Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что иудейские ученые думают о приходе Мессии






Один из наиболее широко признанных иудейских экзегетов РаМБаМ, рабби Моисей бен Маймон, более известный под име­нем Маймонид, писал своим друзьям такие же письма поддерж­ки, как и апостол Павел. В своем послании Иггервт Тейман (Йеменское послание) он излагает следующий материал, имею­щий отношение к нашей теме:

«Но Даниил истолковал нам глубины познаний о последних временах. Однако, поскольку они являются тайной, мудрецы, да будет благословенна память о них, запретили исчисление дней прихода Мессии, чтобы простой народ не погиб, когда увидит, что настали последние времена, но нет никаких приз­наков Мессии. По этой причине мудрецы, да будет благосло­венна память о них, провозгласили: “Проклят всякий, кто исчисляет конец времени...” Однако мы не можем утверж­дать, что Даниил ошибался в своих исчислениях...»[159]

В своей работе «Законы и войны Мессии-Царя» РаМБаМ да­ет подробное описание средневековых мессианских ожиданий и представляет свой собственный общий и нерушимый принцип:

«Мы не можем знать, во всех этих и подобных вопросах, как они будут исполнены, поскольку они сокрыты даже от проро­ков. Наши наставники не имеют особых доктрин об этом, они просто следуют тому, о чем говорится в отдельных стихах Писания, которые не представляют единого учения. В любом случае, главное — не выдвигать требований о точности по­рядка следования в этих доктринальных вопросах... посколь­ку это не ведет ни к страху Господню, ни к любви. Таким образом, давайте не думать о Последних Днях. Мудрецы го­ворят: “Проклят всякий, кто исчисляет конец времени”».[160]

Однако, несмотря на эти предупреждения, в иудейской лите­ратуре можно найти десятки предсказаний, дающих год при­шествия Мессии. Даже сам РаМБаМ, в том же самом Иггерет Тейман, был «повинен» в том, что определил «год спасения» как 1212-й, до которого он, к счастью, не дожил.

Составитель основ Талмуда, рабби Иехуда (ха-Наси — Прим. мерее.), который удостоен чести называться просто «рабби», поскольку никто другой не мог сравниться с ним, гово­рит о временах, на которые ссылается пророчество Даниила: «Эти времена давным-давно минули». [161]

Эти две взаимно исключающие точки зрения — о том, что, с одной стороны, время пришествия Мессии уже в прошлом, и тем не менее, с другой стороны, Его приход ожидается со дня на день — существуют бок о бок в удивительной гармонии. В Тал­муде имеются фрагменты, в которых подчеркивается полная не­ожиданность явления Мессии: «Три [вещи] приходят без пред­упреждения: Мессия, скрытое сокровище и скорпион». [162] Не­которые из ученых, например, рабби Хиллел, говорили: «Не бу­дет Мессии для Израиля, потому что они уже имели ра­дость видеть Его в дни Езекии». [163] Согласно третьим, Израиль не будет иметь царя из дома Давидова «до тех пор, пока мертвые не воскреснут снова и пока не придет Мессия, Сын Давидов». [164] «Но если Израиль сможет соблюдать заповеди о Субботе две Субботы, они будут немедленно спасены».[165] За всей этой неразберихой, однако, рабби видели предание Илии, согласно которому Мессия должен прийти после 2000-летнего владычествования Закона, «но что касается наших грехов, которые были огромными, все обернулось так, как оно обернулось». [166] Даже в хорошо известной молитве о Вели­ком Дне Искупления, которую мы рассмотрим в главе о Стра­дающем Мессии, мы находим слова:

«Мессия, оправдание наше, отвернулся от нас: мы глубоко потрясены и мы не знаем, где искать того, кто искупит нас...»[167]

В Талмуде приводится пространная дискуссия о пришествии Мессии, которая начинается с утверждения Рабби о том, что «эти времена давным-давно миновали». Сущность проблемы за­ключается в том, зависит ли пришествие Мессии от покаяния или соблюдения субботы. В конце концов, один из мудрецов ссылается на слова из Исаии (49: 7); «...поклонятся ради Госпо­да, Который верен, ради Святого Израилева, Который избрал Тебя». И рабби Елиезер замолчал, потому что «это означа­ет, что спасение придет в любом случае, даже без покаяния [168]. Даже этот фрагмент, после которого следует дискуссия о рабе Господнем как «завете для народа», в истолковании рабби имел мессианский характер.

Разрушение Храма и рассеяние иудеев было для мудрецов по­ражением их националистических верований, поскольку Мессия должен был прийти во времена Второго Храма. Аггей (см. 2: 9) дает обетование: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего». Малахия (см. 3: 1) говорит: «...И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, И Ангел заве­та, Которого вы желаете; вот. Он идет...» Рабби Давид Кимхи говорит: «Господь, Ангел завета — это Мессия». Когда в Захарии 11: 13 говорится о 30 серебренниках, которые следовало бро­сить «в дом ГОСПОДЕНЬ» и в которых просматривается намек на Иуду Искариота, предполагается, что Храм существует. Да­лее, в псалме 117: 26 — гимне, который, согласно утверждениям рабби, будет исполняться для Мессии во время Его прихода, — говорится: «...Благословляем вас из дома Господня». Таким об­разом, Мессия должен прийти до разрушения Второго Хра­ма.

Однако Библия все-таки устанавливает другое время для пришествия Мессии — время, которое обычно не приходит на ум. В библейском фрагменте, описывающем благословение Иа­кова, мы читаем, что «не отойдет скипетр от Иуды... доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов».[169] Это означа­ет, что колено Иудино должно сохраниться как таковое до тех пор, пока Мессия, Который должен быть «заветом для народа», не произойдет из него. В Книге Ездры 1: 5-8 нам показывается, что Иуда хранила знание о происхождении своего народа на протяжении всех 70-ти лет пленения. Иудеи сохраняли инфор­мацию о своих генеалогических корнях вплоть до прихода Иису­са, потеряв ее только после разрушения Храма. Когда римляне завоевали иудейскую землю, Синедрион по-прежнему имел право вынесения смертного приговора убийцам. В раннем детстве Ии­суса, в 6-м году по Р.Х., царь Архелай был смещен за свою же­стокость и тайные происки. Историк Иосиф Флавий говорит нам, что некий ессей по имени Симеон пророчествовал, что сей правитель, который является лишь «номинальным» иудеем, будет свергнут в течение первых десяти лет своего царствования, что на самом деле и произошло. Он был вынужден бежать в Гал­лию, и Квириний, упомянутый в начале Евангелия от Луки, продал его собственность как имперскую.[170] Таким образом, Копоний был назначен прокуратором Иудеи, и Синедрион потерял большую часть своей власти. Именно это имеют в виду иудеи в Иоанна 18: 31, когда говорят Пилату: «Нам не позволено преда­вать смерти никого».

Ограничение национального самоуправления и права судить стало ужасной трагедией для иудеев. Рабби Рахмон говорит:

«Когда члены синедриона увидели, что они лишены права ре­шать вопрос о жизни и смерти, ими овладел ужасный испуг и отчаянье. Они посыпали головы пеплом и облачились во вретище, причитая: “Горе нам! Скипетр Иуды отошел от нас, а Мессия еще не пришел!»[171]

В свете всего этого, предположения рабби о возможном пер­вом пришествии Мессии совершенно нелогичны — Он уже дол­жен был прийти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.