Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационные формы помощи детям дошкольного возраста с ЗПР.






 

Дети с ЗПР посещают в основном дошкольные образовательные учреждения

§ компенсирующего и комбинированного вида,

§ группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии (как отмечает Е.А. Екжанова).

Направление в специальное дошкольное учреждение или группу осуществляется на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Медицинскими показаниями для приема ребенка являются типы задержки психического развития, отраженные в классификации К.С. Лебединской: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза. В первую очередь принимаются дети с задержкой церебрально-органического генеза.

В каждую дошкольную группу по направлению ПМПК может быть зачислено 10–12 детей с ЗПР. Если комиссия затрудняется в постановке диагноза и заключения, ребенок может быть направлен в специальную группу для динамического наблюдения, срок определяет ПМПК. Заключение комиссии фиксируется в протоколе, с ним знакомят родителей. Окончательное решение о переводе ребенка в специальную группу остается за родителями.

Для оказания помощи дошкольникам с ЗПР открываются следующие группы:

o младшая (от 2, 5 до 3, 5 лет);

o средняя (от 3, 5 до 5 лет);

o старшая (для детей в возрасте 5--6 лет).

Существуют противопоказания к зачислению в группы для детей с ЗПР:

§ умственная отсталость в любых формах;

§ выраженные нарушения зрения, слуха, ОДА;

§ выраженные нарушения речи (алалия, тяжелая форма дизартрии, ринолалия, заикание);

§ психопатии и психопатоподобные расстройства;

§ энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала);

§ соматические заболевания в стадии обострения и декомпенсации;

§ судорожные припадки, судорожная готовность;

§ шизофрения, эпилепсия.

Если в процессе пребывания ребенка в специальном детском саду выявятся вышеперечисленные противопоказания, то ребенок может быть повторно направлен на ПМПК и переведен в группу другого профиля. Это положение целесообразно включить в договор с родителями, который заключается в начале учебного года, оно может служить основанием для повторного обследовании ребенка на ПМПК и определения дальнейшего образовательного маршрута.

В специальные дошкольные группы преимущественно принимаются дети с ЗПР с 5 лет, но при необходимости могут быть созданы группы для детей 3–4 лет

В специализированном дошкольном учреждении решаются задачи:

§ диагностические (организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально-ориентированной программы развития ребенка);

§ воспитательные (направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств);

§ коррекционно-развивающие (организация коррекционной работы направлена на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров);

§ оздоровительные (осуществляется комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с ЗПР);

§ образовательные (направлены на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, подготовку детей к школьному обучению).

Основными направлениями деятельности детей в специализированном дошкольном учреждении являются:

Ø общее и коммуникативное взаимодействие;

Ø физическое воспитание;

Ø развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации;

Ø сенсорное развитие;

Ø музыкальное воспитание;

Ø предметная деятельность и игра;

Ø познавательное развитие;

Ø социальное воспитание;

Ø развитие продуктивной деятельности;

Ø подготовка к школьному обучению.

Ведущим специалистом, осуществляющим образовательную и коррекционно-развивающую работу с детьми, является учитель-дефектолог.

С каждой группой работают два воспитателя.

Наиболее эффективной формой организации детей с ЗПР на занятиях является подгрупповая форма. Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития детей и сформированности запаса их знаний и представлений. Учитель-дефектолог работает с подгруппами параллельно, проводит подгрупповые и индивидуальные занятия:

Ø социальное и познавательное развитие;

Ø ознакомление с окружающим миром;

Ø обучение игре;

Ø математика;

Ø развитие речи и тонкой ручной моторики;

Ø подготовка к обучению грамоте.

Логопедическую работу в детском саду для детей с ЗПР целесообразно организовать во второй половине дня.

На первом году обучения логопед основное внимание уделяет работе над произносительной стороной речи. В этот период предпочтение отдается индивидуальным занятиям.

В дальнейшем логопед может объединять детей в подгруппы и сосредоточить внимание на совершенствовании лексико-грамматического строя речи.

При подготовке детей к школе логопед и дефектолог могут распределить между собой занятия^

ü по подготовке к обучению грамоте,

ü по развитию связной речи,

ü по ознакомлению с окружающим и развитию речи.

Дошкольникам с ЗПР обязательно требуется помощь педагога-психолога. В специальном детском саду данного профиля психолог основное внимание должен уделять диагностике и коррекции недостатков эмоционально-личностной сферы воспитанников. В сферу его деятельности входят:

o консультации,

o психокоррекционные занятия с родителями.

Виды групповых и подгрупповых занятий, которые проводит воспитатель:

ü уроки здоровья;

ü лепка;

ü аппликация;

ü рисование;

ü конструирование;

ü ручной труд;

ü физическое и трудовое воспитание;

ü обучение игре;

ü социальное развитие;

ü ознакомление с окружающим миром.

Координационно-развивающая работа ведется при участии семьи ребенка.

Выпуск детей осуществляется через ПМПК, которая вырабатывает рекомендации относительно варианта школьного обучения, подходящего ребенку.

Целью работы детского сада для детей с ЗПР является подготовка к обучению в массовой школе, в обычных классах или в классах коррекционно-развивающего обучения КРО. В ряде случаев может быть рекомендовано обучение в школе VII вида. Если в процессе коррекционной работы у некоторых детей выявлены нарушения интеллекта или выраженные речевые нарушения, им может быть рекомендовано обучение, соответственно, в школах VIII или V вида.

