Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта и задачи специального дошкольного воспитания.






 

Начиная с конца 60-х годов, в нашей стране развивается система специализированного образования умственно отсталых детей. В настоящее время на государственном уровне эта помощь оказывается в рамках трех министерств:

· Министерства образования РФ,

· Министерства здравоохранения РФ

· Министерства социальной защиты РФ.

В последние годы активизировалась помощь детям с отклонениями в развитии со стороны общественных, благотворительных и родительских организаций.

В системе Министерства здравоохранения РФ имеется:

Ø сеть домов ребенка для детей в возрасте от рождения до 3 лет,

Ø центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей с органическим поражением ЦНС в возрасте от 2 до 4 лет;

Ø специализированные психоневрологические санатории для детей от 4 до 8 лет с органическим поражением ЦНС.

В эти учреждения принимаются дети с диагнозом олигофрения в степени дебильности, осложненной формы: умственно отсталые дети с эписиндромом, с шизофреноподобным синдромом, с нарушениями поведения и другими осложнениями. Организуют и курируют помощь детям в этих учреждениях детские психоневрологические (психиатрические) больницы, разного уровня (регионального, областного, городского), которые ведут учет и реализуют комплексный подход в диагностике и в коррекционном воздействии.

Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация и форми­рование предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе следующих учреждений:

§ специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии:

§ дошкольные отделе­ния (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интер­натов,

§ детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

§ дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых);

§ группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа.

Одна из наиболее новых форм помощи детям — группы крат­ковременного пребывания. («Об организации в дошкольных обра­зовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии». Министерство образования РФ от 29.06.99 № 129 (23-16).

При поступлении ребенка в такую группу проводится его

1) пер­вичное обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный уровень развития, потенциальные возмож­ности, индивидуальные особенности и готовность к сотрудниче­ству со взрослыми.

2) выясняется исходный уровень основных линий развития ребенка: социального, физического, познавательного и эстетического.

3) уточняется уровень развития предметной деятель­ности и делового общения со взрослыми, возможности взаимо­действия со сверстниками; уровень развития основных движений пальцев.

Иногда разброс показателей в физическом, эмоциональ­ном и интеллектуальном развитии у одного и того же ребенка до­вольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами:

§ временем наступления первичного нарушения,

§ степенью выражен­ности этого нарушения,

§ условиями воспитания в раннем возрасте,

§ сроками оказания коррекционной помощи и ее содержа­нием.

Именно знание диапазона возможностей каждого воспитан­ника, его специфических трудностей дает возможность выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями.

Изучение ребенка яв­ляется важнейшей задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки индивидуальной коррекционной програм­мы развития.

Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности.

В системе Министерства социальной защиты воспитываются:

Ø дети с диагнозом олигофрения в степени имбецильности;

Ø дети с выраженной умственной отсталостью (специальные интернаты для инвалидов детства, реабилитационные центры).

В эти учреждения принимаются дети с 4-х летнего возраста и воспитываются там до 18 лет. Основная задача этих учреждений — привитие детям навыков самообслуживания, воспитание адекватного социального поведения, формирование элементарных навыков трудовой деятельности и элементарных учебных навыков.

Перед специальным дошкольным учреждением ставятся следующие задачи:

· диагностика уровня актуального и ближайшего развития, степени патологического состояния (заболевания, дефекта) детей, поступающих в ДОУ и находящихся в нем;

· развитие, обучение и воспитание детей в соответствии с образовательной программой для ДОУ VIII вида;

· коррекция отклонений психофизического и социокультурного развития детей-дошкольников с интеллектуальной недостаточностью;

· подготовка воспитанников учреждения к обучению в специальной образовательной коррекционной школе и школе-интернат.

· максимальное преодоление дефектов психофизического развития детей и формирование их личности.

· переход умственно отсталого ребенка в новые условия, с учетом предварительной подготовки, с целью сокращения по времени пропедевтического периода и повышения его успешности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.