Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение голоса, дикции и дыхания в деятельности педагога






Дыхание

Речевое дыхание называется фонационным. На уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал, читая лекцию, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.

Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь требует большого количества воздуха, экономного расходования и своевременного его возобновления. Правильным для речевого дыхания считают диафрагмально-реберное дыхание. Механизм его заключается в следующем.

Диафрагма, сокращаясь, опускается вниз, давит на внутренние органы, находящиеся в брюшной полости. В результате этого выпячивается верхняя часть живота, грудная полость расширяется в вертикальном направлении за счет опустившейся диафрагмы. Нижняя часть легких заполняется воздухом. Расширение грудной клетки происходит при вдохе вследствие активной работы межреберных мышц, раздвигающих грудную клетку и увеличивающих объем грудной полости в горизонтальном направлении. Легкие расширяются в своей средней части и заполняются воздухом. Подтягивание нижних стенок живота (косых мышц) служит созданию опоры для диафрагмы и частичному перемещению воздуха из средней и нижней частей легких в верхнюю, что способствует заполнению воздухом всего объема легких.

При выдохе диафрагма, расслабляясь, поднимается, вдаваясь в грудную полость, продольный объем которой уменьшается, а ребра опускаются, уменьшая поперечный объем грудной клетки. Общий объем грудной клетки уменьшается, давление в ней увеличивается, и воздух выходит наружу.

В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания: после короткого вдоха–пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох.

Звуки речи образуются при выдохе, поэтому его организация имеет большое значение. Для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования известны специальные упражнения, укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы.

Голос

Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук–голос.

Голосу педагога присущи особенности. Прежде всего, это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата.

Важное условие слышимости голоса – полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.

Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса. Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменений по высоте.

Диапазон– объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона голоса ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет.

Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр – окраска звука, яркость, а также его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствуют основной тон и ряд обертонов. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса. Исходный тембр голоса может изменяться с помощью резонаторов. Различают два главных типа резонаторов: верхний (головной) и нижний (грудной). Трахея и большие бронхи – грудной резонатор. Черепная коробка, полости носа и рта – головной резонатор.

Постановка голоса – процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.

Несколько слов о гигиене голоса педагога. Как показывают специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых профессий» очень высокая. У учителей она составляет в среднем 40, 2%. Причины нарушений голоса различны. Выделяют четыре основные: повышенная ежедневная голосовая нагрузка, неумелое пользование голосовым аппаратом, несоблюдение правил гигиены, врожденная слабость голосового органа.

Дикция

Для учителя четкость произношения – профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция – это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, заднюю стенку глотки (зев), голосовые связки. Речевой аппарат поддается тренировкам и при этом нужны труд, терпение, воля.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.