Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация систем. методов, видов управления






Система (от греч. systema — составленное из частей, соединен­ное) — это взаимосвязанная совокупность элементов (и их частей), образующих определенную целостность и единство, предназначен­ная для достижения конкретной цели и находящаяся во взаимодей­ствии с окружающей внешней средой.

Элементы (или объекты) системы — это неограниченное множе­ство частей или компонентов (физических, социальных, абстракт­ных и др.).

Свойства — это качество параметров объектов системы. Свойства позволяют охарактеризовать объекты системы численно, выражая их в единицах.

Связи системы — это то, что соединяет объекты и свойства в сис­темном процессе в целое.

Имеется несколько классификаций систем, из которых наиболее многосторонней является классификация, разработанная по принципу человек—окружающий мир (рис. 1.1).

Естественные материальные системы включают системы неор­ганической природы (физические, химические, геологические и т. п.) и живые системы. Особый продукт материальных систем образуют специальные системы. Интеллектуальные (абстрактные) системы являются продуктом человеческого мышления и также могут быть разделены на ряд типов.

Кроме того, выделяют сложные и простые системы, среди слож­ных — целенаправленные (поведение которых подчинено достижению определенной цели) и самоорганизующиеся (способные в процессе функционирования изменять свою структуру).

Детерминированной системой считают такую, в которой составные части взаимодействуют строго определенным способом,

вероятностной системой — такую систему, для которой нельзя сде­лать точного детального предсказания ее поведения в различных си­туациях, т. е. система остается неопределенной.

При двух классификационных признаках все систе­мы можно подразделить на пять категорий: простые и сложные де­терминированные; простые, сложные и очень сложные вероятност­ные.

Естест.сист. Искусств.системы

Рис. 1.1. Классификация систем (с учетом разработок В. Д. Могилевского)

Чем сложнее система, тем шире состав выполняемых ею функций, тем более разнообразные формы может принимать управ­ление.

Сложные системы имеют следующие свойства: ориентированность; структурность; взаимосвязанность; иерархичность; множественность описания; постоянность;

непрерывность; эффективность.

Эффективность например определяет соответствие реальных (фактических или ожидаемых) результатов управления, степень достижения цели управления. Только эф­фективный процесс управления является целесообразным;

Важным свойством является несводимость отдельных элементов к свойствам системы в целом. С этим свойством тесно связаны понятия «агрегирование» и «декомпозиция». Агрегирование — объединение нескольких парамет­ров системы низшего уровня в параметры системы более высокого уровня. Декомпозиция — разделение целого на части выделением функций или целей управления, а также агрегатов и элементов системы;

адаптация — способность изменения целей и параметров систе­мы при изменении условий ее функционирования;

живучесть — способность изменять цели и параметры функци­онирования системы при отказе или повреждении отдельных ее элементов;

надежность — свойство реализовать заданные функции с задан­ными параметрами качества;

безопасность — способность не наносить недопустимые воздей­ствия среде и самой системе;

стойкость — способность выполнять функции при экстремаль­ных изменениях внешних и внутренних условий.

Практически все существующие системы управления динамич­ны и имеют три типа поведения (режима): равновесный, переход­ной и периодический.

В организационных системах управления устойчивость подраз­деляют на техническую и функциональную.

Устойчивость системы может быть абсолютной, т.е. оценивае­мой по всем ее свойствам, и относительной, когда оценку проводят с помощью функционального показателя.

Методы управления — это система способов и приемов воздей­ствия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата.

Существует несколько классификаций методов управления. По наиболее распространенной классификации методы делят на три группы (рис. 1.7):

1. Экономические методы управления. Использование этих методов ос­новано на системе экономических интересов личности, коллектива, общества и государства.

2. Организационно-распорядительные или их назы­вают административными.

3. Социально-психологические методы управления, основанные на формировании и развитии общественного мнения.

В практике управления все методы взаимосвязаны между собой, находятся в жестком взаимодействии и образуют единую систему.

Рис. 1.7. Методы управления

Методы управления независимо от их направленности имеют определенные организационные формы воздействия на управляе­мый объект. По видам воздействия на объект управления различают прямое и косвенное воздействие, по формам организации выработ­ки управленческих решений — единоличные и групповые.

Экономические методы управления — это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических за­конов.

Содержание экономических методов управления состоит в целе­направленном воздействии на экономические интересы личности, коллектива, государства в целях достижения наилучших результатов их функционирования с наименьшими требованиями и материаль­ными затратами.

Материальное воздействие выступает в трех формах: обществен­ное, коллективное и индивидуальное (личное). Методы управления, оказывающие экономическое воздействие на коллективные и ин­дивидуальные интересы, могут иметь положительную (материаль­ное стимулирование) и отрицательную (материальные санкции) на­правленность.

Различают три группы материальных интересов: государственные, коллективные и личные.

