Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы в обеспечении эффективности исследования




Существует несколько подходов к определению эффективности исследования.

Первый связан с происхождением слова. Понятие «эффективность» происходит от «эффективный», означающий в переводе с латинского (лат. — effectivus) «достигающий определенного эффекта». В соответствии с этим эффективность можно трактовать как действенность, результативность.

Другой подход, получивший наибольшее распространение, рассматривает эффективность как одну из характеристик исследования, которая показывает, как соотносится полезный эффект (результат) с затратами на его получение.

Третий подход объединяет два предыдущих и рассматривает эффективность в представленных обоих качествах одновременно. Согласно ему эффективным можно считать исследование, в ходе которого успешно достигаются цели, а именно, когда затраты и результаты являются удовлетворительными. Здесь, собственно, речь идет о двух аспектах эффективности: о достижении целей и о соотношении результатов и затрат.

Существует два аспекта эффективности: экономический и социальный.

Экономический — напрямую связан с соотношением «затраты — результат» и так называемым экономическим эффектом. Как правило, проще всего рассчитать именно экономическую эффективность, так как она может быть представлена в количественном выражении.

В основе социальной эффективности лежит сложная, многофункциональная система связей, опосредующая достижение конечной цели исследования — удовлетворения потребностей людей, развитие человека.

Социально-экономическая эффективность исследования выражается в удовлетворении многообразных потребностей людей: материальных, социальных, духовных, гарантирует высокий уровень и качество жизни.

Таким образом, при определении эффективности исследования следует учитывать социальные эффекты, которые должны стать приоритетными по сравнению с экономическими. Вместе с тем в условиях рыночных отношений, при невозможности обеспечить преимущества перед конкурентами в части экономического эффекта (при бесспорном выполнении требований по социальной направленности), следует принимать более рациональные решения по управлению.

Все факторы, определяющие эффективность исследования, можно рассмотреть в двух группах: факторы исследовательского потенциала управления и принципы его использования.

Исследовательский потенциал управления — интегративная характеристика систем управления, отражающая возможности использования ресурсов и достижения поставленных целей. Достижение эффективности обусловлено величиной и качеством такого потенциала.

К факторам, характеризующим исследовательский потенциал управления, относятся:

1) методологическая готовность. Определяется наличием и качеством в системе управления необходимого инструментария, методов, технологий, обоснованных подходов и т.д. В качестве таковых могут выступать: цель и миссия; концепция развития; опыт исследования; информационная база; методики моделирования и оценок; возможность использования необходимых методов. Однако следует отметить, что к эффективности приводит не просто определенный набор таких факторов, но и их системность;



2) наличие и структура ресурсов. Важную роль в любом исследовании играет ресурсная база. Основными ресурсами исследования являются трудовые, финансовые, материально-технические, временные, информационные и фактологические. Последние два являются взаимодополняющими. Информационные отражают сведения как объективного, так и субъективного характера, необходимые для проведения исследования, а фактологические — наличие необходимых фактов, возможностей их систематизации.

Ресурсы в исследовании необходимы в определенном соотношении. Они должны быть взаимозаменяемыми, но до определенных пределов;

3) организационные возможности. Данные факторы представлены организационной культурой, инфраструктурой организации, типом организации, организационным опытом.

Немаловажным фактором, который можно отнести к трем вышеперечисленным, является интеллектуальный потенциал исследователя. В наибольшей степени он проявляется в реализации организационных возможностей, так как организация исследования — это организация интеллектуальной деятельности.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал