Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синектика






Синектика (в пер. с греч.) означает сочетание разнородных, а иногда даже несовместимых элементов.

В исследовательской деятельности синектика является методом стимулирования творческой активности, при котором создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче.

Название методу дал его автор У. Гордон в 1961 году, который впоследствии создал фирму «Синектикс» по обучению данной методике. Среди заказчиков «Синектикс» всемирно известные корпорации «Дженерал Моторе», «Дженерал Электрик», IBM и др.

В общих чертах цель данного метода можно сформулировать следующим образом: «делать необыкновенное привычным и делать привычное необыкновенным». С одной стороны, это способствует основательности анализа исследуемой проблемы, вопроса, а с другой – устранению начальных проблем творчества через создание аналогий. Таким образом, возникает возможность появления новых и удивительных решений.

Метод синектики является развитием метода мозгового штурма. Основное отличие синектики заключается в наличии большей упорядоченности и строгости. Выражается это в более высокой требовательности к процедуре постановки задачи, чем в методе мозгового штурма, ввиду наличия множества шагов, этот процесс более сложный и требует больше времени и усилий.

Идея синектики состоит в объединении специалистов различного профиля деятельности и владеющих приемами творчества в единую группу (5-7 человек) для совместной подготовки и решения конкретных задач.

Обобщенно можно представить следующую процедуру проведения синектики:

1) постановка проблемы в общем виде. На заседания синек- тической группы приглашаются эксперты, задача которых – прояснить проблемную ситуацию «как она дана»;

2) анализ проблемы. Основная цель данного этапа – превратить незнакомую проблему в привычную, знакомую, т.е. сформулировать проблему так, как ее понимают. Участники группы генерируют формулировки проблемы, а задача эксперта или руководителя выбрать наиболее удачную;

3) отсеивание первых решений. На этом этапе происходит поиск различных идей решения проблемы в той формулировке, которая была дана на предыдущем этапе. Основная задача – найти новую точку зрения на рассматриваемую проблему;

4) определение главных трудностей и противоречий, препятствующих решению;

5) подбор наводящих вопросов и переход к решению проблемы с помощью аналогий. Этап включает:

– поиск примеров из техники или природы, где решаются аналогичные задачи;

– развитие аналогий (разработка устройств, подбор материалов, инструментов и пр.).

Синектика состоит из двух основных процессов:

1) превращение неизвестного в известное. Предполагает сведение новой проблемы к уже известной, привычной;

2) превращение известного в неизвестное. Здесь речь идет о переосмыслении привычного, известного, взгляде на него совершенно по-новому.

Основными инструментами синектики являются аналогия или метафора. Их использование помогает участникам найти нетрадиционные, творческие решения задач и способы исследования проблем. При помощи аналогий становится возможным абстрагироваться от реальности, выйти за рамки принятых и устоявшихся алгоритмов и решений, освоить абстрактное мышление, увидеть старые проблемы в новом свете.

В синектике применяется четыре вида аналогии – прямая, личная, символическая, фантастическая.

Прямая аналогия предполагает сравнение одного объекта с другим, находящимся в совершенно другой области знаний, технике, для заимствования какого-либо параметра. Например, можно провести прямую аналогию между полетом птицы и самолетом, работой живого организма и деятельностью социально-экономической системы и т.д. Примеров использования прямой аналогии в истории достаточно. Так, Г. Форд заимствовал идею конвейера по сборке автомобилей из технологии разделки свиных туш. Посетив одну из чикагских боен, он обратил внимание на строгую последовательность операций, которую и перенес на производство автомобилей. Швейцарец Ж. Деместрель придумал застежку «липучка» после того, как каждый раз после прогулки вытаскивал колючие плоды репейников из густой шерсти своей собаки.

Личная аналогия (эмпатия, субъективная аналогия) основывается на отождествлении себя с объектом исследования. Суть ее состоит в том, чтобы самому войти «в образ» и прочувствовать все нюансы происходящего с этим объектом. Достаточно ярким примером такой аналогии является, например, вхождение в образ искомого преступника следователем. Поставив себя на место преступника, становится возможным проиграть ситуацию: «где бы я мог скрыться, если бы меня искали».

Для развития личной аналогии можно использовать следующие приемы [Мухин В.И. Исследование систем управления: учебник / В.И. Мухин. – М.: Экзамен, 2002. – С. 314]:

– описание фактов воображаемого положения исследуемого объекта от первого лица;

– описание эмоций и чувств, приписываемых объекту;

– эмпатия, отождествление себя с исследуемым объектом, вживание в его цели, функции, трудности.

Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления, т. е. суть проблемы или ее решение описывается краткой метафорой, которая, с одной стороны, характеризует проблему, а с другой – является противоречием. Цель символической аналогии – выявить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Например, книга – немой собеседник, выставка – организованная случайность.

Фантастическая аналогия предполагает формирование фантастических образов, выполняющих то, что требуется условиями задачи. При помощи применения данной аналогии становится возможным увидеть неожиданное решение проблемы, которое не может быть найдено в реальном мире в силу существования противоречащих объективных законов. При составлении такой аналогии можно выдумать любые несуществующие физические законы, использовать нереальные вещи из сказок (сапоги-скоро- ходы, скатерть-самобранку, ковер-самолет).

Принцип работы такой аналогии заключается в следующем: введение в решаемую задачу фантастических условий; нахождение фантастического решения; выявление того, что мешает его применить в обычных условиях; устранение этой помехи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.