Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иудеи видят Мессию в псалмах






Иудеи видят в псалмах Мессию примерно так же, как христиане. Однако в связи с тем, что они общаются на ориги­нальном языке псалмов, они находят в них тайные ссылки, ко­торые затем применяют в своих собственных концепциях о Мес­сии. Прежде чем подробно рассматривать сами псалмы, стоит привести несколько примеров, иллюстрирующих мессианские на­дежды мудрецов.

а) В христианских кругах псалом 20 обычно вообще не счи­тается мессианским. Однако Мидраш видит Мессию-Царя в его втором и четвертом стихах; РаШИ дает такую же интерпрета­цию 7-му стиху, а Таргум — 8-му. Мы процитируем здесь те стихи, с которыми связаны эти мессианские ожидания:

«Господи! силою Твоею веселится царь... Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота. Он просил у Тебя жизни, — Ты дал ему дол­годенствие на век и век. Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие. Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостию лица Твоего. Ибо царь уповает на Господа и по благости Всевышнего не поколеблется».

Мидраш, комментирующий псалмы, говорит об этом царе следующее:

«Это Мессия, Сын Давидов, который был сокрыт до послед­них дней. Рабби Танхума говорит: “Мессия-Царь придет только для того, чтобы дать миру шесть заповедей, например о Празднике Кущей, (использовании) пальмовых веток и филактерий, но весь Израиль будет изучать Тору... и почему же так? Потому что язычники будут искать Его”».

После этого Мидраш задает вопрос:

«Кто же этот царь?.. Бог коронует царя не из плоти и крови, но Святой наш — да будет Он прославлен — отдаст Свою собственную корону Мессии-Царю, потому что о Нем сказа­но: “Ты... возложил на голову его венец из чистого золота”. Бог не оденет земного царя в Свою собственную царскую[183] мантию, скорее, Он дарует ее Мессии-Царю, ибо сказано: “Ты возложил на него честь и величие”... И Он будет звать Мессию-Царя по имени, ибо сказано: “И вот — имя Его, ко­торым будут называть Его: “ГОСПОДЬ — оправдание на­ше! ”».

Даже Мидраш по Книге Исход говорит об этом же самом венце следующие слова:

«“И жезл Божий Моисей взял в руку свою”.: Бог не украсит земного царя Своим венцом; Святой наш — да будет Он про­славлен — возложит Свой венец на голову Мессии-Царя».[184]

В связи с 8-м стихом Таргум говорит, что «Мессия-Царь» упо­вает на ГОСПОДА. Важно отметить, что, согласно рабби, цар­ская мантия и венец должны являться частью облачения Мес­сии. Молодому же рабби из Назарета (по мнению иудеев) эта мантия и терновый венец были даны только для того, чтобы его высмеять.

б) Рабби присовокупляют такую же прекрасную аллегори­ческую дискуссию к брачному мистицизму 44-го псалма. Самые знаменитые иудейские экзегеты согласны с тем, что этот псалом говорит о «Мессии-Царе». Возможно, что «мессианский привкус» этого псалма лучше чувствуется на языке оригинала, чем в переводе. Поэтому мы приведем здесь стихи этого псалма, относящиеся к ожиданию будущего спасения, переведенные с иврита[185]:

«Песнь любви. Излилось из сердца моего слово благое; я го­ворю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца. Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки... Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты воз­любил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Тво­их... Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки» (Пс. 44: 2-3, 7-8, 18).

Примечательно, как Мидраш сопоставляет эту песнь в про­славление царя с другими частями Ветхого Завета. Мидраш по псалмам констатирует:

«Таким образом, те, кто верят в Мессию (доел. с иврита: «праведники Того, Кто должен прийти»), однажды воздадут славу присутствию Божьему и не понесут вреда (от Его свя­тости), как написано: “Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей во­век” (Пс. 15: 11). Израильтяне спрашивали: “Когда Ты иску­пишь нас? ” Он ответил им: “Когда вы будете страдать от тяжелейших притеснений, тогда Я искуплю вас”, как написа­но: “И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе и поставят себе одну главу...” (Ос. 1: 11). Он сказал: “Ибо... утроба наша прильнула к земле” (Пс. 43: 26)... и точно так же, как роза цветет и открывает свое сердце кверху, так бу­дет и с вами, когда вы раскаетесь предо Мной, ваши сердца обратятся вверх, как сердца роз. И в этот момент Я пошлю вам Мессию, ибо сказано: “Я буду росою для Израиля” (Ос.14: 6)».

Мидраш продолжает и комментирует слова «песнь моя о Ца­ре»:

«Это пророчество о Грядущем, и Анна тоже говорит, что “ГОСПОДЬ убивает и оживляет, низводит до могилы и воз­водит”. Таким образом, они будут низведены, и их чресла достигнут могилы, и тоща Я немедленно возведу их; потому и сказано “Он низводит до могилы и возводит”».[186]

В Талмуде приводится похожая картина спасения Израиля от «тяжелейших притеснений» в последние дни.

в) Очень часто, глядя через призму псалмов, древнейшие раввинистические источники видят у Мессии «надысторические» черты. В качестве примера такого истолкования мы можем упо­мянуть псалом 71. Как Таргум, так и Мидраш считают весь этот псалом мессианским. Мы процитируем его здесь с сокращения­ми:

«Даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду... Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не преста­нет луна. Он будет обладать от моря до моря... Он избавит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощни­ка. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спа­сет... Будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его. И благословятся в нем племена; все народы ублажат его» (Пс.71: 1, 7-8, 12-13, 17).

