Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Избыточность
Пусть источник сообщения передает предложение реального языка. Оказывается, каждый следующий символ не полностью случаен, и вероятность его появления не полностью предопределена средней частотой символа во всех сообщениях языка. То, какой символ последует дальше, зависит от символов, уже переданных. Например, в русском языке после символа «Ъ» не может идти символ согласного звука. После двух подряд гласных «Е» третий гласный «Е» следует крайне редко (например, в слове «длинношеее»). Таким образом, каждый следующий символ в некоторой степени предопределен, поэтому можно говорить об условной энтропии символа. Источник может порождать сообщения строго определенного типа — например, формальную деловую переписку; в таком случае предопределенность следующего символа может быть намного выше, чем в среднем в языке. Тогда энтропия этого источника будет отличаться от максимальной: она будет меньше. Если мы сравним энтропию конкретного источника и максимальную энтропию, то определим избыточность сообщения.
Сенсация — это редкое событие, предсказуемость которого очень мала, и потому велика его информационная стоимость. Часто информацией называют новости — сообщения о только что произошедших событиях, о которых мы еще не знаем. Но если о случившемся нам расскажут во второй и третий раз, избыточность сообщения станет очень велика, его непредсказуемость упадет до нуля, и мы просто не станем слушать, отмахиваясь от говорящего со словами: «Знаю, знаю». Поэтому-то средства массовой информации (СМИ) и стараются быть первыми. Вот это соответствие интуитивному чувству новизны, которое рождается неожиданным известием, и сыграло главную роль в том, что статья Шеннона, не рассчитанная на массового читателя, стала сенсацией, которую подхватила пресса и которую приняли как универсальный ключ к познанию природы ученые самых разных специальностей — от лингвистов и литературоведов до биологов.
|