Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иаков видит лицо Бога






Одна из наиболее непредвзятых по-мессиански интерпретируемых иллюстраций Пятикнижия рассматривает случай, произошедший в жизни Иакова. О нем так мало сказано в древней литературе, что мы представляем это сейчас, нарушая хронологический порядок повествования. В 32-й главе Книги Бытие мы читаем, как Иаков боролся у потока Иавок с каким-то «человеком» и просил у него благословения. Иаков получил новое имя — Израиль, что означает: «он борется с Богом», поскольку он «боролся с Богом и с человеками» и победил. Иаков дал тому месту название «Пенуэл», означающее «лицо Бога», и сказал: «Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя». Для описания этого таинственного ночного явления используются два названия: Peniel и Penuel (Быт.32: 29-20). Мидраш Рабба, комментируя это, говорит, что Иаков «видел лицо Божье в Духе Святом» (буквально в “шехине”, присутствии Бога).

Сцена, описывающая то, как Иаков боролся с ангелом, привела к активизации размышлений о Мессии среди мудрецов. Онкелос Таргум констатирует, что на самом деле Иаков видел «Ангела ГОСПОДНЯ». Но кто такой этот «Ангел Господень» и кто такой «Пенуэл»? В Исаии 63: 9 представлена таинственная загадка, которая, несомненно, связана с описанием сцены у потока Иавок. Исаия говорит:

«Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лика [евр. “лицо, видимый образ”; в англ. переводе — “присутствие”. Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние».

Рабби говорят, что «Ангел присутствия» означает «Ангел Завета и Князь лика». На иврите эта фраза — Sar ha-Panim — буквально означает «Князь ликов» или «Князь видимого образа». Рабби Давид Кимхи, комментируя Малахию 3: 1, говорит, что Господь, Который «внезапно придет в храм Свой», будет «Мессией Царем, Который является Господом Завета».[138] Раз так, то мы можем заключить, что Иаков имел мессианское переживание, так как видел лицо Мессии.

Христос как «Князь Лика Его»

Иудейская молитвенная книга Силур ха-Шалем содержит среди новогодних молитв (о звучании шофара) одну примечательную молитву, в которой упоминается об «Иисусе, Князе Лика Его». Мне известны два случая, когда некие молодые люди, поинтересовавшиеся, кто же такой этот Иисус на самом деле, были изгнаны из синагоги. Эта молитва гласит:

«Да будет воля Твоя на то, чтобы звук этой трубы донесся в ковчег Божий посредством нашего посланника Тартиела, имя которому дано Илия, да будет благословенна память о нем, и через Иисуса, Князя Лика Его и Князя Метатрона, и да будет благодать с нами. Будь благословен, Господь благодати».

Имя «Иисус» упоминается в этой молитве в его нормальной еврейской форме — Jeshua, что означает «Спаситель».

Мы можем видеть здесь, что Сидур отождествляет имена: «посланник Тартиел», «Иисус, Князь Лика Его» и «Метатрон». Происхождение имени «Тартиел» неизвестно, но одно из предположений заключается в том, что оно происходит от слов tartei El, что значит: «другая форма Бога», в которой Он открывает Себя, — впрочем, когда эти слова преобразуются в имя, буква «тав» изменяется в «другую Т» еврейского алфавита — букву «тет». Что касается странного имени «Метатрон», то оно происходит от греческого meta thrown, что означает: «тот, кто сидит на троне». Таргум Ионатана говорит в отношении Бытия 5: 24, где мы читаем о Енохе (как он ходил пред Богом и как «не стало его»), что «Он вознесся на небеса и Бог назвал его именем Метатрон, Великий Книжник».

Бывший главный рабби Стокгольма, профессор Готтлиб Клейн, в работе, опубликованной в 1898 году, объясняет основные черты Метатрона в стиле иудейской литературы:

«Метатрон является ближайшей личностью к Богу — тем, кто служит Ему. С одной стороны — он посланник Бога, Его доверенное лицо; с другой стороны — он представитель Израиля перед Богом... Метатрон известен также как Sar ha-Panim — “Князь Лика Его”, или просто как “Князь”, и он сидит в самом внутреннем покое Божьем (penim). Численное значение слова “Метатрон” совпадает со значением слова “Шаддай” (Shaddai) — “Всемогущий”. Таким образом, он является посланником Всемогущего. Шаддай, — (10+4+300)= 314 и Метатрон (50+6+200+9+9+40)= 314».

Профессор Клейн также подробно пишет о том, почему в иудаизме имя Metatron часто отождествляется с термином «Слово», или Logos, и он показывает, что в Талмуде существует пять таких посредников: «1. Метатрон. 2. Слово, Яхве, Mimra. 3. Осеняющая Божья слава, Shechina, 4. Божий Дух Святой, Ruah ha-Qodesh. 5. Голос с Небес, Bath Qol (буквально: «дочь голоса»). [139]

Основные функции Метатрона — это молитвенное ходатайство. Талмуд говорит, что ангелы понимают только иврит.[140] Только Метатрон, защитник Израиля, может приблизиться к престолу Божьему, когда Он рассматривает («засчитывает») добрые дела Израиля.[141] Когда строился израильский Ковчег Завета, ангелам было поручено возвести на Небесах обитель для «юноши, имя которого Метатрон, и в эту обитель он будет приносить души праведных для искупления Израиля во время рабства».[142] Эта идея об «искуплении» появляется в приложении к молитвенной книге Сидур, где сказано, что таким образом трубный звук и молитвы предстанут «пред престолом и будут ходатайствовать за нас, искупая все наши грехи».

Однако самые важные ассоциации, которые имеет это загадочное имя, созданное рабби, — с «Ангелом Завета» и «Ангелом Господним». В 6-й главе Судей приведено описание того, как Ангел Господень явился перед Гедеоном. Мы читаем, что «Господь, воззрев на него, сказал...» и «...сказал ему Господь...», и, соответственно, мы отождествляем Ангела с ГОСПОДОМ. Гедеон восклицает: «...Владыка Господи!.. я видел Ангела Господня лицом к лицу» (стихи 14, 16 и 22). Но что, по мнению рабби, столь уж исключительного в этом Ангеле Господнем?

Когда самый известный в средние века рабби РаШИ рассматривал этот вопрос, он ссылался на Исход 23: 20-21:

«Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил... Слушай гласа Его; не упорствуй против Него... ибо имя Мое в Нем».

РаШИ предполагает, что слова, приведенные в конце данного стиха «имя Мое в Нем», означают: «Мы с Ним имеем одинаковое имя».

«И наши рабби утверждают, — продолжает он, — что это Метатрон, имя которого совпадает с именем ГОСПОДА. Численное значение имени “Метатрон” соответствует значению имени “Шаддай” — имени Всемогущего».

Именно о нем говорил Моисей в Книге Исход (33: 15); «...Если не пойдешь Ты Сам (евр. слово, означающее “ лицо ”. с нами, то и не выводи нас отсюда». РаМБаН видит в этом и предыдущем стихах Метатрона и Ангела Завета. Ничего удивительного, что уже в Талмуде мы находим простое утверждение, что Метатрон является также Князем Лика Его. [143]

Такие дискуссии в самом деле ведут нас в незнакомые области, но они наглядно показывают порой иррациональные корни мессианства. Христос является «другой формой самовыражения Бога»; Он сидит «на престоле» и действует как наш защитник; Он в полной мере является Господом, и Божье «имя на Нем»; во Христе мы видим лицо Божье.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.