Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система оценочных показателей






Основными инструментами оценки результатов исследования являются показатели.

Показатель — обобщенная характеристика свойств объекта или процесса. Показатель выступает методологическим инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных.

Показатели реализуются через три основные функции:

1) информационная – показатель это форма представления информации в сжатом виде;

2) аналитическая – при помощи показателей появляется возможность проводить анализ целей, ситуаций, проблем, решений. Оперирование показателями вносит большую обоснованность в аналитическую работу, характеризует четкую логику, формирует эффективные технологии управления;

3) мотивационная – показатели всегда связаны с деятельностью человека и реализацией его интересов. Это определяет их как средство стимулирования и мотивации эффективности деятельности. В основе любой системы мотивации лежат показатели, и чем точнее показатели отражают интересы, тем эффективнее система стимулирования и мотивации.

Для того чтобы оценить исследование наиболее адекватно и объективно, применяют систему показателей, которая в общем случае должна отвечать следующим требованиям:

• характеризовать соответствие результатов исследований их назначению и целям проведения;

• характеризовать научно-технический уровень проведенных исследований;

• предоставлять возможность контролировать и оценивать эффективность результатов проведенных исследований.

При этом следует учитывать, что состав показателей должен отражать [См.: Асташкина И., Мишин В. Исследование систем управления / И. Асташкина, В. Мишин. — М., 2003]:

• целевую направленность исследований;

• достижение целей исследований;

• новизну результатов исследований;

• научно-технический уровень исследований;

• предполагаемый масштаб реализации (внедрения) результатов исследований (на международном, национальном, отраслевом уровнях или уровне организации, подразделения);

• сроки выполнения исследований (выполнение досрочно, в установленные сроки, с нарушением установленных сроков);

• объемы реализации (внедрения) результатов исследований (полностью или частично);

• качество оформления проведенных исследований (в соответствии с требованиями или с нарушениями требований стандартов);

• эффективность реализации (внедрения) результатов исследований.

1. Различают количественные и качественные показатели.

Количественные показатели фиксируют меру выраженности, развития определенного свойства. Качественные — фиксируют наличие или отсутствие определенного свойства.

Разделение показателей на количественные и качественные отражает лишь возможности точного измерения, наличие объективной шкалы оценки.

2. Наряду с этим существуют и другие виды показателей. Так, выделяют простые и сложные показатели. Последние называют еще синтетическими, расчетными. Качество сложного показателя зависит от его конструкции и методики расчета. Конечно, именно сложные показатели являются основой современного управления, ибо они полнее отражают функции, присущие показателям.

3. По организационному статусу выделяют показатели регламентного, нормативного, инструктивно-информационного типов.

Регламентные показатели декларируют обязательность исполнения. К ним можно отнести количество работников, продолжительность трудового дня и др.

Нормативные показатели отражают регулирование деятельности по средним величинам или пределам отклонений (нормативная величина текучести персонала, средняя зарплата, ориентировочные сроки выполнения работы и пр.).

Инструктивно-информационные — дают возможность полнее учитывать конкретные условия работы.

4. По виду обобщающего показателя они делятся на абсолютные, относительные и временные. С помощью абсолютных показателей определяется разность между стоимостными оценками результатов и затрат, связанных с реализацией исследовательских проектов. Относительные показатели определяются как отношение стоимостных оценок результатов проектов к совокупным затратам на их реализацию. Временные показатели используются для оценки срока окупаемости затрат.

5. По методу сопоставления результатов и затрат показатели делятся на статические и динамические. Статические показатели отражают денежные потоки, которые возникают в разные моменты времени и оцениваются как равномерные.

При применении динамических показателей денежные потоки, которые вызваны реализацией исследования, приводятся к единому моменту времени с помощью коэффициента дисконтирования, обеспечивая сопоставимость разновременных результатов и затрат.

Таким образом, существует большое разнообразие показателей. Задача исследователя состоит в том, чтобы осуществить оценку эффективности при помощи тщательного отбора показателей, достаточных для адекватного отражения результата исследования и представляющих собой совокупность, обладающую системными качествами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.