Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эстетические чувства - важнейший компонент педагогического мастерства






Необходимость развития эстетических чувств будущих учителей в процессе формирования педагогического мастерства связана с рядом обстоятельств:

- на основе эстетических чувств наиболее продуктивно формируются разные психофизиологические установки, стереотипы поведения и практического действия, обусловливающие потребности и интересы личности [1].

- развитие нравственных качеств личности и приобретение опыта профессиональной деятельности прямо пропорционально чувственной отзывчивости на ситуации их передачи и усвоения;

- в процессе формирования педагогического мастерства будущих учителей надо учитывать, что убеждения личности вне чувств не существуют: убеждения тем прочнее, чем более наполнены такими эстетическими чувствами, как прекрасное и возвышенное [3];

- на гармонии мышления и чувственности, «головы» и «сердца» основывается педагогическое мастерство учителя [9]. Игнорирование этого единства всегда чревато издержками в педагогическом процессе школы, проявляющимися в инертности, грубости, жестокости учащихся.

Следовательно, развитие эстетических чувств в процессе профессиональной подготовки будущих учителей необходимо потому, что духовный мир личности – это, прежде всего, многообразные и беспрерывные переживания, целая гамма чувств, связанных с мышлением, волей, нравственностью, знаниями, культурой, мировоззрением. Чувства пронизывают все мироощущения и мироотношения человека. По выражению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, нигде личность не проявляется так целостно, как в чувствах: «В них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя» [11]. Другими словами, в эстетических чувствах выражается вся полнота человеческого бытия.

Таким образом, развитие эстетических чувств будущих учителей в процессе формирования педагогического мастерства важно и потому, что является необходимым условием развития эстетических чувств учащихся, так как:

- с помощью языка чувств учитель вызывает у школьников сопереживание, как бы заражая их своим собственным отношением к определенным взглядам, поступкам, нравственным ценностям;

- для проявления и передачи своих чувств учитель использует, прежде всего, интонационно-фонетические средства речи, а также жесты, мимику, выразительную позу и т. д.

- добиваясь чувственной гармонии, учитель получает возможность активно влиять на чувственный мир ученика – своеобразный катализатор его познавательной и практической деятельности.

- эстетические чувства, в органическом единстве с научным сознанием и эмоциональным отношением, являются основой формирования мировоззрения школьников;

- и, наконец, только учитель с развитыми эстетическими чувствами может правильно организовать эстетическое образование и воспитание школьников с учетом законов педагогического влияния на их духовность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.