Государственные материальные интересы заключаются в росте и совершенствовании общественного производства для повышения благосостояния всего населения страны; коллективные материаль­ные интересы — в совершенствовании деятельности и росте при­быльности конкретного предприятия и связанном с этим повыше­нии уровня вознаграждения занятых в нем сотрудников.

Личные материальные интересы связаны с увеличением трудо­вого вклада каждого работника с целью получения более высокого материального вознаграждения.

Нерациональное использо­вание экономических методов приводит к таким отрицательным явлениям, как значительная дифференциация населения по уров­ням доходов, что может привести к социальной напряженности, увеличению уровня экономических преступлений и т. д.

Для реализации экономических методов уп­равления, общество может использовать различные институцион­ные структуры и механизмы.

Организационно-распорядительные методы управления (ОРМУ) - на основе указов, законов, постановлений, при­казов, распоряжений, указаний, инструкций и других администра­тивных документов.

Государство через специально созданные органы управления (ми­нистерства и ведомства, муниципальные органы) осуществляет оп­ределенное административно-организационное воздействие на ор­ганы и объекты управления путем установления обязанностей, прав и ответственности каждого звена и уровня системы управления.

Особенностями административно-организацион­ных методов управления являются: оперативность; прямое воздейст­вие на управляемый объект; обязательность выполнения указаний, распоряжений, приказов; ответственность за невыполнение приказов и распоряжений; персональная ответствен­ность за выдачу ошибочных решений.

Акты управления, осуществляемые в рамках административ­но-организационного управления, подразделяют на два вида: нор­мативные и индивидуальные. Нормативные акты управления не имеют конкретного адресата. Они содержат общие нормы действий применительно к тем или другим условиям и рассчитаны, как пра­вило, на продолжительное время. К ним относятся положения об управленческих органах, должностные инструкции, нормы и нор­мативы, стандарты и т. д.

Индивидуальные акты управления адресуются конкретным объ­ектам управления. К ним относятся приказы, циркуляры, распоря­жения, указания.

Задача административно-организационного воздействия — обес­печить четкие действия управленческого аппарата, всех подразделе­ний и служб. Осуществляемые в форме приказов и распоряжений управленческие решения не должны противоречить существующему законодательству, правовым актам и положениям.

В зависимости от проблемы, которая стоит перед структурой уп­равления, ОРМУ подразделяют на две группы: приемы, методы и средства краткосрочного распорядительного воздействия; приемы, методы и средства длительного воздействия.

Краткосрочные распорядительные воздействия на органы управ­ления или отдельных должностных лиц осуществляются через еди­ничные административные распоряжения, которые представляют юридическую форму оперативных организационных команд. Крат­ковременные распоряжения призваны обеспечить четкое функци­онирование организационных систем, повседневную слаженную работу органов управления, их структурных подразделений и долж­ностных лиц.

Длительные распорядительные воздействия осуществля­ются при помощи административных актов длительного действия, имеющих юридическую правовую силу, — директив, положений, уставов, правил, инструкций и т. п.

Регламентирующие методы управления включают: общеорганизационные, определяющие общие принципы устройства органов власти;

структурные, определяющие структуру органов власти, т. е. звеньев и уровней управления;

должностные, определяющие должностной статус каждого лица, обладающего властью;

функциональные, определяющие порядок функционирова­ния тех или иных властных структур и общественных организа­ций.

Регламентирующие методы управления основаны на использо­вании нормативов и норм.

Норма — это величина, характеризующая естественные условия протекания природных и антропогенных процессов.

Норматив — это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу чего-либо.

Нормативы подразделяются на: организационные: нормативы времени, трудовых за­трат, расхода материальных средств и т. п., применяют их к тем сторонам де­ятельности органов управления или отдельных должностных лиц, которые в силу объективных причин не могут быть жестко регла­ментированы. Они устанавливают границы определенных процессов; численности, например работников земельной службы, приходящихся на 1 тыс. чел. населения; нормативы предельно допустимой концент­рации вредных веществ в атмосфере, почве и т. д.; нормативы объемов проводимых землеустроительных действий и т. д.

Инструктирование включает в себя различные виды информиро­вания: предостережение, разъяснение, ознакомление, советы и т. п. Инструктирующие методы управления направлены на предуп­реждение непрофессиональных действий, которые могут повлечь за собой социальные, экологические и экономические негативные по­следствия.

Социально-психологические методы управления представляют со­бой механизм воздействия на органы управления и конкретных ис­полнителей через социально-психологические интересы.

Классификация социально-психологических методов управления определяется уровнем иерархии социальных процессов, которая включает общество, коллектив, группу, личность.

Методы управления коллективами и группами включают следующие действия:

оценка индивидуальных качеств работников;

выработка целей, создающих условия для максимального прояв­ления профессиональных качеств работников;

создание обстановки, условий, ориентирующих поведение конкрет­ной личности в направлении проявления ее лучших созидательных качеств.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.