежелательный и неприятный. И это не удивительно, кого могут обрадовать погибшие дети или вид разрушенных домов? Прием манипуляции заключается в том, чтобы включить в блок отрицательных новостей нейтральную информацию с целью придания ей негативного подтекста за счет общего негативного оттенка смыслового ряда. Как правило, включают лишь один небольшой репортаж, чтобы эффект от просмотра негативного смыслового ряда не исчезал.

Так, при описании относительно безопасного, рядового происшествия используются преувеличения, военные термины. В выпуске новостей о снегопадах в Европе, была использована фраза " Снежный плен".

Новости о ситуации вокруг куриного гриппа: " Гонконг перешел на осадное положение". Стоит отметить, что все телеведущие именовали куриный грипп эпидемией, пренебрегая медицинскими критериями последней (2% больных от здорового населения). На день выпуска новостей, больных по всему миру насчитывалось не более 16 человек. Логичнее было бы сказать, что: " в ряде стран выявлены единичные случаи куриного гриппа". На телевидении, напротив, пытались преувеличить масштабы заболевания, объявить его массовым и вызвать у людей тревогу. " Куриный грипп захватывает все новые страны…".

Сокрытие событий заключается в подаче негативной информации посредством ее позитивной интерпретации. Это своеобразный способ " смягчения" новостей. Например, дело об дезертировавших новобранцах освещалось на ОРТ примерно в следующем ключе. " По делу о дезертировавших новобранцах будет допрошен генерал". " Генеральная прокуратура привлекла военных по делу о дезертировавших новобранцах" Во всех этих случаях происходило смещение акцентов. В центр внимания выводилась не проблема новобранцев, а активная работа правоохранительных органов в связи с этим. И та новость и не та.

Еще " сокрытие событий" может осуществляться с помощью определенной расстановки сообщений. К примеру, разбор завалов в рухнувшем доме, предварялся кадрами катастрофы в Иране. Безусловно, на фоне трагической аварии, завалы выглядели уже не так драматично.

Информация, подаваемая некоторыми журналистами, особенно в коротких выпусках, отличается повышенным содержанием новостей высокой степени интенсивности. Подобный тип новостей привлекает внимание телезрителя, поскольку событие, полное драматизма, борьбы интересов и даже насилия, чаще интересует простого человека, чем репортажи с фондовых рынков. В этом смысле новости привлекают к себе больше внимания.

Псевдопроблемы -- это виртуальные, мнимые проблемы, о которых утверждается как о реальных. " Создание проблемы -- это целенаправленный отбор информации и придание высокой значимости тем или иным событиям". Эти события, на самом деле, несущественны и отвлекают человека от осмысления более актуальных вопросов. В репортажах, освещающих такие проблемы, как правило, говорится об угрозе чего-либо. Это может быть угроза снегопада, схода лавины, экономического кризиса -- того, что еще не случилось, но вот-вот будто бы произойдет. При этом зрителю предлагается видеоряд уже бушующего снегопада или последствий схода лавины. Точно так же печатаются прогнозы наиболее негативного содержания.

Существуют и другие приёмы, известные давно: · наброска широких и эффективных картин риторическими оборотами · упомянуть о единичном событии как об общем правиле · допустить не сразу приметное преувеличение· из нескольких версий искусно выбрать сильнейшую в· перечислении фактов он искусной градацией добиваться нарастания нужного впечатления· вереницу фактов завершать рассчитанно выбранной концовкой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.