 

Организация и содержание деятельности ПМПК.

 

Традиционно существовали медико-педагогические комиссии (МПК), которые занимались комплектованием спе­циальных учреждений для детей с различными нарушениями раз­вития. Они создавались совместно органами образования, здраво­охранения, социальной защиты населения. Для каждого типа детских учреждений (для умственно отсталых, для слепых и слабовидящих, для глухих и слабослышащих и т.д.) существова­ли свои МПК. Хотя в работе этих комиссий участвовали квали­фицированные специалисты, организация и условия их работы:

ü ограниченность времени обследования детей,

ü невозможность при одноразовых обследованиях проследить динамику развития,

ü от­сутствие в их составе психологов и др.

не обеспечивали качества медицинской и психолого-педагогической диагностики. Были случаи ошибочных диагнозов. На протяжении многих лет (1960 — 1980 гг.) велись по­иски путей, дополняющих работу медико-педагогических комис­сий, разрабатывались критерии и методы психолого-педагогиче­ской диагностики. Стремления дефектологов (С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединская, Ж.И. Шиф и др.) были направлены на то, чтобы сделать изучение детей более объективным.

В целях совершенствования всей системы комплекто­вания специальных учреждений для аномальных детей в 80-е гг. XX в. начали создаваться психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК).

12 апреля 1995 г. МО РФ утвердило проект типового Положения о психолого-медико-педагогических консультациях.

Преимущество консультаций перед медико-педагогическими комиссиями состояло в том, что они:

1) стали постоянно действующими (в случае необходимости можно было проводить повторное обследование детей),

2) расширились направления деятельности по ока­занию помощи детям, их родителям, педагогам.

ПМПК является государственным консультативно-диагностическим, коррекционным учреждением в системе специализиро­ванной помощи детям с отклонениями в психофизическом раз­витии, с проблемами в обучении, общении, поведении.

ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обучения детей. В своей деятельности ПМПК руководствуется Международной Конвенцией о правах ребенка, действующими законоположениями РФ об образовании, здравоохранении, защите прав детей и рас­поряжениями Правительства России.

С учетом административного деления создаются:

o республикан­ские,

o региональные,

o городские,

o областные,

o окружные,

o межрай­онные ПМПК.

З адачи деятельности ПМПК:

§ выявление и раскрытие в процессе консультативно-диагностической работы причин и форм отклонений в развитии ребенка;

§ определение способов и средств комплексной психолого-медико-педагогической помощи образовательным учреждениям.

В своей деятельности ПМПК следует принципам, разработанным отечественной дефектологией:

Ø принцип гуманности;

Ø принцип комплексного изучения детей;

Ø принцип всестороннего и целостного изучения ребенка;

Ø принцип динамического изучения детей;

Ø принцип качественно-количественного подхода при оценке выполнения задания.

ПМПК оказывают консультативно-диагностическую и коррекционную помощь всем, кто в этом нуждается.

Обращаться в ПМПК могут:

ü образовательные и медицинские учреждения,

ü непосредственно родители, педагоги, подростки по личной инициативе.

ПМПК обслуживает три категории клиентов

§ детей, осуществляя комплексное изучение проблем развития ребенка и определение индивидуального образовательного маршрута; социальную, медицинскую, психологическую, коррекционно-педагогическую помощь ребенку в совместном преодолении проблем в развитии, общении, поведении;

§ родителей, (или лиц, их заменяющих), предлагая информацию по существу проблем ребенка, рекомендации и обучающие занятия, а также консультирование по вопросам воспитания и обучения;

§ педагогов и специалистов детских учреждений, организуя психолого-педагогическую методическую помощь и поддержку в их работе с детьми с ОВЗ.

Деятельность ПМПК помогает образовательным и воспитательным учреждениям в решении вопросов:

· предупреждения отклонений в развитии детей;

· выбора индивидуального образовательного маршрута;

· преодоления затруднений в учебе;

· решения проблем личностного развития;

· профориентации.

Специалисты ПМПК в своей работе используют индивидуальные и групповые формы, включая:

1) комплексное психолого-медико-педагогическое обследование;

2) индивидуальное и групповое консультирование и сопровождение;

3) индивидуальные и групповые коррекционные занятия, психотерапевтические и социально-психологические тренинги;

4) тематические семинары для специалистов.

Сочетание индивидуальных и групповых форм работы с ребенком, методической помощи семье и специалистам оказывают положительный эффект на развитие личности ребенка в процессе социальной коррекции, реабилитации и интеграции.

Психолого-медико-педагогическое обследование предполагает исследования:

§ соматического и нервно-психического здоровья,

§ социальных и семейно-бытовых условий жизни и развития,

§ психологических и педагогических особенностей ребенка.

Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с аномальными детьми.

В его обязанности входит:

ü организация коллегиальной работы;

ü оснащение ПМПК необходимым оборудованием;

ü осуществление связи с учреждениями и органа­ми образования, здравоохранения, социальной защиты населе­ния, ассоциациями, фондами;

ü планирование работы ПМПК и ее кадровое обеспечение.

В штатный состав ПМПК входят следующие специалисты:

o врачи (педиатр, невропатолог, психиатр, отоларинголог, офтальмолог, врач по функциональной диагностике, ортопед);

o педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

o логопед;

o психолог;

o социальный педагог;

o медицинский статистик.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.