Ветхозаветный «ассоциативный» метод, о котором мы говори­ли в начале книги, явно бросается в глаза при комментировании этого псалма:

Согласно Мидрашу, Царь, который избавит нищего и угне­тенного, — это Мессия, «ибо написано: “Произойдет отрасль от корня Иессеева... Он будет судить бедных по правде...”» (Ис.11: 1, 4). Весь псалом, говорит Мидраш, — это «прославление Мессии-Царя». Стих 17 на иврите звучит сле­дующим образом: «Еще до того, как было солнце, Его имя было Yinnon», что значит: «да будет он расти» — одно из восьми ветхозаветных имен, означающих «отрасль», как в приведенном фрагменте Книги Исаии. Мидраш также счита­ет, что это имя было дано Мессии «до сотворения мира».

РаШИ ссылается на 71-й псалом в своем истолковании Ми­хея 5: 2, где говорится о Владыке Израиля, Который родится в Вифлееме и «Которого происхождение из начала, от дней веч­ных». Согласно РаШИ, Он является

«Мессией, Сыном Давидовым, как говорит псалом 117, он есть “камень, который отвергли строители”, и Его происхож­дение от древних времен, ибо “еще до того, как было солнце, Его имя было Yinnon”».

Р. Давид Кимхи, без которого, согласно мудрецам, «нет пра­вильной библейской экзегезы», неожиданно говорит:

«В мессианский век будет сказано, что Его “происхождение из начала, от дней вечных”; “Из Виф­леема” означает, что Он будет из дома Давидова, по­тому что между Давидом и Мессией-Царем существует длительный промежуток времени; и Он — El (Бог), вот почему Он происходит “из начала, от дней вечных”».[187]

Более того, псалом 71 говорит нам, что Мессии будут прине­сены дары, и Талмуд интерпретирует это так, что ^Египет при­несет дары Мессии». [188] Такая же тайна появляется в благосло­вении Иакова в связи с именем Шило (Shuo). Псалом 75: 12 со­держит фразу, которая похожа на это имя — shai lo, или «дары для него»: «Все, которые вокруг Него, да принесут дары Страш­ному». Таким путем иудейская библейская экзегеза строит внут­ренние «мостики» от одной скрытой ссылки на Мессию к другой.

г) Кроме этих «надысторических» свойств, рабби нередко ви­дят намеки, которые сама Библия едва ли уполномочена рас­крывать, но которые, тем не менее, имеют свою собственную внутреннюю логику в мире мудрецов. В псалме 77 дается обето­вание: «Открою уста мои в притче, и произнесу гадания из древности». Стих 41 предлагает на наше рассмотрение сле­дующую фразу: «И снова искушали Бога, и оскорбляли Свято­го Израилева». Эта особенная фраза: «Святой Израилев» 25 раз появляется в Книге Исаии. Например, при описании приближе­ния «завета милости» Исаия говорит:

«Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа, Бога твоего, и ради Святого Израилева, ибо Он прославил Тебя» (Ис. 55: 5).

Рабби Давид Кимхи, которого считают «правильным» толко­вателем Библии, объясняет, что этот стих, а также рассмотрен­ный фрагмент из псалма 77 ссылаются на Мессию.

«Прислушайтесь: неисчерпаемая доброта, обетованная Дави­ду, приписывается Мессии, ибо Он назван Давидом... Он бу­дет учителем народов, как сказано в начале Книги Исаии (2: 4): “И будет Он судить народы, и обличит многие племе­на”».

Слово “оскорбляли” (Святого Израилева) — hitvu, — ис­пользованное в псалме, происходит от слова «tav», которое означает «метка, след» Мидраш отмечает также, что «удары плети оставляют следы на теле», точно так же, как Иезекиилъ 9: 4 говорит о «знаке» на челах всех скорбя­щих и воздыхающих об Израиле. Таким же образом РаШИ рассматривает hitvu как средство для «нанесения метки».

Один христианский рабби рассмотрел приведенные выше рас­суждения и дал свое собственное решение этой «древней загад­ки». Он отметил, что последняя буква еврейского алфавита, tav, на древних камнях и печатях была написана в виде креста. Если упомянутый библейский фрагмент рассмат­ривать с этой точки зрения, то он ссылается на распятие «Святого Израилева». Исаия 50: 6 говорит о слуге ГОСПОД­НЕМ, принимающем удары («следы от ударов»):

«Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания... знаю, что не останусь в стыде».

И псалом 128: 3 очень убедительно констатирует:

«На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои».

Мидраш говорит об этом загадочно:

«Завтра, когда настанет конец времен. Святой наш — да бу­дет Он прославлен — не скажет народам мира: “Так и так вы поступили с Моим Сыном”. Нет. Скорее, Он немедленно разрушит иго..., как сказано: “Я... сокрушил узы ярма ва­шего”...» (Лев.26: 13).

Не может ли быть так, что именно это имел в виду Павел, когда писал в 1 Коринфянам (2: 6):

«Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но муд­рость не века сего...»

Такие загадочные черты являются частью тайны Христа, и особенно это касается иудейского мессианского предания.

Из рассмотренного выше материала мы видели, что даже псалмы, которые христиане не считают «мессианскими», могут, по мнению иудейских ученых, ссылаться на грядущего Спасите­ля. С другой стороны, эти ученые рассматривают Ветхий Завет в целом как свою «платформу», с которой они выводят так назы­ваемые «надысторические» и загадочные свойства Спасителя. Основное направление иудейских мессианских ожиданий, одна­ко, лучше просматривается в тех же самых псалмах, на которые традиционно полагаются христиане при разъяснении корней своей веры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.